Проект "Формирование слоговой структуры слова у детей средней группы с ТНР"
проект по логопедии

Дацкевич Татьяна Николаевна

Проект «Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи» направлен на создание оптимальных условий для организации последовательной и систематической работы в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя образовательная школа № 2» дошкольные группы

Логопедический проект

«Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи»

                                                                                    Разработала

                                                                                Учитель-логопед

                                                                                Дацкевич Т.Н.

Югорск, 2021г.

Актуальность проекта: 

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей с нарушениями речи сложна и многогранна. Она проводится длительно и является частью всего коррекционного процесса.

Проект «Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи» направлен на создание оптимальных условий для организации последовательной и систематической работы в этом направлении.

Цель проекта:  создать условия для успешного формирования слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи проекта:

  • Развивать и совершенствовать речеслуховое восприятие.
  • Развивать и совершенствовать речедвигательные навыки.
  • Развивать и совершенствовать навыки усвоения ритмической структуры слов родного языка.
  • Учить произносить слова простого и сложного слогового состава.
  • В доступной форме познакомить детей с понятиями «слово», «слог», «звук».
  • Формировать навыки слогового анализа слова.
  • Активизировать и обогащать словарный запас.
  • Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
  • Повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.  
  • Раскрыть значимость формирования слоговой структуры слова  для дальнейшего развития и обучения в школе.

Продолжительность проекта: 9 месяцев (сентябрь 2020 г.- май 2021 г.).

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Предполагаемые результаты:

  • Четкое представление детей о единицах речи: слово, слог, звук.
  • Дети научатся воспроизводить слова различной слоговой структуры.
  • Дети овладеют элементарными навыками слогового анализа слов.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству с ОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
  • Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

.

Этапы реализации.

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

1 этап: подготовительный.

  • Обследование детей, выявление трудностей в овладении слоговой структуры слова у детей.
  • Изучение методической литературы по теме.
  • Подбор информации о значимости формирования слоговой структуры слова.
  • Подборка дидактического материала и наглядных пособий для занятий с детьми.
  • Составление плана реализации проекта.

2 этап: работа с педагогами:

  • Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей».
  • Консультация для педагогов ДОУ «Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи».
  • Изготовление буклета «Преодоление нарушений слоговой структуры слова».

2 этап: работа с детьми: 

  • Игры, направленные на развитие чувства ритма («Делай как я», «Умелые ручки»).
  • На начальном этапе включение в коррекционную работу упражнений на развитие слухового внимания («Где позвонили?», «Тихо-громко», «Где постучали?», «Скажи, что ты слышишь?», «Скажи, что звучит», «Солнце или дождик» и др.)
  • Игры на развитие речевого слуха (Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Кто внимательный», «Принеси игрушки», «Слушай и выполняй», «Хлопки», «Лото», «Запомни слова» и др.)
  • Знакомство с понятиями «слово», «слог», «звук».
  • Упражнения с гласными звуками.
  • Упражнения со слогами.
  • Игры на развитие фонематического слуха («Поймай звук», «Подбери картинку», «Кто больше слов придумает», «Будь внимателен и др.).
  • Ежедневное включение в коррекционную работу упражнений: «Прохлопай слово», «Прошагай слово, чистоговорку», «Пропрыгай слово», «Слово на слоги дели – бусы собери».
  • Изготовление и использование в работе с детьми дидактических игр и пособей: «Логокуб», «Пирамида», «Поезд», «Слоговые домики», «Собери цветы в вазу».
  • Игры с мячом («Мяч передавай – слово называй», «Встречу слово на дороге – разобью его н слоги», «слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»).
  • Подбор и использование в работе с детьми чистоговорок на разные звуки.

2 этап: работа с родителями: 

  • Консультация для родителей «Основные приемы развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий».
  • Индивидуальные консультации по вопросам речевого развития и формирования слоговой структуры слова.
  • Предоставить возможность для родителей получить практические материалы (буклет: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова», буклет «Развиваем фонематический слух дошкольников»).
  • Консультация для родителей «Фонематический слух – основа речи».

3 этап: заключительный.

  • Диагностика речевого развития детей, выявление уровня сформированности слоговой структуры слова.
  • Логопедическая викторина «Чему я научился».

Достигнутые результаты:

Учитывая, что своевременное овладение слоговой структурой слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения в школе, необходимо обязательно проводить логопедическую работу по устранению нарушений слоговой структуры слова, предполагающую воздействие на все компоненты речевой системы. Эта работа в рамках проекта проводилась последовательно и систематически. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены.

У детей сформировались четкие представления о языковых единицах – «слово», «слог», «звук». Большинство детей научились воспроизводить слова различной слоговой структуры, овладели навыками элементарного слогового анализа.

