Главные вкладки

    О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольника ( с точки зрения логопеда)
    консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

       Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.

       Развитие речи включает в себя умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon o_roli_vospitatelya_v_formir.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    О роли воспитателя в формировании

    речевых навыков дошкольников

    (с точки зрения логопеда).

       Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

       Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.

       Развитие речи включает в себя умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д.

       Статистические данные, и собственный опыт работы свидетельствуют: очень многие дети нуждаются в помощи логопеда, и большинство старших дошкольников не владеют звуковой культурой (плохая дикция, неправильное звукопроизношение), не умеют, что называется, двух слов связать, внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.

       А ведь правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.

       Конечно, основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но и роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна.

    Но для того чтобы чему-то обучать детей, воспитателю надо поработать над собой:

    1. Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения.

    1. Воспитателю следует помнить о том, что речь ребёнка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребёнок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель. Поэтому:

    - Воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.

    - Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова.

    - Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль - способствуют лучшему усвоению речи.

    - Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.

    -  Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро.

    -  Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

    Вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной и, что очень важно, неторопливой, потому что при длительном общении с быстро говорящим человеком у ребёнка с ослабленной нервной системой могут развиться тахилалия (ускорение речи), Логоневроз и даже заикание.

    1. Воспитателю также необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти (начинать подобную работу лучше на материале неречевых звуков и постепенно вводить звуки речи – и уже усвоенные детьми, и те, которые только ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

    1. В процессе речевого общения с детьми воспитатель должен использовать и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов.

    -  Меткий жест помогает усвоению значений слов  связанных с конкретными зрительными представлениями (круглый, большой...);

    - помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,...);

    - способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

    - помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

    - являются образцами поведения детей;

           - выполняют социальную, воспитывающую функцию.

    1. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

    Например, - во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т.д.

           -  Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо,    

            руки, уши, тело), чем моют (водой, мылом, щеткой), какая вода (горячая,

            холодная, теплая), какое мыло (душистое, ароматное, белое и т.д.), чем    

           вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т.д.).

    - Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, рассказывает о посуде, о том, как её расставлять на столы.

    1. На занятиях и вне их воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

    Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её - нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

    1. Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других - меньше. Поэтому воспитатель вводит в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.

    - В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?».

    1. При подготовке утренников особое внимание надо уделять детям с различными речевыми нарушениями. Обычно им стараются не давать индивидуальных «номеров». Каждому хочется, чтобы его группа была лучшей…

    Но именно таких детей следует любыми способами вовлекать в подготовку утренников и в участие в них (читать хором, дать задание выучить стих дома для сольного номера и несколько раз прослушать его чтение, в группе).

    1. Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Воспитатель знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

    Например:

    - Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

    «Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку),

    «Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

    - Игры на обогащение словаря ребёнка:

    «Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),

    «Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

    - Игры с целью развития грамматического строя речи.

    Приготовим сок»  Из яблок сок ... (яблочный); из груш ... (грушевый); из вишни ... (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.

            - По дороге из детского сада (в детский сад)

             «Я заметил», «Волшебные очки», «Доскажи словечко».  

            Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи    

            даёт полноценное речевое развитие ребёнка.

    1. Развитием речи в логопедической группе занимаются и логопед, и воспитатель, в том числе на занятиях как общеобразовательных, так и специальных логопедических. Занятия воспитателя строятся с учётом очередной темы, намеченной логопедом, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.

    Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким образом, создаётся благоприятная основа для эффективного развития ребёнка, что в итоге способствует овладению речью.

    Воспитатель осуществляет контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

    Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне них. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, в игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять и закреплять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.

    1. Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.

    1. А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к родному языку.

       Рекомендуемая литература:

    1. М.Г.Генинг, Н.А.Герман «Обучение дошкольников правильной речи» 1980 г.изд.
    2. В.Рождественская, Е.Радина «Воспитание правильной речи». 1968 г.изд.
    3. Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №3 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи в формировании речевого поведения дошкольников

    Как правило, родители обращают внимание лишь на состояние звукопроизношения ребёнка. Но есть и другие, не менее важные стороны речи. Одна из них - чистота речи - отражает не только развитие собственно...

    Роль воспитателя в формировании экологического сознания дошкольников

    Материал представляет собой консультацию для воспитателей, где раскрываются принципы, методы формирования экологического сознания у дошкольников с учетом возраста воспитанников....

    Роль воспитателя в формировании правильных речевых навыков

    Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение, одна из существенных проблем, стоящая перед дошкольным учре...

    Консультация для воспитателей на тему " Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников".

    Одной из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, является развитие речи. Развитие речи включает умение чётко призносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правиль...

    Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника

    Консультацию "Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника" предназначена для родителей детей, которые посещают детский сад. В консультации я в доступной форме показала значение...

    Рекомендации учителя – логопеда воспитателям по развитию правильных речевых навыков дошкольников в летний период. 15.08.19

    Для успешной  коррекции  речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процессаобучения дошкольников в детском саду и закрепления полученн...