Заключительный этап автоматизации и совершенствования произношения звука [Р]. Из опыта работы.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Тарасова Лидия Николаевна

Завершающим этапом в автоматизации звука Р является обучение ребенка правильно произносить труднейшую скороговорку о Карле и Кларе. Не каждый взрослый сможет быстро сказать эту  известную скороговорку. Тем не менее, можно этому научить ребенка с помощью технологии театрального воздействия.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заключительный этап автоматизации и совершенствования                                 произношения звука [Р].  Из опыта работы.

 Тарасова Лидия Николаевна,

учитель-логопед ГБДОУ №23 Пушкинского района                                                                             г. Санкт-Петербурга.

Завершающим этапом автоматизации звука  [Р] является обучение ребенка правильно произносить сложнейшую скороговорку о Карле и Кларе. Эту известную скороговорку не каждый взрослый сможет быстро сказать. Тем не менее, этому можно научить ребенка за два занятия, используя  технологию театрального воздействия.

Первое подготовительное занятие:

Автоматизация слов из скороговорки.

1). Знакомим ребенка с немецкими именами мальчика Карла и девочки Клары. Объясняем значения слов: кларнет, кораллы, украл.                                                                                       2). Заучиваем  слова:

-Повтори правильно:  ла,    ла-ра, Кла-ра

                                      кар,  Карл

                                      рал, украл, украла

                                      ко-рал-лы

Загибая пальчики в кулак, произнести  5 раз каждое слово: Карл- 5 раз,  Клара…, кларнет…, украл…, украла…, кораллы.

Второе занятие:

Логопед напоминает детям, какие слова они учили на прошлом занятии. Сообщает, что из этих слов состоит очень трудная скороговорка.  

-Послушайте, как я быстро ее произнесу: «Карл украл у Клары кораллы. А Клара у Карла украла кларнет».

-Попробуйте повторить, как я сказала...

- Эту скороговорку очень трудно  произносить. Но вы сегодня научитесь, и в конце занятия каждый сможет ее сказать. Для этого нам нужно всего лишь поиграть в театр. Сегодня вы будете артистами и зрителями.

Логопед назначает по желанию детей исполнителей -артистов для сценки- мальчика  и девочку. Роль мамы Карла исполняет логопед.                              

1). Знакомство детей с реквизитами сценки: бусы-кораллы и дудочка-кларнет.                                               2). Читка текста для исполнения ролей:

 Мальчика звали Карл, а девочку – Клара.  Карл учился в музыкальной школе, играл на музыкальном инструменте, который называется – кларнет. Пришел мальчик  к  девочке, в руках у него кларнет.  Девочка сидит перед зеркалом и примеряет мамины бусы- кораллы.  Мальчику очень понравились эти яркие красные бусы. Разговаривая с Кларой, он незаметно спрятал кораллы к себе в карман  и поспешил быстрее уйти домой. Карл  так торопился, что забыл свой музыкальный инструмент- кларнет.  Клара увидела  кларнет и не догнала мальчика, чтобы вернуть инструмент, решила оставить его себе, чтобы поиграть на кларнете.

Вечером мама Карла увидела, что он играет с кораллами, спросила у сына - откуда у него появились эти бусы?  Пришлось Карлу всё рассказать маме. Мама  очень  расстроилась, что сын украл  вещь. Она объяснила мальчику, почему Карл  огорчил ее: «Красть, брать без разрешения какую-нибудь вещь,   никогда нельзя!  Это большое преступление перед другими людьми. Как же страдает, переживает тот человек, который имел вещь, и  вдруг лишился ее! Украденная вещь никогда не принесет радости тому, кто это сделал. Она всегда будет ему напоминать о  своем плохом поступке, о горе, котором он принес своему другу, знакомому или чужому человеку...»

После такого разговора с мамой Карл  понял, какой ужасный поступок он совершил. И решил вернуться к девочке,  возвратить украденные кораллы и извиниться перед Кларой. А Клара, в это время,  тоже очень жалела, что не догнала Карла, не отдала забытый кларнет. Получается, что она тоже украла, если  утаила.  О том, что красть  никогда нельзя Клара знала, она была постарше Карла и  больше понимала это.  Взяла Клара кларнет и собралась пойти к Карлу. Тут и появился Карл с бусами. Дети извинились друг перед другом, простили друг друга и дали клятву – никогда в жизни не красть чужие вещи!

3). Уточнения действий детей по сюжету сценки. После обсуждения дети выходят из кабинета и возвращаются уже в роли Карла и Клары.

4). Сценка по сюжету.

5). Обсуждение сценки. Логопед поясняет, что теперь надо представить картинку сыгранной сценки и ответить  на вопросы: - Кто первый пришел в гости? Что сделал?

- Теперь  надо сказать первую часть скороговорки: «Карл украл у Клары кораллы».  (Каждый ребенок произносит эту фразу).

-Что дальше сделала Клара?

Дети отвечают: «А Клара у Карла украла кларнет».

- Теперь надо соединить вместе два предложения, вспоминая нашу сценку:

«Карл украл у Клары кораллы. А Клара у Карла украла кларнет».  

- Теперь попробуем это быстро сказать. Ведь мы говорим скороговорку.

-Молодцы!   Вы научились говорить труднейшую скороговорку, которую не могли сказать в начале нашего занятия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал в развитие навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В статье представлен некоторый дидактический материал, используемый на логопедических занятиях....

Презентация "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука в работе учителя -логопеда. Из опыта работы

laquo;У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»....

Использование народных игр для совершенствования двигательной активности детей. (из опыта работы).

Подвижные игры -  естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Народные подвижные игры являются традиционным средством педа...

Статья "Особенности этапа автоматизации в коррекции произношения дошкольников"

Материал статьи может быть полезен как начинающим, так и опытным логопедам. Также воспитателям логопедических групп и родителям детей-логопатов. ...

Конспект логопедического занятия для старшей группы дошкольного возраста 6-7 лет. "Автоматизация и дифференциация произношения звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ] в слогах, словах и предложениях."

Вашему вниманию предлагается учебно-методический материал по автоматизации и дифференциации сонорных звуков Р, РЬ - Л, ЛЬ в слогах, словах и предложениях....

Использование нейроигр в системе взаимосвязанной работы учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на этапе автоматизации правильного произношения звуков.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедическрой группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса , всей жизни...

Организация работы воспитателя на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Правильная речь - это один из важнейших показателей того, что ребёнок действительно готов к обучению в школе. Ведь именно правильная речь - залог успешного овладения чтением и письмом. Письменная речь...