НОД по развитию речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Тарнакова  Ирина  Александровна

В конспекте НОД представлен материал по развитию речи(патриотическое воспитание) на тему :Русь моя ,люблю твои березы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_bereza2.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» г.Великие Луки

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи (патриотическое воспитание)

ТЕМА: «Русь моя, люблю твои березы»

                                     Учитель-логопед: Тарнакова

                                                    Ирина Александровна

г. Великие Луки

Псковская область

 2022 год

Актуальность темы. Родина – сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям, матери и отцу, любовь к своему дому, улице, на которой живешь, родному городу, стране, родной природе. Чувство любви к Родине является общечеловеческой ценностью и носит глубоко исторический характер.

C раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Традиции являются частью исторического наследия, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни своего народа, доступное их возрасту. Задача родителей и педагогов – познакомить детей с культурными ценностями, научить любить и чтить традиции своего народа, с уважением относиться к культуре других народов.

На сегодняшний день не многие из нас знают прошлое своего народа. В современных условиях становится актуальной проблема сохранения национальной культуры, осознания принадлежности к своим корням.

 Цель: познакомить детей с традициями и бытом русского народа, вызвать интерес к народной культуре.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о Родине, о своём родном крае,  о символах России, познакомить дошкольников с народными приметами и играми, дать представление о целебных свойствах березы, познакомить с изделиями из бересты.

Развивающие: учить детей образно, с интонационной выразительностью рассказывать стихотворения, развивать эмоциональный отклик от восприятия поэтического текста и музыки, расширять словарный запас посредством пословиц, поговорок, метафор, новых слов («лучина», «береста», «берестянщик», «туесок», «кузовок», «лукошко», «оберег» «чага» и другие), развивать познавательную и творческую активность детей.

Воспитательные: воспитывать уважение и любовь к красоте родной природы, к русской березке как символу России, воспитывать такие личные качества, как любознательность, активность, культуру общения.

Вид мероприятия: развлечение.

Данный вид позволяет преподнести достаточно сложный материал в интересной и доступной форме. В ходе мероприятия происходит частая смена видов деятельности, что позволяет поддерживать детский интерес, активность, любознательность.

Подготовка к развлечению проходила в тесном сотрудничестве с воспитателями группы и музыкальным руководителем. Прослеживается интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

Развлечение проходило в группе, пространство групповой комнаты было выдержано в русском народном стиле. Была оформлена зона «русской народной избы», в которую вошли матрешки, балалайки, свистульки, полотенца с ручной вышивкой, половики, куклы в народных костюмах, образцы декоративно-прикладного искусства, домашняя утварь: утюги, деревянная, глиняная, чугунная и керамическая посуда (ложки, плошки, кувшины, чугунки и др.), ухват, прялка, сундуки и т.п.

В центре группы располагались березка (макет); баня (макет) с березовыми вениками и дровами; ширма с детскими рисунками и фотографиями изделий из бересты; деревянный столик с берестяными изделиями.

Занавески на окнах были украшены зелеными березовыми листочками.

Девочки и ведущая были одеты в нарядные сарафаны, на головах – венки, мальчики в рубашки и брюки.

Использование сюрпризного момента – появление Иванушки из деревни – вызвало детский интерес в самом начале мероприятия.

Открытое мероприятие было показано педагогам ДОУ и родителям, и помимо указанных цели и задач было направлено на привлечение внимания к вопросу приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.  

Данное мероприятие получило высокую оценку со стороны коллег ДОУ и специалистов дошкольного отдела Управления образования Администрации города Великие Луки, которые на нем присутствовали, и было рекомендовано для показа педагогам на городском уровне.

Тип мероприятия: комбинированный (закрепление нового материала, повторение уже имеющихся знаний).

Методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрационный материал, декорации, костюмы), практические (инсценировка, игры, хоровод, стихи).

Оборудование: зона «русской народной избы», макет березы, макет бани с березовыми дровами, березовый веник, изделия из бересты, зеленые платочки, костюмы, рисунки березы, фотографии изделий из бересты, аудиозаписи,

Предварительная работа: беседы, рассказы о традициях и быте наших предков, знакомство с народными приметами, словарная работа, рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением березы и изделий из бересты, целевые прогулки – наблюдение за березой, рисование березы, разучивание пословиц, поговорок, стихотворений, народных игр, хоровода «Во поле березка стояла», слушание русских народных песен и мелодий, изготовление берестяных оберегов.