         Работа проводилась последовательно. Первоначально в коррекционную работу включались упражнения, направленные на развитие чувства ритма,

что явилось стимуляцией восприятия ритмической структуры слова. Здесь широко использовались музыкальные инструменты: барабан, бубен, металлофон. Проводились игры на развитие слухового внимания, они вызывали большой интерес у детей. Игры с колокольчиком, молоточком, бубном развивали умение определять направление звука, развивали координацию движений и ориентацию в пространстве.

Большинство детей научились справляться с заданиями, направленными на развитие речевого слуха. Постепенно воспитанники освоили упражнения с гласными звуками, затем со слогами и со словами. Интенсивное использование упражнений «Прохлопай слово», «Прошагай слово, чистоговорку», «Пропрыгай слово», «Слово на слоги дели – бусы собери» благотворно влияло на формирование слоговой структуры слова.

Были подобраны и широко использовались в работе дидактические игры «Пирамида», «Поезд», «Слоговые домики», «Логокуб», «Собери цветы в вазу». Также были побраны чистоговорки на разные звуки.

 В ходе формирования слоговой структуры слова итересными для детей оказались игры с мячом, они развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.

Итогом проекта стала Логопедическая викторина «Чему я научился».

Консультация для родителей

Тема: «Основные приемы развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»

Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием «слоговая структура слова»;
  • уточнить особенности овладения слоговым анализом слова детьми среднего;
  • обучить игровым приемам слогового анализа;
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  •  расширять степень включенности родителей коррекционный процесс.

Содержание консультации.

Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры.

Нарушение слоговой структуры слов выявляется, как правило,  при логопедическом обследовании детей, однако данный вид речевого нарушения родители могут и сами отмечать у ребенка.  

Логопед формирует и автоматизирует речевые навыки у детей, а родители в своем повседневном общении и совместной деятельности с детьми, стимулируют их к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков.

Предлагаю вам оказаться  в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

  • Игра «Отхлопай слово»

      Сейчас мы с вами будем учиться отхлопывать разные слова. Оказывается любое слово                можно отхлопать. Я научу, как это делается.  Например, как бы я отхлопала слово кошка   (хлопаю на каждый слог). Мы его произносим  по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет.  Сколько хлопков вы сделали?  (3-4 примера). Любое слово можно отхлопать, даже короткое. Молодцы, у вас все получилось.

  • Игра «Прошагай словечко».  

Вот мы отхлопывали слова, а их можно оказывается прошагать. Посмотрите, как это делаю я. А потом мы это сделаем вместе. Например, придумала я слово: сани (делаю шаг на каждый слог). Сколько шагов я сделала? Совершенно верно – 2 шага. Посмотрите, как я еще это делаю (слово дом). Сколько шагов я сделала? Как вы думаете,  это короткое слово или длинное? Верно – короткое.  Давайте теперь попробуем вместе. Придумайте, какое слово мы будем прошагивать. С правой ноги вместе шагаем и проговариваем слово.  Сколько шагов у нас получилось? Это длинное слово или короткое?

  • Игра «Сколько слогов в слове»

Дальше мы с вами поиграем в очень интересную игру. Мы  слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части.  Эти части называются слогами. Каждое слово  состоит из какого-то количества слогов.  Например, из 1 слога (1 хлопок), из 2 слогов (2 хлопка), из 3 (3 хлопка), бывают даже из 4 и 5 – это очень длинные слова. Посмотрите,  перед вами лежат игрушки, выберите себе игрушку и определите, сколько слогов в названии этой игрушки. Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

А сейчас эти игрушки мы с вами попробуем разложить по количеству слогов в коробочку.  В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога. В третью – 3 слога.  Как проверить?  Приступайте.  Мы разложили все игрушки по количеству слогов в названии.  Отлично! Молодцы!

  • Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Ход игры. Играющие выстраиваются в круг. Логопед называет слово из двух (трех, четырех и т. д) частей. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей передает мяч дальше.

  • Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Ход игры. Логопед говорит игрокам: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог, игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.

  • Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Ход игры. Логопед бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший мяч, определяет количество слогов, произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.

  • Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

Ход занятия: Логопед бросает мяч, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Задача в процессе игры от одного корня образовать максимально длинные слова. Например: дом — домик — домовой — домовитый — домохозяйка.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами, которыми вы можете воспользоваться в ваших занятиях с ребенком дома. Хотелось бы напомнить вам о том, что невозможно магическое, «волшебное» разрешение всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей на занятиях по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка на основе образовательной программы «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова)....

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в Слоголандию».

Тема: «Путешествие в Слоголандию».Дата проведения занятия: 28.02.2018 год.Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня (2 год обучения).Оборудование: - для детей: стулья, сто...

Логопедический проект "Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова я...