Игра путешествие "Придумай сам"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Джамалутдинова Эльмира Каирбековна

Пояснительная записка

 

Методическое пособие игра-путешествие «Придумай сам….»

 разработано с учетом изучаемых  лексических тем и  на основе игр, рассчитано для детей 5- 7 летнего возраста, можно играть как группой детей, так и вдвоем- взрослый - ребенок.

 Игры направлены на  развитие лексическо- грамматического строя речи  и автоматизации поставленных звуков в связной речи. Вся  игра  подобранна   с учетом лексических  тем.

Данные материалы можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых.

Предлагаю  вниманию коллег игровые-поля, на которых размещены окошечки-крышечки и дети сами определяют маршруты движения и подбирают необходимые атрибуты для того или иного здания.

Пособие предназначено учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshee_didakticheskaya_igra.docx891.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

(МАДОУ «ДС «Радуга»)

Игра путешествие «Придумай сам»

«Лучшее дидактическое пособие (игра)»

Учитель-логопед

Джамалутдинова Э.К

Г. Новый Уренгой

Пояснительная записка

Методическое пособие игра-путешествие «Придумай сам….»

 разработано с учетом изучаемых  лексических тем и  на основе игр, рассчитано для детей 5- 7 летнего возраста, можно играть как группой детей, так и вдвоем- взрослый - ребенок.

 Игры направлены на  развитие лексическо- грамматического строя речи  и автоматизации поставленных звуков в связной речи. Вся  игра  подобранна   с учетом лексических  тем.

Данные материалы можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых.

Предлагаю  вниманию коллег игровые-поля, на которых размещены окошечки-крышечки и дети сами определяют маршруты движения и подбирают необходимые атрибуты для того или иного здания.

Пособие предназначено учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям.

Предисловие

Дидактические игры в речевой коррекционной работе - средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому дидактическая игра,  проводимая  с  коррекционной  целью,  всегда  должна сохранять  положительно  воздействующий  заряд  на  все  стороны психофизического развития ребёнка. Ребёнок дошкольник – это практик, а не теоретик и необходимо учитывать его потребности и желания.С учетом главных принципов ФГОС  ребенок сам выбирает род занятий, а взрослый или специалист становится его проводником в страну знаний.

На этапе формирования лексико-грамматических категорий и развитию связной речи необходимо проводить такого рода игры, где кто-то из детей может выступить ведущим, определяя порядок выполнения заданий, ведь игра становится не монотонным повторением пройденного материала, а дает простор фантазии дошкольника.

Введение

Работая с детьми дошкольного возраста, учитель-логопед сталкивается с тем, что этап работы над формированием лексико-грамматического строя речи  достаточно длительный по времени и требует разнообразных заданий и игровых упражнений.

Игра -путешествие решает сразу несколько задач:

Коррекционно–образовательные: учить составлять предложения распространённые однородными членами; согласовывать относительные прилагательные с существительными; закреплять умение детей правильно использовать слова – действия во фразовой речи

 Коррекционно–развивающие: развивать связную речь,   интонационную  выразительность речи.  Развивать логическое мышление, общую и мелкую моторику.  

Коррекционно–воспитательные: воспитывать у детей  навыки работы в коллективе.

Дошкольники учатся проявлять инициативу, составляя и прокладывая самостоятельный маршрут, выбирая то или иное направление движения.Данные материалы можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых. Если информация, которая  преподносится  ребёнку,  не подкрепляется  действием  (в  игре, предметной  деятельности,  рисовании,  подражании  и  пр.),  она  становится бесполезной.

Основная часть

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.

Она создаётся  специально  в  обучающих  целях,  когда  обучение  протекает  на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Современные дети очень часто не могут сами организовать игру, имея на руках готовые печатные игры и пособия. Поэтому идея создания такой игры пришла сама собой, тем более игру можно изготовить из сподручного материала. Родители или воспитатели без труда могут изготовить подобную игру. Окошечки-пластмассовые  крышечки от влажных салфеток. Уникальность и неповторимость данной игры именно в том, что именно дети решают и выбирают объекты и атрибутику для своей игры. А выбор помогает правильно вести диалог между сверстниками. На импровизированной карте дети выбирают сами, что будет находиться, выбирая пять  любых объектов. Неповторимость   авторской игры  состоит в том, что эту игру можно сделать самостоятельно даже детям, самое главное  определить направление движения.

Например, детский сад- бассейн - зоопарк-магазин….

Для игры заготовлены  поля,  на которые  остается только прикрепить  окошечки.

-это зоопарк

-это магазин

-это детский сад

-это больница

-это бассейн

Для  каждого объекта дети выбирают необходимую атрибутику, тем самым показывая,чем данный объект отличается от того или иного.

Например, для бассейна необходимы отличительные знаки и эмблемы в виде волн;

Для  больницы-знак красного креста;

Для  детского сада-детская площадка;

Для  магазина-вывеска «Продукты»;

Для зоопарка- схематическое изображение зверей.

Ход игры

  1. Перед ребенком (детьми, выкладываются игровые поля) на которых изображены макеты зданий, перед игроками выкладываются предметные картинки, среди которых необходимо выбрать предметы интерьера того или иного здания. И ребенок выбирает, что может подойти, так чтобы было существенное отличие у зданий.

Потом, ребенок сам выбирает, к какому зданию он отправится.

