«Мастер-класс по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ШУЛЬТЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Павлова Ольга Сергеевна

Работа с таблицами Шульте в настоящее время является очень актуальной. Это базовое упражнение, своего рода тренажер для мозга, для поддержания его в хорошем рабочем тонусе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_tablitsam_shulte.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Мастер-класс по теме:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ШУЛЬТЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Автор: Павлова Ольга Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонск.

Актуальность: Работа с таблицами Шульте в настоящее время является очень актуальной. Это базовое упражнение, своего рода тренажер для мозга, для поддержания его в хорошем рабочем тонусе.

Цель работы с таблицами – активизация высших психических функций обучающихся начальной школы. Задачи:

 - тренировать зрительное восприятие и внимание, зрительную память; - развивать мышление;

- способствовать увеличению скорости чтения и повышению его качества;

- устранять нарушения звукопроизношения (от постановки до автоматизации);

- развивать лексико-грамматический строй и связную речь;

- повышать мотивацию к занятию;

- предупреждать дискалькулию, отрабатывая счет в прямом и обратном порядке, закрепляя математическую терминологию

Краткая характеристика обучающихся. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

В настоящее время у дошкольников с недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. У детей с тяжелым нарушением речи вследствие неполноценной речевой активности страдает познавательная деятельность, и, в частности, внимание.

Согласно проведенным исследованиям, внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. 

Объект исследования: внимание дошкольников с ТНР.

В исследовании приняло участие 10 детей старшей группы с ТНР.

Методы исследования:

1.      Анализ литературы.

2.      Методы математической статистики.

3.      Игры и упражнения на развития внимания.

4.      Наблюдение.

Гипотеза исследования: развитие внимания у дошкольников с ТНР будет проходить наиболее эффективно при своевременной диагностике и коррекционно-развивающей работе специалистов. 

Для диагностики внимания были использованы следующие методики:

 - «Таблицы Шульте»

Теоретическая значимость работы заключается в том, что представленный в работе анализ источников позволяет более детально рассмотреть проблему развития внимания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Также представленные упражнения, направленные на развитие основных свойств внимания, могут дополнить методическую копилку многих специалистов.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенный вариант нейропсихологических коррекционно-развивающих упражнений способствует повышению уровня развития внимания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). А полученные результаты могут стать хорошим мотиватором для дальнейшей эффективной работы с учениками.

Опыт работы с таблицами Шульте был представлен в городском методическом обьединении учителей-логопедов г Волгодонска в апреле 2022г.

Благодаря регулярным занятиям с таблицами Шульте у ребенка улучшается внимание, умение концентрироваться на определенном задании, улучшается память и мышление, развивается боковое зрение.

Таблицы Шульте были разработаны немецким психотерапевтом Вальтером Шульте для исследования свойств внимания. В дальнейшем их начали использовать как упражнения для тренировки эффективности и работоспособности людей, концентрации и переключения внимания. Упражнения по таблицам Шульте не имеют возрастных ограничений.

Что можно ожидать при работе с таблицами?

Зрение человека работает таким образом, что наиболее точная его концентрация приходится на центральную зону сетчатки. Периферические же зоны работают гораздо менее эффективно, из-за чего угол и ширина обзора у человека несколько ограничены.

С помощью таблиц Шульте человек развивает также:

  • Периферическое зрение (благодаря чему увеличивается объем фрагмента, который человек воспринимает при чтении);
  • Параллельность восприятия (с помощью таблиц мы учимся одновременно оценивать все ячейки, выбирая нужную, благодаря чему, впоследствии человек будет воспринимать информацию не последовательно – одну часть за другой, а одновременно несколько фрагментов);
  • Стрессоустойчивость (тренировка с таблицами, особенно, если проводить ее в шумном месте или с какими-либо отвлекающими звуками, например, музыкой, позволяет улучшить концентрацию внимания в стрессовых условиях, что значительно повышает трудоспособность);

Скорочтение (благодаря более расширению периферического зрения, человек увеличивает объем текста, который видит, что позволяет ему читать гораздо быстрее);

  • Быстрый поиск информации (работа с таблицами учит взглядом в одну точку охватывать большой объем текста, благодаря чему найти нужную информацию в огромном блоке становится значительно проще).