Конспект НОД

 «Русь моя, люблю твои березы»

Дети под песню «Почему так в России березы шумят…» заходят в группу и садятся на стульчики полукругом.

Ведущий: Ребята, к нам в садик вчера пришла телеграмма, в которой  

сообщается о том, что к нам в гости приедет Иван из деревни. Но что-то он задерживается (стук в дверь, заходит Ваня, здоровается).

Ведущий: Здравствуй Ваня, говорят, что ты недавно путешествовал по разным странам. Расскажи нам с ребятами, что ты интересного увидел и узнал.

Иван: Был за морем океаном

           Разъезжал по разным странам

           Огоньков там много ярких

           Наменял я там подарков

           Все красивые чудные, необычные такие.

           Вот из Африки бананы

           Чай из Индии духмяный

           Перец с Греции душистый.

           Ну а с юга абрикос пушистый.

           А меня там все спросили:

          «Что привез ты из России?»

           Затянул я поясок, им ответил громко.

          «Берестяный туесок из коры березы тонкой».

           Только я его отдал,

           Как по дому заскучал.

           Что случилось, не пойму,

           Объясните, почему?

           Средь красот страны другой,

           Захотелось мне домой.

Ведущий: Это потому, Иванушка, что твоя Родина здесь. Не зря говориться в народе: «Где родился, там и пригодился».

 - Ребята, давайте расскажем Ивану, что такое Родина. И как она нужна каждому человеку.

 Дети читают стихи.

1. Что мы Родиной зовем?

Дом, в котором мы живем.

И березки вдоль которых,

Рядом с мамой мы идем.

2. Старый двор, березки молодые

Хоровод кудрявых тополей.

Это все страна моя Россия,

Милый образ родины моей.

3. Поезжай за моря – океаны,

Надо всею землей пролети.

Есть на свете различные страны,

Но такой как у нас не найти…

Ведущий: Ребята, а как мы еще можем назвать нашу Родину? (Отчизна, Отечество).

Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родными и друзьями.

Ведущий: Ребята, а как называется место, где родились и выросли вы? (город Великие Луки, Псковская область. )

Дети читают стихи:

1. Ветрами воспетый, дождями промытый

Веселый и звонкий, как солнечный май,

На ласку ответный, на дружбу открытый

Звени и красуйся Псковский наш край!

2. Псковский край, дорогая земля!

Красивая, добрая, скромная!

Люблю тебя нежно и ласково я

Ведь ты моя Родина кровная.

Ведущий: Ребята, давайте подойдем к столу и выберем главные символы нашего государства и покажем Ивану.

Ребята вместе с Ваней подходят к столу, на котором лежат флаг, герб, гимн, картина с изображением березы, называют и вывешивают символы на доску.

Ведущий: Назовите, какие символы вы выбрали (дети называют)

- Правильно! Флаг, герб и гимн – это символы каждого государства.

- Ребята, а почему никто не выбрал березу? Или  (А березку вы выбрали не зря)

- Оказывается, у России есть еще один символ, очень красивый и нежный. Это – красавица РУССКАЯ БЕРЕЗКА.

                                  На поляне, на пригорке,

                                  Под окном среди полей

                                  Белокурая березка –

                                  Символ Родины моей.

Береза широко распространена в русских лесах. Березовый лес красив во все времена года. Удивительно то, что деревьев много, а береза – единственное дерево с красивым белым стволом. И наша псковская земля богата березовыми рощами.

- Ребята, а как ласково можно назвать березу? (выслушать ответы детей)

- Народ издавна с любовью называет ее БЕРЕЗОНЬКОЙ, КУДРЯВОЙ, БЕЛОСТВОЛЬНОЙ.

Дети читают стихи:

1. Деревьев разных не сочтешь

Одно другого краше

Но где ты дерево найдешь

Родней березки нашей?!

2. Характером – в землю родную

Душою – в ее голубень

Березкой я Русь именую,

Ее наступающий день.