БОЛЬНИЦА-под открывающейся крышечкой карточки  

Шприц, термометр, фонендоскоп, таблетки, сироп, бинт, грелка, врач

«Один- много»

Фонендоскоп-фонендоскопы

Термометр-термометры

Шприц-шприцы

Таблетка-таблетки

Бинт-бинты

Сироп-сиропы

Грелка-грелки

Врач-врачи

«Скажи по-другому»

Таблетка-лекарство, пилюли

Фонендоскоп – трубочка

Шприц-укол

Термометр-градусник

Бинт-повязка

Грелка-обогреватель

«Раздели на слоги»

Фо-нен-до-скоп, тер-мо-метр

Составление рассказа с помощью мнемотаблицы

1.Что это (больница)

2.Что там делают (лечат, осматривают, проводят операции)

3.Какие инструменты необходимы врачу? (фонендоскоп)

4.Зачем нужен врач (ребенок  грустный - стал веселый, ребенок больной - стал здоровый)

ДЕТСКИЙ  САД-под открывающейся крышечкой карточки

Дети, игрушки, площадка, песочница, воспитатель

«Отгадай  загадку»

Много игрушек,

А так же ребят,

Теремок этот, Зовётся …! (Детский сад)

Кто умеет из коробки

Телевизор смастерить?

 Починить электропробки,

В стенку гвоздики забить? (Воспитатели)

Выучи короткое стихотворение

  1. ребенок

Мы с моей подружкой Томой.

Ходим вместе в детский сад.
Это вам не то, что дома!
Это школа малышат!


    2- ребенок
Здесь мы делаем зарядку,
Ложкой правильно едим,
Приучаемся к порядку!
Детский сад необходим!


      3- ребенок
Учим мы стихи и песни.
В нашей группе дошколят!
Места нет для нас чудесней!
Чем любимый детский сад!

БАССЕЙН-под открывающейся крышечкой карточки

Вышка, мяч, шапочка, купальник, ласты, жилет.

« Как называются виды спорта?»

Плавание - Как вы думаете что для это необходимо уметь  делать?

Прыжки в воду - Как нужно прыгать в воду?

Парусный  спорт - Почему так называется этот вид спорта?

МАГАЗИН- под открывающейся крышечкой карточки

Продуктовая корзинка, молоко, хлеб, мясо, сыр, сок, крупы

«Какая каша любимая?»

Какую кашу можно сварить из:

гречневой крупы - гречневую

манной крупы - манную

овсяной крупы - овсяную

рисовой крупы - рисовую

«Какой сок?»

Апельсин-апельсиновый сок

Морковь-морковный сок

Яблоко-яблочный сок

« Что можно приготовить из молока?»

Мороженое, молочную кашу, сметану, масло, йогурт, творог….

« Откуда хлеб пришел?»

«Руки человека»

Склонила тяжёлую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зёрна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд.

( Можно спросить у детей, как они поняли это стихотворение).

ЗООПАРК- под открывающейся крышечкой карточки

Клетка, тигр, жираф, морж, обезьяна, лиса, волк

Пантомима- изобрази животного, а другие дети должны догадаться какое животное было изображено.

Мнемотаблица- заучивание стихотворения «Где обедал воробей?»

Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва.

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру.
У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде.
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил.
Чуть меня не проглотил.

Загадки о животных

Морж

Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь…

Волк

Может скушать целый полк, Злой, голодный серый...

Жираф

Встал пятнистый Великан, Как большой подъёмный кран!

Тигр

Знает весь кошачий мир,
что хозяин в джунглях…

Лиса

У кого из всех зверей Хвост пушистей и длинней?
Обезьяна

В южных странах мы живём,

 Любим все бананы.

И без них не проживём,

Мы же — …

Заключение

Весь собранный материал систематизирован по  нескольким лексическим темам. Цель всех использованных в методическом материале  упражнений –формирование лексико- грамматического строя речи.

В такой работе решаются очень важные задачи,как умение составлять предложения распространённые однородными членами; согласовывать относительные прилагательные с существительными; закреплять умение детей правильно использовать слова – действия во фразовой речи.

Такое  дидактическое пособие поможет учителям-логопедам в развитии  связной речи. Пособие предназначено учителям-логопедам, учителям-дефектологам,воспитателям и родителям. Все игры, изложенные в этом методическом материале, просты и доступны, имеют качественно подобранный, современный и эстетичный картинный материал. Такие дидактические игры помогут  учителям-логопедам в развитии связной речи и грамматических категорий.

Содержание

Пояснительная записка

2

Предисловие

3

Введение

4

Основная часть

5

Заключение

10

Использованные источники

12

Приложение

13

Использованные источники

  1. Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста / Л. Н. Шинкарёва. — 2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.
  2. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактически материалы / В.А. Ковшиков. – М.: Спб., 1995.
  3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб: СОЮЗ, 1998.
  4. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителей. — М.: Просвещение, 1993.
  5. Швайко Г.С. 'Игры и игровые упражнения для развития речи.
  6. http://festival.1september.ru Сергеева О. А. С детьми играем – речь развиваем
  7. http://www.liveinternet.ru Игры с прищепками.
  8. http://logorina.ru Фонематический слух.
  9. СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СМЕШИВАЕМЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. Составитель - учитель-логопед  Леонова Наталья Григорьевна

Приложение

C:\Users\msi\Desktop\РЕПИНА ВЫСТУПЛ\МЭС\репина\IMG_20220815_112912.jpg

C:\Users\msi\Desktop\РЕПИНА ВЫСТУПЛ\МЭС\репина\IMG_20220815_113016.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...