Прохождение теста также позволяет оценить текущие навыки, чтобы понять, требуется ли их улучшение.

Суть упражнения

Во время работы с таблицами Шульте наиболее важную роль играют два пункта: скорость нахождения всех чисел в порядке возрастания (или убывания в зависимости от задания) и правильность выполнения упражнения. Только в этом случае будет положительный эффект от тренировок, и периферическое зрение будет улучшаться.

Таблицы Шульте успешно применяются как в индивидуальном порядке, так и массово, например, на коллективных тренингах. Наиболее быстрый и заметный эффект такая тренировка дает развивающемуся организму, то есть, детям, для которых разработаны специальные видоизмененные таблички.

Виды таблиц.

Помимо стандартных вариантов 5х5, существуют более простые таблицы для начинающих 3х3 ячейки и 4х4. Также отдельно были созданы следующие варианты таблиц:

·      Детские таблицы (Числовые таблицы и числовые таблицы по лексическим темам ).слайды 4-6 .

 Таблицы Шульте- незаменимые помощники на занятиях математики и логики. С их помощью закрепляем нумерацию и последовательность чисел,  различение свойств предметов, (Например: назови по порядку числа и название овощей (один… два- помидор, три -морковь.).  

Домашних и диких животных: (Например: Назови по порядку числа и название групп животных: «Один еж- это дикое животное, 2..3 коза - это домашнее животное» и т.д. Другой вариант: «сосчитай животных: Один еж, три козы, 4 волка» и т.д.)

ИЛИ читай таблицу по порядку: (Один мальчик, одна девочка, 3 девочки , 4 девочки, 5 мальчиков и т.д.)

Детям надо на скорость находить числа в прямом или обратном порядке.   Числа даны разным шрифтом, разным размером и цветом- это закрепит зрительный образ числа.    

Буквенные таблицы

Данный модифицированный вариант таблиц подойдет для тех, кто хорошо помнит алфавит, желательно на уровне автоматизма, как и цифры. Сначала их прохождение будет вызывать определенные трудности из-за проблем с быстрым определением, какую букву искать следующей, однако эффект от таких тренировок гораздо более высокий, чем от цифровых аналогов. Они также бывают разных размеров и вариаций.

Результативность опыта:

Практика использования таблиц В. Шульте в моей работе показала, что система упражнений, регулярность их применения способствует развитию высших психических функций, которые, в свою очередь, создают базу для устранения недостатков устной речи, слабого словарного запаса детей, а так же для роста развития монологической и диалогической речи.

Вывод: Доказано, что при выполнении теста активизируется приток крови в зоне лобных долей головного мозга. Эти участки «отвечают» за интеллектуальные процессы, за координацию мыслей и действий при достижении поставленных целей.

Постоянный тренинг с таблицами Шульте развивает объемное внимание, когда изображения, попавшие в поле зрения, считываются одновременно. Это влияет на улучшение памяти, увеличение ее объема.

Также, регулярное исполнение упражнений с квадратами таблиц активизирует память, мыслительные процессы, способствует развитию навыков оперативного принятия решений. Быстро растет скорость поисковых движений, что активно используется в техниках быстрого чтения. Табличные «квадраты» Шульте задействованы в различных тренингах по нейролингвистическому программированию.

Таблицы Шульте- отличный тренажер для тренировки мозга! Фиксируйте время - так результат будет эффективнее и быстрее.

Библиографические источники:

-Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему «Использование методики «Круги Эйлера» для формирования связной речи и логического мышления у детей дошкольного возраста».

Дети – это чистый лист. Они как губка впитывают огромное количество информации каждый день. Дети гораздо быстрее осваивают новые технологии, в отличие от взрослых. В дошкольном возрасте мы можем...

Использование игровых заданий, способствующих развитию межполушарных связей для увеличения познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса (инициативы) детей дошкольного возраста через организацию нетрадиционных видов деятельности...

Использование упражнений по развитию межполушарного взаимодействия в работе учителя - логопеда

Даннный материал отражает в себе следующие тезисы: признаки слабого межполушарного взаимодействия, признаки его несформированности, игры для развития межполушарных связей....

Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую по...

Мастер класс для педагогов. Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

                         Мастер класс для педагогов.Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошк...