Коррекция звукопроизношения
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Татьяна Николаевна Рябова

Коррекция звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики

К основным речевым органам относятся

нижняя челюсть

мягкое нёбо

губы

щеки

язык

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики :

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика

улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию

улучшает подвижность артикуляционных органов

укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк

учить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу

готовит артикуляционный аппарат к постановке звуков

увеличивает амплитуду движений

уменьшает спастичность артикуляционных органов.

Виды артикуляционной гимнастики

Пассивная артикуляционная гимнастика- это снижения подвижности губ и языка

Активная артикуляционная гимнастика - это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка

Пассивные движения нужно выполнять медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3 - 4 раза.

Активная артикуляционная гимнастика ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым.

Упражнения для губ

Трубочка

Указательными пальцами обеих рук соберите губы ребёнка в «трубочку».

Улыбка

Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребёнка.

Утиный клювик

Захватите большими указательными пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы оттягивайте их вперед, как утиный клювик.

Поднимание верхней губы

Указательными и средними пальцами обеих рук приподнимите верхнюю губу ребёнка так, чтобы была видна верхняя десна.

Опускание нижней губы

Указательными и средними пальцами обеих рук опустите нижнюю губу ребёнка так, чтобы была видна нижняя десна.

Упражнения для языка

Отведение языка в стороны

Большим и указательным пальцами правой руки возьмите кончик языка ребёнка и отведите его вправо. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык влево так, чтобы он коснулся левого уголка губ.

Поднимание языка

Приподнимите кончик языка ребёнка ручкой чайной ложки к верхней губе.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Ребенок должен видеть, что язык делает

Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы ребёнок мог видеть и Ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого

Каждое упражнение ребёнок повторяет от 2 до 4 раз, а взрослый следит, всё ли правильно ли он делает

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Упражнения для развития органов артикуляции

«Заборчик» (улыбнуться, показать сомкнутые зубы)

Зубки ровно ты смыкаешь и «заборчик» получаешь.

«Хобот слонёнка» (вытянуть сомкнутые губы вперёд)

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

«Шарик» (надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 сек)

Шарик надувай, воздух ты не выпускай.

«Лопаточка» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу)

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

«Прятки» (высовывать и убирать язычок назад в рот)

Мы играем в прятки, где ж твоя лопатка?

«Иголочка» (открыть рот и, улыбаясь, высунуть как можно дальше длинный, узкий, остренький язычок)

Вот она, иголка, – и остра, и колка.

«Лошадка» (улыбнуться, приоткрыть рот, медленно поцокать кончиком языка; следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась)

Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО КОРРЕКЦИИ ЗУВУКОПРОИЗНОШЕНИЯТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ»ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л» в прямых слогах и слов...

Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...

Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании о...

Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ...

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с использованием компьютерных технологий.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения и всё чаще применяются в специальной педагогике. Использование компьютерных программ вызывает у ребёнка-дошкольника живой интер...

Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения дошкольников

Самомассаж является эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений. ...