Консультация для воспитателей на тему: «Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников»
консультация по логопедии (старшая группа)

Шабанова Ирина Олеговна

МАОУ «Видновская СОШ № 10»

Учитель - логопед Шабанова Ирина Олеговна 

 

Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему  работать в «унисон» с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретённые ребёнком на логопедических занятиях.

 Воспитателю следует помнить о том, что речь ребёнка развивается в общении с окружающими его взрослыми.

Воспитателю также необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти (начинать подобную работу лучше на материале неречевых звуков и постепенно вводить звуки речи - и уже усвоенные детьми, и те, которые только ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников»

МАОУ «Видновская СОШ № 10»

Учитель - логопед Шабанова Ирина Олеговна

Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением. Насущных, потому что и статистические данные, и опыт работы свидетельствуют: очень многие дети нуждаются в помощи логопеда, и большинство старших дошкольников не владеет звуковой культурой (плохая дикция, неправильное звукопроизношение), не умеют внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.

А ведь правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфи-ками или дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Конечно, основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед. Но роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна.

 Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему  работать в «унисон» с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретённые ребёнком на логопедических занятиях.

 Воспитателю следует помнить о том, что речь ребёнка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребёнок проводит большую часть дня в детском саду, является воспитатель. Вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной и, что очень важно, неторопливой, потому что при длительном общении с быстро говорящим человеком у ребёнка с ослабленной нервной системой могут развиваться тахилалия (ускоренный темп речи), логоневроз и даже заикание.

 Воспитателю также необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти (начинать подобную работу лучше на материале неречевых звуков и постепенно вводить звуки речи - и уже усвоенные детьми, и те, которые только ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

 Что ещё может и должен знать воспитатель, работающий в логопедической группе в полном контакте с логопедом? На занятиях и вне их (на прогулке, в свободном общении и т.д.) следить за речью своих воспитанников, исправлять допускаемые ошибки (в произношении звуков, в расстановке ударения), «слышать» и «слушать» детей.

От внимания и заботы воспитателя, от его терпения и доброжелательности по отношению к детям зависит успех логопеда и ребёнка в исправлении и коррекции речи воспитанников.


Список используемой литературы.

1.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 4- 6 лет», М. 1991г.

2.Сохина В.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста», М.Просвещение.1984г.

3.Фомичёва Г.А. «Воспитание правильного произношения у детей», М. Просвещение.1985г.

4.Федоренко, Фомичёва Г.А., Лотарёв В.К. «Методика развития речи детей» М. 1977г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника».

Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятель...

О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольника ( с точки зрения логопеда)

 Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.   Развитие речи включает в себя умение четко произносить звуки и различать и...

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в формировании двигательной активности дошкольников"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в формировании двигательной активности дошкольников"...

Консультация для воспитателей на тему " Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников".

Одной из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, является развитие речи. Развитие речи включает умение чётко призносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правиль...

Консультация для родителей на тему: «Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии дошкольников».

Важнейшее условие правильной речи - это плавный длительный выдох, чёткая ненапряжённая артикуляция. А для произнесения целого ряда звуков, таких. как свистящие, шипящие, сонорные. необходимо наличие с...

Консультация для воспитателей на тему: "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника".

При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Самостояте...