Роль воспитателя в формировании экологического сознания дошкольников
консультация по теме

Деревянкина Наталья Викторовна

Материал представляет собой консультацию для воспитателей, где раскрываются принципы, методы формирования экологического сознания у дошкольников с учетом возраста воспитанников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Роль воспитателя в формировании экологического сознания дошкольников

От руководящей роли взрослого в процессе воспитания зависит очень многое.  Не исключением является и процесс экологического воспитания детей. Воспитатель является носителем знаний об окружающем мире  и примером культуры отношения и поведения в окружающей среде.

Слайд 2

  • Экологическое воспитание познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
  • Экологическая культура –  воспитание осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют  наше непосредственное окружение.
  • Сознание (по С.И.Ожегову) – способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности; способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах

Слайд 3

 Светлана Николаевна Николаева выделяет три аспекта личности воспитателя, которые определяют результат его деятельности – продвижение детей по пути начал экологической культуры:

  • Понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;
  • Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании
  • Общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.

Экологическая культура и сознание  ребенка не может складываться без:

  • Осознания существующей в настоящее время экологической ситуации
  • Грамотного введения в суть проблем и способов их разрешения (педагогическое руководство)

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания.

Условно можно выделить четыре группы методов.

Слайд 4

Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ

Это главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование  у них практических навыков и умений:

Слайд 5

  • Отслеживание объектов (их роста и развития), понимание результатов выращивания
  • Опытническая деятельность
  • Моделирующая деятельность
  • Забота о вещах, практическая деятельность (их починка и обновление)

Слайд 6

Метод наблюдения – чувственного познания природы

Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

Организация длительных наблюдений (циклов)- это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их потребностей.

Наблюдение – это главный способ формирования у детей конкретных (сенсорных)представлений о природе, является основой образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, продуктивной, речевой (коммуникативной).

Слайд 7

Метод отраженной природы

Занимает значительное место в системе экологического воспитания.

  • Работа с календарем природы
  • Знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства (картины, музыкальные и литературные произведения, предметов народного промысла с природными орнаментами)
  • Игровые обучающие ситуации

Слайд 8

Словесно-литературный метод

В экологическом воспитании слово выполняет три важные функции

  • В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого и ребенка происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней.
  • Через монолог (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний
  • Беседа, простроенное в определенной логике общения речевое взаимодействие с детьми. Беседа помогает создать целостное восприятие изучаемого объекта или темы, позволяет обобщить знания, понимания и представления.

Важно!

Воспитатель должен быть:

  • Наблюдательным  (к среде, к интересам и пытливости своих детей)
  • Неравнодушным
  • Грамотным

Должен обеспечивать реализацию основных принципов развивающего взаимодействия

  • Создание климата взаимного доверия, психологической безопасности.                
  • Создание атмосферы, благоприятствующей появлению  новых идей.                              
  • Наличие положительной мотивации. Принуждение– враг творчества.                    
  • Восхищение каждой новой идеей.        

Слайд 9

Принципы реализации программы экологического воспитания

  1. Постепенное в течении учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному усвоению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями;
  2. Первоочередное использование непосредственно природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое изучение растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые наглядно продемонстрировать;
  3. Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы – к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по экологическому сходству
  4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности: сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных, продуктивная деятельность (рисование, лепка, изготовление игрушек из природного материала)
  5. Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов вызывающих у детей положительные эмоции, переживание, разнообразие чувств, с использованием сказок, сказочных персонажей, кукол, игрушек, всех видов игр.

Общенаучные принципы обучения

  1. Научности и доступности
  2. Систематичности. Связь теории и практики
  3. Сознательности и активности
  4. Наглядности
  5. Прочности
  6. Открытости
  7. Интеграции

Слайд 10

Учет возрастного подхода при подборе методов взаимодействия с детьми.

Младший возраст

  • Совместные со взрослыми наблюдения (выявление сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма)
  • Игры – экспериментирования
  • Наблюдения за трудом взрослых
  • Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками (животные, картинки, природный материал)
  • Образные игры – имитации
  • Игровые ситуации (с игрушками, персонажами кукольного театра)
  • Продуктивная деятельность
  • Чтение

Слайд 11

Средний возраст

  • Наблюдение за природными объектами и явлениями природы
  • Игровое моделирование
  • Экспериментирование
  • Проблемно-игровые ситуации
  • Труд в природе
  • Рассматривание иллюстраций, художественных картин
  • Просмотр видеофильмов
  • Чтение художественной литературы о природе
  • Праздники, развлечения, экскурсии (парк, сквер, водоем)

Слайд 12

Старшая группа

  • Целевые прогулки, экскурсии в природу
  • Обсуждение правил безопасного поведения в природе
  • Труд
  • Экологические игры
  • Ведение календарей (погоды, природы, года)
  • Рассматривание
  • Сбор коллекций
  • Изготовление поделок (+книг, журналов, карт, выставок, моделей)
  • Чтение  (+пословицы, поговорки, загадки о природных явлениях, народные приметы)
  • Проектная деятельность

Слайд 13

Подготовительная группа

  • Экспериментирование (лаборатория природы, опыты)
  • Эвристические беседы (доказывание суждений)
  • Знакомство с познавательно-справочным материалом (энциклопедии, справочники, иллюстрированные альбомы, карты с изображениями обитателей, глобусом
  • Сбор коллекций
  • Ведение экологических дневников (наблюдения, эксперименты, задания, игры, подтверждение народных примет, знакомство с художественным словом)
  • Труд в природе
  • Выставки для малышей (рисунков , коллекций, гербариев)
  • Наблюдения
  • Рассматривание пейзажных картин
  • Слушание музыкальных поэтических произведений
  • Преобразующая фантазийная деятельность («Путешествие к таинственной планете», «Путешествие на машине времени», «Изобретение»..)
  • Проекты