Статья "Особенности этапа автоматизации в коррекции произношения дошкольников"
статья по логопедии (старшая группа)

Елена Михайловна Данилюк
Материал статьи может быть полезен как начинающим, так и опытным логопедам. Также воспитателям логопедических групп и родителям детей-логопатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Статья  «Особенности  этапа автоматизация в коррекции  произношения            

                       дошкольников».

 Автор статьи: Данилюк Елена Михайловна, учитель-логопед                    

                         МБДОУ детского сада № 58 г.Иркутск.

 «Чёткость, ясность – вот главные

                                                   достоинства речи».   Аристотель

     Овладение родным языком, развитием речи – одно из самых важных приобретений в жизни ребёнка. Преодоление нарушения произношения в дошкольном детстве, своевременное устранение недостатков могут предотвратить трудности в овладении чтением  и письмом.  Данный материал раскрывает особенности этапа автоматизации поставленных звуков в  коррекции звукопроизношения. Этап автоматизации в физиологическом аспекте представляет собой процесс закрепления условно-рефлекторных и речедвигательных связей на специально отобранном речевом материале. Звук, поставленный ребёнку, ещё очень  нестойкий, хрупкий  и условно-рефлекторные связи могут быстро разрушиться. Автоматизировать звук – это значит устойчиво ввести этот звук  в слоги, слова, предложения.  У детей-логопатов укрепляется стереотип неправильного произношения слов, поэтому автоматизация звуков решает вопрос  активизации  процесса  внутреннего торможения, способности к различению (дифференциации) правильного и неправильного артикуляционного уклада звуков.    

        И.П.Павлов установил, что у детей  в состоянии утомления, эмоционального переживания процесс торможения резко ослабевает, а процесс возбуждения усиливается. И если у детей новые речевые установки ещё не автоматизированы, в таких  состояниях снова появляются дефекты в речи ( шепелявость, картавость, заикание). Логопеду необходимо предупреждать подобные случаи и своевременно поддерживать новые речевые установки напоминаниями, подсказками. А лучше, учитывая психо-соматическое состояние ребёнка, в этот день занятия не проводить.

       Как отмечает Л.Н.Смирнова, этап автоматизации самый трудный и длительный в коррекционном маршруте ребёнка. Чтобы процесс автоматизации не был скучным, стереотипным логопеды используют множество  различных методов, игровых приёмов и технологий.  Использование логопедом игровых и занимательных персонажей, различных моделей и схем, картинного материала, сочинение логопедических сказок, чистоговорок - всё это сделает процесс автоматизации увлекательным для ребёнка, позволит достичь правильных  укладов и более чёткой артикуляции звуков.  

    Автоматизация – это своеобразный речетренинг, поэтому на её этапе велика роль и малых форм фольклора (потешки, заклички, скороговорки, чистоговорки и др.)  Известные педагоги-учёные В.А.Сухомлинский, А.П.Усова отмечали большое значение использования элементов фольклора в развитии речи дошкольников. Ведь крылатых слов, пословиц, поговорок у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, используем в своей речи. Благодаря им наш язык становится образнее,   красочнее, ярче. А  мы сами немножечко мудрее.   Использование речетренингов в автоматизации поставленных логопедом звуков речи превращает эти трудные этапы  коррекционной работы в интересную и занимательную игру для ребёнка.

При автоматизации происходит выработка нового навыка, нового «шаблона» звука (стирание дефектного стереотипа) - и это требует длительного систематического и последовательного тренинга. Существует алгоритм введения поставленного звука в речь: слоги – слова – фразы – предложения. А затем, на этапе завершения, отрабатывается навык произнесения звука в связных текстах.

     В  логопедической практике скороговорки используются как фразы с определённым набором звуков для отработки этих определённых звуков в спонтанной речи детей.

   Скороговорочные тренинги тоже необходимо заучивать с соблюдением определённых требований.:

* провести (если необходимо) работу по уточнению  лексического значения слов в скороговорке, т.к. понимание смысла слов облегчит ребёнку произношение всей фразы;

* не давать непосильных заданий детям;

* сначала не спеша,  правильно  повторить скороговорку;

* произнести скороговорку в умеренном темпе;

* произнести быстро;

* произнести несколько раз подряд (3-5раз).

 В работе над автоматизацией звука необходима последовательность. Сначала звуки автоматизируются в более лёгких артикуляционных позициях, затем в более сложных.

Автоматизация в слогах:

* в открытых слогах;

* в закрытых слогах;

* в интервокальных позициях.

