Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему " Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников".
    учебно-методический материал по развитию речи

    Шабанова Ирина Олеговна

    Одной из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, является развитие речи. Развитие речи включает умение чётко призносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д. Статистические данные и многолетний опыт работы показывает, что очень  многие дети нуждаютя в  специальной  коррекционной помощи логопеда, и большинство старших  дошкольников не владеет звуковой культурой речи ( у детей плохая дикция. неправильное звукопроизношение, несформированность владения грамматическими категориями), дети нет умеют внятно рассказать даже о том. что произвелона них большое впечатление.

    А правильная речь- один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного усвоения письма и чтения: письменная речь формируется на основе устной речи. Дети, страдающие. например,  недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками  и дислексиками ( детьми с нарушениями письма и чтения). Основную коррекционную помощь детям с различными нарушениями оказывает учитель- логопед. Но и роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна. Воспитатель должен знать, какими бывают нарушения речи. когда и как они возникают, каковы способы их выявления и коррекции. Это поможет ему работать  в  тандеме с логопедом и  квалифицированно объяснять родителям какие упражнения и как выполнять дома с ребёнком. Воспитатель должен  на занятиях и вне их  ( на прогулке, в свободном общении детей) следить за речью своих воспитанников, исправлять  допускаемые ошибки, "слушать" и " слышать "детей.... 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

        Консультация для воспитателей на тему:

     « Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников».

    Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из актуальных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Актуальных потому, что и статистические данные, и опыт работы свидетельствуют о том,  что очень многие дети нуждаются в помощи логопеда. Большинство старших дошкольников не владеет звуковой культурой   (плохая дикция, неправильное звукопроизношение), не умеют внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.

       А ведь правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной речи. Дети, страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми  с нарушениями письма и чтения).

       Конечно, основную помощь детям с различными  речевыми нарушениями

    Оказывает логопед, но и роль воспитателя в формировании речевых нарушений весьма существенна.

      Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему в  успешной работе с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения  и как они должны выполнять дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретённые ребёнком на логопедических занятиях.

      Воспитателю следует помнить о том, что речь ребёнка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребёнок проводит большую часть времени в детском саду, является воспитатель. Вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной и , что очень важно, неторопливой. При длительном общении с быстро говорящим человеком у ребёнка с ослабленной нервной системой могут  развиться тахилалия ( ускоренный темп речи), логоневроз и даже заикание.

      Воспитателю  необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи, ФЭМП включать задания по развитию слуха, слухового внимания и слуховой памяти ( начинать подобную работу лучше на материале неречевых звуков. И постепенно вводить  звуки речи – и уже усвоенные детьми, и те, которые только ставятся и вводятся в самостоятельную речь).  

      Что же ещё может и должен делать воспитатель, работающий в тесном контакте с логопедом? На занятиях и в свободной деятельности (на прогулке, в свободном общении и т.д.)  воспитателю необходимо следить за речью своих воспитанников, исправлять допускаемые ошибки (в произношении звуков, в расстановке ударений, в правильном  употреблении  и произне-сении различных грамматических конструкций), « слышать» и « слушать» своих воспитанников.

     

     От внимания и заботы воспитателя, от его терпения и доброжелательности по отношению к детям зависит успех логопеда и ребёнка в  исправлении и коррекции звуков. Очень важно , чтобы воспитатель  следовал тем рекомендациям , которые даёт ему учитель - логопед.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему: "Роль дидактических игр в развитии ФЭМП дошкольников"

    Роль дидактических игр в развитии ФЭМП дошкольников.В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь вни...

    Консультация для воспитателей на тему: «Роль воспитателя в обучении игре на детских музыкальных инструментах»

    Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель....

    Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника».

    Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятель...

    О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольника ( с точки зрения логопеда)

     Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.   Развитие речи включает в себя умение четко произносить звуки и различать и...

    Консультация для родителей на тему "Роль семьи в формировании двигательной активности дошкольников"

    Консультация для родителей на тему "Роль семьи в формировании двигательной активности дошкольников"...