Консультация для педагогов"Развитие логического мышления детей 3-5 лет посредством игр Воскобовича"
консультация по математике на тему

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления детей 3-5 лет посредством игр Воскобовича

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.

Самые известные из них – «Геоконт»  и «Квадрат Воскобовича».

Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.

В таких играх дети через практику постигают теорию. Так же автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр, например, «Волшебная восьмерка»  и букв («Конструктор букв»);  обучению чтению, например, по универсальному пособию «Складушки». Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет (хотя можно и до 99 лет).

 

Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.

 

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

 

•    Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

•    Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

•    Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.

•    Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятий, звукобуквенных явлениях.

•    Развитие мелкой моторики.

 

Особенности развивающих игр Воскобовича


 - Игры разработаны исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
 

- Широкий возрастной диапазон.

В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений.
 

- Многофункциональность и универсальность.

Играя только с одной игры, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами; цветом или формой;счетом и т.д.).
 

- Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.
 

- Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрированными рисунками. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

 

Самые популярные игры Воскобовича

 

«Геоконт»  - её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки». «Геоконт» представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования по показы взрослого, по схеме-образцу, словесной модели, словесному алгоритму или собственному замыслу получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.

Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).

 

А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг голос свыше: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова Голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова Голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».

 

Таким образом, малыш не просто создает изображения на «Геоконте», а делает паутинку паука Юка, лучи и отрезки, которые называются оранжевым криком Красного зверя, Зеленым свистом Желтой птицы или синим шепотом Голубой рыбы. В книжке приводятся схемы – рисунки того, что должно у ребенка получиться.

В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

 

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2х цветным (для детей 2-5 лет)  и 4х цветным (для 3-7летних детей)

Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» до получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат – трансформер».

Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение этого же предмета.

Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

 

«Чудо – крестики»  - представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.

Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера); умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.

 

Кораблик «Брызг – брызг»  представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки–паруса на липучках.
Игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических представлениях: о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.

 

«Математические корзинки»  - это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а так же понять смысл сложения и вычитания. Малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов.
По сказочному сюжету ребенок вместе с зверятами-цифрятами: Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и другими собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное количество грибочков и проверяет у кого корзинки полные, а у кого нет. Зверята собирают грибы, а малыш выясняет, кто собрал больше, а кто меньше.

«Забавные буквы» - это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя – Орлекин, У – представляется Урлекином, далее идут Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д.
Играя с карточками и пропевая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.

«Теремки Воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово.

На первом этапе игры –ребенок знакомится со звуками и буквами. На гранях первого кубика белого цвета живут буквы Б, П, В и Ф. Ребенок поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки. Затем придумывает, какие животные могли бы поселиться в этом теремке: бабочка, попугай, волк, филин. Таким же образом ребенок знакомится с остальными теремками.

Теперь подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами. В синем кубике живут А, О, У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость звука), в зеленом – Я, Ё, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость гласного звука).

На втором этапе учимся составлять слоги. Вкладываем в первый терем кубик с буквой А и читаем получившийся слог: Па-а-а.

На третьем этапе можно составлять и читать простые слова. Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших игр. Например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «лёд» в «мёд»ом.


«
Складушки».  Воскобович переработал идею складов Зайцева, создавшего кубики со складами.

Игра-пособие Складушки предназначена для обучения детей чтению в складовой системе.

Пособие выполнено в виде книжки, на каждой странице яркая картинка и стихотворная подписью с выделенными складами. Так же имеется CD-диск с озвученными складовыми песенками, например, одна из них:


Гусь с гусынею гусяток
Насчитали лишь десяток.
Гусь с гучыней обсчитались
Все на месте оказались.
 

На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:

•    Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

•    Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

•    Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся» от игры.

•    Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие логического мышления детей 3-5 лет посредством игр Воскобовича"

Игры В.В. Воскобовича разработаны исходя из интересов детей....

Консультация для педагогов "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр"

Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Взрослый должен помогать ребенку осмысливать события  и явления , искать их причины и следствия....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...