Консультация для педагогов «Развитие речи, мышления и воспитание финансовой грамотности у детей 5-7 лет с ТНР методами ТРИЗ-технологии»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Кулагина Галина Викторовна

Чтобы  заинтересовать  детей при воспитании финансовой грамотности,     организовать занятие можно с помощью ТРИЗ-технологии, например, применяя метод «Да-нетки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons-tsiya_dlya_ped_po_finans_.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для педагогов «Развитие речи, мышления и воспитание финансовой      грамотности у детей 5-7 лет с ТНР  методами ТРИЗ-технологии»

Подготовлено: учителем-логопедом Кулагиной Г.В.

 Анализ методической литературы показал, что система обучения  мыслительной деятельности дошкольников разработана недостаточно. Мыслительная деятельность ребенка при традиционном обучении, в основном, сводится к озарению (инсайт). Поэтому очень важно, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Для этого мы использовали сочетание развития речевых способностей и воспитание финансовой грамотности у детей.
        Мы  стараемся использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития мыслительного потенциала детей. Это можно осуществить на занятиях по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи, при этом, не отходя от традиционных программ, используя на обычных занятиях упражнения, направленные как на совершенствование лексико-грамматического строя, так и на воспитание финансовой грамотности у детей.
      Основными требованиями, на которые нужно опираться при составлении и применении упражнений на воспитание финансовой грамотности, являются следующие:

1)найти для детей проблему, которая имеет множество правильных решений;

2)воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.

На традиционных занятиях часто можно наблюдать низкую речевую активность детей с ТНР, связанную с их речевыми особенностями, а ведь эффективность обучения зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. В соответствии с вышесказанным следует ориентировать ребенка не только на результаты деятельности, необходимо также сделать привлекательным и интересным сам процесс и способ познания. 

Чтобы  заинтересовать  детей при воспитании финансовой грамотности,     организовать занятие можно с помощью ТРИЗ-технологии, например, применяя метод «Да-нетки» Так, от лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Одновременно совершенствуется диалогическая форма связной речи. При этом решается задача развития, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности,  диалогической  речи и творческого воображения.

Этот метод привлекателен своей простотой. Его можно использовать в работе с самыми замкнутыми  и не говорящими детьми. Он дает возможность научить находить существенный признак в явлениях и предметах; развивает восприятие, мышление, формирует навык классификации предметов по общим признакам. Мы стараемся разнообразить этот  метод. Например, для неактивных или неговорящих детей используем прием «Два цветных флажка» (Ответ «Да» заменяется (или сопровождается) подниманием например желтого флажка, а «нет» -синего).   Этот прием улучшает внимание, способствует  различению и закреплению названий цветов,  направлен на все ВПФ.

Игра «Подними флажок»

Цель и задачи: создать условия для  развития слухового внимания, мышления, речи, закрепления навыка находить существенный признак в явлениях и предметах;  воспитание финансовой грамотности.

Варианты вопросов (по финансовой грамотности):

-Раньше люди много работали, чтобы заработать деньги (Да);

-Люди не умели считать и печатать деньги, поэтому  вместо денег иногда использовались  другие предметы, например ракушки, коровы и даже  драгоценные камни. (Да);

- Бедняков считали лентяями (Нет);

-Самая древняя русская монета носила название «Златник» (Да);

-Слово «Копейка» появилось при царе Иване Грозном (Да);

-Слово «Копейка» получила свое название в связи с тем, что на монете было изображение святого Георгия Победоносца, пронзающего змея копьем.(Да);

-Изображение святого Георгия на монете можно встретить и сейчас (Да)

-Богачей все любили и уважали (Нет);

-Выражение  «Внести свою лепту» появилось недавно (Нет);

-Выражение «Зарыть талант в землю»  появилось более 2000 лет назад (Да).

Другим методом является «Метод противоречий». Этот метод направлен на совершенствование фразовой речи, он позволяет упражняться в составлении предложения с предлогами, союзами. Одновременно повышает познавательные способности, помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить детей их формулировать.

В соответствии с этим методом разработаны и применяются такие игры, как «Хорошо или плохо»,

Игра «Хорошо или плохо»

Цель и задачи: развитие мышления, зрительного восприятия, связной речи;  составление сложных предложений с союзом «потому что»; выделение противоречий в окружающей действительности.

Ход проведения: дети разглядывают сюжетные картинки и составляют предложения, типа: «Крокодил Гена поступил хорошо, когда купил Чебурашке арбуз; но плохо то, что они съели его одни и ни с кем не поделились»;

«Буратино поступил плохо, потому что продал азбуку и на эти деньги купил билет в театр; но то, что он интересуется искусством - это хорошо»;

 «Утенок поступил плохо, потому что разбил дорогое окно, но то, что он занимался спортом –это хорошо»

Игра « В магазине: сравниваем два предмета и выбираем, что купить»

Цель и задачи: развитие зрительного восприятия, мышления, совершенствование фразовой речи,  составление предложения с предлогами, союзами; автоматизация поставленных звуков; воспитание финансовой грамотности.

Можно предложить детям  помочь сказочному герою выбрать из двух продуктов один, например:

-мороженое или родниковую воду

-сок или газировку.

-пирог или торт;

Варианты ответов: «Мороженое вкусное, но оно быстро тает, и от него может заболеть горло, а воду можно пить в течение долгого времени, оно спасет от жажды и не вызовет простуды.  Сок по-дороже, чем газировка, но он полезней, в нем есть витамины». «Торт вкуснее пирога, потому что он с кремом, но  он дороже, чем пирог, и без холода быстрее испортится».  

Метод типового приема фантазирования

Используя этот метод, включаю такие приемы, как:

 «Спасательные ситуации»;

Прием «Спасательные ситуации» служит предпосылкой для сочинения продолжения рассказа по зачину. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных ситуаций.

Игра «Как помочь велосипедисту»

Цель и задачи: развитие зрительного восприятия, мышления, совершенствование связной речи,  составление предложения с предлогами, союзами; автоматизация поставленных звуков.

 Ход проведения:

Ребенку предлагается  разложить серию сюжетных картин и составить рассказ о том, как  велосипедист, например, почтальон Печкин, развозил по деревне почту и, не заметив на дороге острых гвоздей, которые рассыпал Шарик, проколол колесо.

Вывод: таким образом, чтобы повысить интерес у  дошкольников к овладению правильной  речью, можно использовать  приемы, направленные на развитие мышления, в том числе ТРИЗ-технологии.

Литература: А. В. Корзун А.В., Н.Н. Тятюшкина [35]  комплексная методика «Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры «Да-Нет».

Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ульяновск: ИПКПРО, 2003.

Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста / Под редакцией Б.Б. Финкельштейн. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.

 Хватцев М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М., 1996.

 Швайко Г. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

 Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. – методич. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие логического мышления старших дошкольников"

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совок...

Консультация для педагогов"Развитие логического мышления детей 3-5 лет посредством игр Воскобовича"

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для педагогов "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр"

Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Взрослый должен помогать ребенку осмысливать события  и явления , искать их причины и следствия....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ »

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания....