виды нарушений звуков
учебно-методический материал по логопедии

Новикова Екатерина Валерьевна

Классификация возможных нарушений звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_narusheniy_zvukov.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОВ

Межзубный сигматизм — выражается в том, что во время произнесения свистящих и шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами. Аккустический эффект: шепелявый оттенок. Возможные причины: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъкм языка к небу; высокое узкое твердое небо.

Боковой сигматизм бывает одно- и двусторонним. Односторонний боковой сигматизм имеет место в тех случаях, когда язык ложится в полости рта ребром и воздушная струя проходит по одному из боковых краев языка, в результате чего образуется своеобразный «хлюпающий» звук. При двустороннем боковом сигматизме боковые края языка не прилегают к верхним коренным зубам и воздушная струя параллельными потоками проходит с двух сторон, по боковым краям языка. Аккустический эффект: хлюпающий звук. Возможные причины: боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка.

 Носовой сигматизм возникает вследствие соприкосновения задней части языка с мягким нёбом, которое опускается, открывая проход воздушной струе в носовую полость. Аккустический эффект: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий [х] с носовым оттенком. Возможные причины: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Губно-зубной  парасигматизм – при произношение свистящих или шипящих звуков проявляется в замене звонких звуков на [в] и глухих — на [ф] (например: санки— «фанки», шапка— «фапка», зубы — «вубы», желудь — «фолудь»). Аккустический эффект: исходный звук заменяется звуком [ф]: шапка – фапка, машина – мафина, душ – дуф. Возможные причины: неправильный прикус; вялость передней части спинки языка; нарушения фонематического слуха.

Призубный парасигматизм связан с особым положением языка в момент артикуляции: язык своим кончиком упирается в верхние резцы, образуя затвор и препятствуя прохождению воздушной струи через щель между резцами. Проявляется данный парасигматизм в замене звонких звуков на [д] и глухих  на [т] (например: снег — «тнег», шарф — «тарф», жара — «дара», забор — «дабор»). Аккустический эффект: исходный звук заменяется звуком [т]: шапка – тапка, машина – матина, душ – дут. Возможные причины: неправильный прикус; снижение слуха; нарушение фонематического слуха.

Достаточно частым случаем парасигматизма является замена свистящих звуков шипящими — шипящий парасигматизм (свисток — «швисток», звезда — «жвежда») и замена шипящих звуков свистящими — свистящий парасигматизм (шуба — «суба», жираф — «зираф»). При шипящем парасигматизме кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка поднята, выгорблена, желобок не образуется, вместо свиста возникает шипение. Аккустический эффект: звучание сходно со звучанием смягченного звука [ш]: шапка – ш'апка,машина – маш'ина, душ – душ'. Возможные причины: неправильный прикус; снижение слуха; нарушение фонематического слуха.

 При свистящем парасигматизме аккустический эффект: звуки [ш], [ж] заменяются на звуки [с], [з] соответственно: шапка – сапка, машина – масина, душ – дус.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ (ЛАМБДАЦИЗМ)

1. Отсутствие звука.

2. Губно-губной. Звук произноситься с участием губ, которые вытягиваются вперед, получается подобие краткого У. Кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости. (уампа вместо лампа).

3. Редуцированное укороченное произношение звука (Л заменяется на краткое, нечеткое И)

4. Нижний ламбдацизм. Язык устанавливается к нижним зубам, акустически звук близок к норме, встречается при дизартрии, почти невозможно исправить)

5. Носовой. Язык отодвигается кзади и смыкается с мягким небом, возд. струя проходит в носовую полость.

6. Фрикативный. Л=h

7. МЕЖЗУБНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ. При этом виде ламбдацизма кончик языка находиться между зубами, акустически звук приближен к норме.


ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ (ЗАМЕНЫ ЗВУКА Л).
Звук Л чаще всего заменяется звуками Г, Д, В, Й, ЛЬ, Р.

Виды ротацизмов (фонетический дефект)
I Горловой ротоцизм
При велярной артикуляции нарушено место образования. Кончик языка не принимает участия в артикуляции опущен вниз. Спинка и корень языка напряжены и отодвинуты назад и образуют смычку и мягким небом. Воздушная струя разрывая смычку приводит к вибрации мягкого неба. Зв грубый гортанный, много шума мало голоса
Увулярный. Смычка образуется с маленьким язычком, который вибрирует в проходяшей воздушной струе. Звук приятный ракочущий, в нем мало шума.
II.боковой ротацизм. Кончик языка отклоняется влево или вправо и возд. струю направляется в бок.Вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит голосовыдыхательная струя,
Причина – порез половины мышц языка.
III.Носовой ротоцизм отсутствие смычки мягкого неба с задней стенки глотки. Кончик языка не принимант участие оттянут назад. Воздушная струя направлена в нос вибрации нет.
IV. Двугубный (кучерский) - вибрируют губы язык не подвижен
V.Одноударный - кончик в верху но вибрации нет он 1р.делает смычку и разрывается
VI.Проторный (щелевой) язык вверху , но образует щель, а не смычку. Р= искаженному з или ж.
Среди параротацизмов часто встречаются замены звука р парным мягким р, а также л, и мягким л, (йот), реже - г, в и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Виды нарушений свистящих звуков и способы их коррекции"

Нарушения свистящих звуков у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Эти нарушения имеют несколько разновидностей. Как их определить? Какими способами можно исправить? В статье предста...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

«Причины речевых нарушений. Основные виды нарушений звукопроизношения»

В тексте описаны основные причины патологии детской речи, а так же виды нарушений звукопроизношения....

Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков

                         Звуки  – основной строительный материал человеческой речи, и только при их  чёткой, точ...

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.

В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....

«Голос. Виды нарушений голоса у детей. Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей»

. В настоящее время нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, весьма распространены как у детей, так и взрослых. Причины расстройства голоса могут быть многообразны. ...

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»

      Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...