На этапе автоматизации в слогах долго задерживаться не стоит, нужно как можно быстрее переходить к работе по автоматизации звука в словах, потому что ребёнок значимые, осмысленные вещи воспринимает лучше. Слова для отработки звуков кроме «осмысления» выполняют  очень важную задачу- позволяют автоматизировать звук в различных возможных позициях, создавая своеобразную «артикуляционную модель», слоговые наборы в словах с отрабатываемым звуком могут быть такими:

     Автоматизация в словах:

* звук в ударной позиции;

* звук в безударной позиции;

* звук  в начале слова;

* звук в конце слова;

* звук в середине слова;

* в словах со стечением согласных.

   Автоматизация в словосочетаниях:

 *  в стихотворениях;

 *  в потешках, закличках;

*  в чистоговорках («слоговичках»);

*  в скороговорках;

*  в самостоятельной речи.

         Выбирая  стихотворные тексты для автоматизации следует обратить внимание, что лучше использовать стихи, в которых оппозиционные звуки не встречаются, подбирать стихи, которые нравятся детям, доступны их пониманию, рассчитаны на их возраст и знания. Стихи пусть будут забавные, шуточные, вызывающие положительные эмоции у детей. Длинные стихи брать не стоит, так как это усложняет восприятие ребёнком смысла текста и значительно понижает качество работы по автоматизации.

                Во время автоматизации звуков  помимо последовательности  

          нужно соблюдать и некоторые правила работы.

Правило 1: перед этапом автоматизации необходимо провести работу над

 выработкой правильного диафрагмального дыхания и ротового выдоха.

Правило 2: начинать автоматизировать звук только после того, как изолирован-

ный звук произносится чётко и при многократном  повторении.

Правило 3: перед заданиями на автоматизацию звука, необходимо выполнить

упражнения для правильного артикуляционного уклада и разогрева речевых

 мышц. Это уточняет правильные  артикуляционные уклады звуков, делает  

 движения мышц речевого аппарата более точными.

Правило 4: автоматизировать звуки, принадлежащие к разным артикуляторным  

 группам, чтобы не было замен в речи.

              Большинство детей в логопедической группе имеют несовершенный

     фонематический слух, поэтому  нельзя автоматизировать одновременно: звуки из

      группы шипящих и свистящих; губно-зубные (в-ф); сонорные (л-р);

       заднеязычные (к-г-х). Рекомендуется автоматизировать одновременно звуки

      принципиально разных артикуляторных  укладов, например: группа свистящих и

      заднеязычных звуков; звуки группы шипящих  и группы сонорных звуков; звуки

       (д-т)  и  сонорные.

    Правило 5: как и в любом тренаже, в автоматизации необходима систематичность.

    Нужно заниматься ежедневно, по 10-20 минут.

           Воспитатели и родители должны контролировать спонтанную речь детей,

       заставлять повторять правильно  и  красиво неверно произнесённые слова.

      Взрослым необходимо мотивировать ребёнка, вырабатывая его

      самоконтроль в речи.Только в совместной работе педагогов и родителей мы

      достигнем желаемых результатов.

    Список литературы:

   1 Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачёва В.В, Практикум по

       коррекционно - развивающим занятиям. – М., 1994г

   2. Максакова А., Тумакова Г. Игры и упражнения со

       звучащим словом. - М., Просвещение,1983г.

    3. Мельников М. Русский народный фольклор, - М., Просвещение, 1987г.

    4. Сухин И.Г., Все скороговорки для непослушных звуков.

         Ярославль, 2008г.

   5. Смирнова Л.Н. -Логопедия. Играем со звуками.

       Речевой дидактический материал, пособие для логопедов,

       дефектологов и воспитателей. – М., «Мозаика-Синтез», 2005г

  6. Федосова Т. Сложные звуки? Стихи помогут!

       Дошкольное воспитание. - 2014г. №12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАГЛЯДНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Из опыта работы "НАГЛЯДНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Нетрадиционные формы работы при коррекции произношения у дошкольников.

Нарушенное звукопроизношение является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго ...

Использование игрового компонента на подготовительном этапе к формированию правильного произношения у дошкольников с ОНР.

Можно смело утверждать, что благодаря использованию наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга методов, приёмов, форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с...

Использование интерактивных игр на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР

В статье представлен материал по влиянию применения интерактивных игр на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР на эффективность коррекционного воздействия и сроки введения звуков в ...

Заключительный этап автоматизации и совершенствования произношения звука [Р]. Из опыта работы.

Завершающим этапом в автоматизации звука Р является обучение ребенка правильно произносить труднейшую скороговорку о Карле и Кларе. Не каждый взрослый сможет быстро сказать эту  известную скорого...

«Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников».

laquo;Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников»....

Этапы работы по коррекции заикания у дошкольников.

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, из-за судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формировани...