3. Наряд ее мягкий чудесен

Нет деревца сердцу милей

А сколько задумчивых песен поется в народе о ней.

Ведущий: Россия и береза! Эти два слова слиты воедино.

Иван: Ребята, послушайте, что я знаю про березу:

Со старины далекой на праздник Троицы в июне месяце молодые девушки  шли в лес к березкам. Они вили венки из березовых веток, сплетали между собой вершины молодых березок и «завивали» - украшали березоньку цветными ленточками, приговаривая:

                    Ты не бойся березонька

                    Мы тебя не ломаем – 2 раза

                    Веточки завиваем.

Потом загадывали желания. Около березки водили хороводы и пели песни.

Ведущий: Ваня, а наши девочки тоже знают много песен и умеют водить хороводы.

Дети:

1. Березовые веточки по ветру шумят

Начало лета празднуют, о чем – то говорят

К ним девушки нарядные приходят каждый год

Поют они березоньке и водят хоровод.

2. Солнышко пригрело,

Соловушки свистят,

Пойдем – те девицы – красные

Березку украшать!

Девочки исполняют хоровод «Во поле березка стояла».

Народная псковская игра «БЕРЕЗКА»

Ребята становятся в круг:

Березка белена,

Маковка зелена,

Летом мохнатенькая,

Зимой сучковатенькая,

Где она стоит,

Там и шумит.

Девочка – «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:

Березка зеленькая,

Весной веселенькая,

Среди поля стоит,

Листочками шумит,

Гремит, гудит,

Золотым венчиком звенит, -

«березка» изображает шум листьев, движение веток, - она шуршит платьем, машет над головой платками. Под приговор:

«А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают!» - девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

 

Ведущий: Береза была центром праздника цветущей растительности и плодородия.  С березой связано много пословиц и поговорок.

Дети: - Береза не угроза, где стоит, там и шумит.

          - Береза ума дает.

          - Березы, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

          - Бела береста, да деготь черен.

Иванушка (радостно): И я народные приметы знаю, связанные с березой.

Матушка моя всегда говорила:

- Если зацвела береза – сажай картофель.

А дед Матвей говорил:

- Лопаются сережки у березки – сей хлеб.

Такой хитрый этот дед Матвей, всё загадки мне загадывал. Если отгадаешь, говорит, орехами угощу. А загадки трудные такие, так и не отгадал я их, так и не отведал орехов лесных.

Ведущий: А что за загадки то Иванушка? Ты нам с ребятами расскажи, может, мы сможем их разгадать.

Иванушка: Стоит Алена – платок зеленый,

                    Тонкий стан, белый сарафан. (береза)

Иванушка: Да почему береза – то, никак не пойму!

Ведущий: На Руси всегда березу сравнивали с нежной и красивый девушкой.

Молодые тоненькие березки напоминают девичью красу, стройную и статную. Зеленый платочек – это листва, белый сарафан – цвет березовый коры. Вот послушай.

Дети читают стихи:

Стоит девица.

Ой, нарядная,

Вся – то стройная

Вся – то ладная,

Белый черным шит сарафан на ней,

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей.

Зелена коса развевается,

В ярком солнышке купается.

Иванушка: Теперь я всё понял про березку. Спасибо ребята! Вот дед Матвей удивится, когда я его загадки разгадаю.

Ведущий:

Березу в народе называют деревом четырех дел.

1. Первое дело - МИР ОСВЕЩАТЬ – тепло и свет людям давать.

Расскажите, ребята, что это значит?

В давние времена, когда не было электричества, наши предки березовой лучиной освещали дома. Девушки и женщины пряли при лучине в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, а маленькие детушки слушали бабушкины сказки про гусей – лебедей и Ивана – царевича.

2. Второе дело - БОЛЬНЫХ ИСЦЕЛЯТЬ -  речь идет о лечебных свойствах березы.

В лечебных целях у березы используется всё: древесина, кора, листья, почки, сок и даже паразитирующий гриб – чага, который образует крупные наросты на стволах березы.

Что изготавливают из древесины? – Активированный уголь и лекарства для лечения отравлений.

Что готовят из коры? – Из коры готовят березовый деготь. Его добавляют в лечебные шампуни и мази.

