Заключительный этап автоматизации и совершенствования произношения звука [Р]. Из опыта работы.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Завершающим этапом в автоматизации звука Р является обучение ребенка правильно произносить труднейшую скороговорку о Карле и Кларе. Не каждый взрослый сможет быстро сказать эту известную скороговорку. Тем не менее, можно этому научить ребенка с помощью технологии театрального воздействия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Заключительный этап автоматизации и совершенствования произношения звука [Р]. Из опыта работы.
Тарасова Лидия Николаевна,
учитель-логопед ГБДОУ №23 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.
Завершающим этапом автоматизации звука [Р] является обучение ребенка правильно произносить сложнейшую скороговорку о Карле и Кларе. Эту известную скороговорку не каждый взрослый сможет быстро сказать. Тем не менее, этому можно научить ребенка за два занятия, используя технологию театрального воздействия.
Первое подготовительное занятие:
Автоматизация слов из скороговорки.
1). Знакомим ребенка с немецкими именами мальчика Карла и девочки Клары. Объясняем значения слов: кларнет, кораллы, украл. 2). Заучиваем слова:
-Повтори правильно: ла, ла-ра, Кла-ра
кар, Карл
рал, украл, украла
ко-рал-лы
Загибая пальчики в кулак, произнести 5 раз каждое слово: Карл- 5 раз, Клара…, кларнет…, украл…, украла…, кораллы.
Второе занятие:
Логопед напоминает детям, какие слова они учили на прошлом занятии. Сообщает, что из этих слов состоит очень трудная скороговорка.
-Послушайте, как я быстро ее произнесу: «Карл украл у Клары кораллы. А Клара у Карла украла кларнет».
-Попробуйте повторить, как я сказала...
- Эту скороговорку очень трудно произносить. Но вы сегодня научитесь, и в конце занятия каждый сможет ее сказать. Для этого нам нужно всего лишь поиграть в театр. Сегодня вы будете артистами и зрителями.
Логопед назначает по желанию детей исполнителей -артистов для сценки- мальчика и девочку. Роль мамы Карла исполняет логопед.
1). Знакомство детей с реквизитами сценки: бусы-кораллы и дудочка-кларнет. 2). Читка текста для исполнения ролей:
Мальчика звали Карл, а девочку – Клара. Карл учился в музыкальной школе, играл на музыкальном инструменте, который называется – кларнет. Пришел мальчик к девочке, в руках у него кларнет. Девочка сидит перед зеркалом и примеряет мамины бусы- кораллы. Мальчику очень понравились эти яркие красные бусы. Разговаривая с Кларой, он незаметно спрятал кораллы к себе в карман и поспешил быстрее уйти домой. Карл так торопился, что забыл свой музыкальный инструмент- кларнет. Клара увидела кларнет и не догнала мальчика, чтобы вернуть инструмент, решила оставить его себе, чтобы поиграть на кларнете.
Вечером мама Карла увидела, что он играет с кораллами, спросила у сына - откуда у него появились эти бусы? Пришлось Карлу всё рассказать маме. Мама очень расстроилась, что сын украл вещь. Она объяснила мальчику, почему Карл огорчил ее: «Красть, брать без разрешения какую-нибудь вещь, никогда нельзя! Это большое преступление перед другими людьми. Как же страдает, переживает тот человек, который имел вещь, и вдруг лишился ее! Украденная вещь никогда не принесет радости тому, кто это сделал. Она всегда будет ему напоминать о своем плохом поступке, о горе, котором он принес своему другу, знакомому или чужому человеку...»
После такого разговора с мамой Карл понял, какой ужасный поступок он совершил. И решил вернуться к девочке, возвратить украденные кораллы и извиниться перед Кларой. А Клара, в это время, тоже очень жалела, что не догнала Карла, не отдала забытый кларнет. Получается, что она тоже украла, если утаила. О том, что красть никогда нельзя Клара знала, она была постарше Карла и больше понимала это. Взяла Клара кларнет и собралась пойти к Карлу. Тут и появился Карл с бусами. Дети извинились друг перед другом, простили друг друга и дали клятву – никогда в жизни не красть чужие вещи!
3). Уточнения действий детей по сюжету сценки. После обсуждения дети выходят из кабинета и возвращаются уже в роли Карла и Клары.
4). Сценка по сюжету.
5). Обсуждение сценки. Логопед поясняет, что теперь надо представить картинку сыгранной сценки и ответить на вопросы: - Кто первый пришел в гости? Что сделал?
- Теперь надо сказать первую часть скороговорки: «Карл украл у Клары кораллы». (Каждый ребенок произносит эту фразу).
-Что дальше сделала Клара?
Дети отвечают: «А Клара у Карла украла кларнет».
- Теперь надо соединить вместе два предложения, вспоминая нашу сценку:
«Карл украл у Клары кораллы. А Клара у Карла украла кларнет».
- Теперь попробуем это быстро сказать. Ведь мы говорим скороговорку.
-Молодцы! Вы научились говорить труднейшую скороговорку, которую не могли сказать в начале нашего занятия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал в развитие навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
В статье представлен некоторый дидактический материал, используемый на логопедических занятиях....

Презентация "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука в работе учителя -логопеда. Из опыта работы
laquo;У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»....

Использование народных игр для совершенствования двигательной активности детей. (из опыта работы).
Подвижные игры - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педа...

Статья "Особенности этапа автоматизации в коррекции произношения дошкольников"
Материал статьи может быть полезен как начинающим, так и опытным логопедам. Также воспитателям логопедических групп и родителям детей-логопатов. ...

Конспект логопедического занятия для старшей группы дошкольного возраста 6-7 лет. "Автоматизация и дифференциация произношения звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ] в слогах, словах и предложениях."
Вашему вниманию предлагается учебно-методический материал по автоматизации и дифференциации сонорных звуков Р, РЬ - Л, ЛЬ в слогах, словах и предложениях....

Использование нейроигр в системе взаимосвязанной работы учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на этапе автоматизации правильного произношения звуков.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедическрой группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса , всей жизни...

Организация работы воспитателя на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Правильная речь - это один из важнейших показателей того, что ребёнок действительно готов к обучению в школе. Ведь именно правильная речь - залог успешного овладения чтением и письмом. Письменная речь...