Как в медицине используют березовые листья и почки? – Листья и почки собирают, сушат, а потом готовят настои и отвары. Ими лечат простуду, кашель, болезни сердца, почек, печени, суставов.

А вы любите березовый сок? –  Это огромная кладезь витаминов. Что в нем содержится? – Железо и витамин С. Его применяют при простуде, гриппе, бессоннице и при других болезнях.

В народной медицине также используют чагу. В нем содержатся полезные вещества, которые успокаивают нервную систему, повышают иммунитет, усиливают обмен веществ, снимают боли в желудке.

В природе мало растений, которые имеют такое количество лекарственных свойств, как наша красавица береза.

3.Третье дело - ЧИСТОТУ СОБЛЮДАТЬ – про березовый веник что и говорить.

Каждый знает как полезна русская баня да еще и с березовым веничком!

Сценка «Баня»

Выходит сгорбленный дед и старуха с веником и шайкой.

Ведущий: Домик на горе стоит

Из трубы дымок валит…

Дед: Веник я сломал большой,

Буду париться с душой!

Не кленовый, не дубовый,

А березовый, махровый.

Старуха: Баня топится с обеда!

Парься лучше дорогой,

Будешь вечно молодой!

(Дед уходит за декорацию парится) песня «Баня»

Ведущий: Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка перед ней

Королевич Елисей!

(Из бани выходит «помолодевший» дед)

Старуха: Где мой дед! Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед: Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой же дед родной!

Здесь во всем он виноват! – показывает на веник

Старуха подхватывает веник, и исчезает в бане.

Ведущий: В баню веник вы возьмите,

Ой, не пожалеете!

Хором: Лет на 20 сразу с ним вы помолодеете!

На сцене появляются «молодые» старуха и дед.

Иванушка: Ребята, а хотите с веником поиграть?

Подвижная игра с веником. (Все ребята стоят в кругу и передают под музыку веник. Музыка останавливается, тот, у кого остался веник выходит в круг и танцует под русскую пляску)

Ты лети, веселый веник,

Дальше, дальше по рукам,                  

У кого остался веник,

Тот сейчас станцует нам.

Иванушка: Хорошо поиграли, ну а какое же четвертое дело?

4. Четвертое дело - КРИК УТЕШАТЬ – речь идет об изделиях из березы.

В старину из березы для маленьких деток делали люльки. Считалось, что береза утешает детский крик, успокаивает.

Из березы также мастерили игрушки. Самая известная игрушка – матрешка. Много изделий делали из бересты.

Ребята, что такое береста?

- Правильно, это кора березы.

- С древнейших времен на Руси в деревенском быту из бересты делали различные предметы.

Давайте вспомним какие: для ягод и грибов делали лукошки, для воды и кваса делали туески, мастерили разную посуду – чашки, подносы, солонки, из бересты изготавливали украшения.

А человека, который этим занимался, называли берестянщиком.

И в нашем городе есть такие мастера, которые плетут из бересты различные предметы и украшения.

Показ берестяных изделий:

Посмотрите, эти вещи, нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, в мир преданий и добра.

Чтоб сказать нам, что у нас есть чудо – люди – мастера!

Подойдите поближе и назовите изделия, сделанные из бересты. (Дети называют: лукошки, туески, корзины и т.д.)

Береза является сокровенным деревом, символом и душой России. Поэтому изделия из ее коры – бересты отличаются особой теплотой и мягкостью.

Ведущий: А еще березу в старину считали деревом – оберегом от различных бед и невзгод.

Иванушка, мы с ребятами изготовили оберег, который будет беречь тебя и напоминать о Родине, когда ты будешь далеко от дома. (Дарят Ивану оберег).

Ведущий: Иванушка, теперь ты понял, что такое Родина и почему вдруг тебе так захотелось домой? Ведь счастье – это жить в родной стране, родном городе. И наконец, счастье – это русские березки у крыльца родного дома.

Иванушка: Спасибо, ребята, я всё понял.

Ведущий:  Наша Родина – Россия!

Дети: «Россия» - шепчут мне березки,

«Россия» - шепчут камыши,

«Россия» - ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю: «Русь!»

И я люблю тебя по – русски,

Моя березовая Русь!

Под песню «Почему так в России березы шумят…» дети и педагоги прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...