Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр"
    методическая разработка по математике на тему

    Промская Марина Викторовна

    Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Взрослый должен помогать ребенку осмысливать события  и явления , искать их причины и следствия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx67.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ № 8 «СКАЗКА»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    ««Развитие логического мышления детей дошкольного возраста  посредством логико-математических игр».

    http://tsyfra.com/wp-content/uploads/images/zapominaem_cifri.jpg

                                                                       Воспитатель: Промская М.В.

    2017 г

    Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

    Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление.

    Что же такое логическое мышление?

    Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

    Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

    Основная роль математики - это умственное воспитание, развитие интеллекта.

    Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.

    Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

    Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры.

    Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

    Игра - одно из самых привлекательных для детей занятий. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности.

    Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи. А это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе - поддерживать интерес детей.

    Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.

    Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Известный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

    Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению интеллектуального развития, обучение дошкольников, основанное на использовании обучающих игр.

    Игры математического содержания помогают:

    - воспитывать у детей познавательный интерес;

    -способность к творческому поиску;

    -желание и умение учиться;

    - желание достичь цели - например, составить фигуру, дать ответ, получить результат, стимулируют активность;

    -настойчивость;

    - самостоятельность;

    - проявление нравственно-волевых умений (это преодоление трудностей, доведение начатого до конца).

    Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, необходимо вести в несколько этапов. На первом этапе необходимо сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера). На втором этапе работы необходимо добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.
    На первом этапе детям предлагаются логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняется и закрепляется представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах
    , о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др.  

               Наряду с этими играми, детям даются логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.

    Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

    В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления ,например:

    Игры со счетными палочками

    Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Игры с палочками называют задачами на смекалку. Они объединены в три группы:

    Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек:

    - по стороне (например, построить треугольник со стороной в 2 палочки);

    - по общему количеству палочек (например, построить треугольник из 6 палочек).

    Задачи на построение сложных фигур (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).

    Например:

    - составьте два равных треугольника из 5 палочек,

    - составьте два квадрата из 10 палочек.

    Задачи на преобразование фигур, для решения которых надо убрать, добавить, переложить указанное количество палочек.

    Например:

    - в фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы остались 4 равных квадрата;

    - составьте домик из 6 палочек, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

    Но начинать игры с палочками необходимо с более простых игр:

    составление предметных изображений: дом, кораблик, елочка и т.д. (по образцу, по замыслу).

    составление геометрических фигур: квадратов, треугольников, прямоугольников, четырехугольников.

    как можно по-разному расположить, например, 4 палочки.

    Можно использовать логические задачи и упражнения (по З.А. Михайловой):

    на нахождение пропущенной (лишней) фигуры;

    на продолжение ряда фигур, знаков;

    на поиск недостающих фигур (поиск девятого);

    на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой.

    Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

    Эти игры интересны детям, их увлекает результат - составить увиденное на образцу, или задуманное. Дети включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

    Игра «Танграм» (это древняя китайская игра) одна из несложных игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 10*10 см из картона (пластика), одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. Используются все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить огромное количество (несколько сотен) различных изображений по образцу и по собственному замыслу.

    Данная игра вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а так же нравственно-волевых качеств личности.

    К серии этих игр, так же относятся игры:

    «Волшебный круг» (круг делится на 10 частей),

    «Головоломка Пифагора» (квадрат делится на 7 частей, чем-то напоминает «Танграм»),

    «Монгольская игра» (квадрат разрезается на 11 частей),

    «Колумбово яйцо» (овал делится на 10 частей),

    «Сфинкс» (прямоугольник делится на 7 частей),

    «Листик» (фигура, напоминающая форму листа растения, делится на 9 частей),

    «Вьетнамская игра» (круг делится на 7 частей изогнутыми линиями),

    «Пентамино» (прямоугольник делится на 12 разных по форме но равных по размерам элементов, каждый элемент игры состоит из 5 равных квадратов).

    Игры расположены по принципу «от простого - к сложному». Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

    Данные игры-головоломки или геометрические конструкторы долгое время служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями установлено, что они могут быть так же эффективным средством умственного, и в частности математического развития детей дошкольного возраста.

    Игры семьи Никитиных

    Игры успешно развивают творческие способности детей, являются своеобразной «умственной гимнастикой». Это такие игры как:

    «Сложи узор»,

    «Рамки и вкладыши Монтессори»,

    «Внимание - угадай-ка»,

    «Точечки» и др.

    Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера

    Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Вначале эти палочки дети используют как игровой материал, т.е. играют с ними, как с обыкновенными кубиками, создают различные конфигурации. А затем ребенка учат переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

    Логические блоки Дьенеша позволяют моделировать множества с заданными свойствами. Блоки можно группировать, а далее классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине, цвету и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством: объединение, пересечение и др. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным, «жизненным» материалом.

    Фольклор

    Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того загадки, пословицы, поговорки дают неожиданный эффект в обучении дошкольников различным способам доказательств. Овладение объяснительной и доказательной речью пригодится ребенку и в жизни. Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность в суждении, владение умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.

    Разгадывание загадок математического содержания - это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и их зависимостей. Каждая загадка - это логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

    Таким образом, занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и к доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства в какой бы сфере он потом не трудился.

    Играя с детьми в математику, мы даем знания, не говоря об этом детям, давая знания, развиваем умственные способности, интеллект, а значит, готовим детей к школе.

    В группе созданы определенные условия:

    1. Подобран занимательный математический материал, соответствующий возрасту;

    -Развивающая настольная игра «Цвета и оттенки»

    - Развивающая игра «Веселая логика»

    - Развивающая игра «Часть и целое»

    - Развивающая игра –лото «Цвет и форма»

    -Развивающая игра –пазлы «Цифры»

    -Развивающая игра – Домино

    - Развивающая игра «Числовые домики»

    - Конструктор

    -Счетные палочки

    -Математические раскраски

    -Математические сказки

    -Мозаика и др  

    2.Разработана последовательность включения этого материала в содержание занятий;

    3.Созданы условия для развития самостоятельной деятельности.

    Также в моей копилке много игр сделанных своими руками:

    «Веселые жирафы»

    «Пчелки»

    «Геометрическая мозаика»

    «Спрячь матрешку»

    «Накорми пингвинов»

    «Насекомые»

    «Наряди божью коровку»

    «Пасхальные яйца»

    «Спрячь мышку в домик»

    «Спрячь птичку в домик»

    «Математическое лото»

    «Большой, средний, маленький» и др.

    Картотеки: «Логические задачи в картинках»

                          «Схемы танграма»

                         « Схемы конструирования из счетных палочек»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

    Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др....

    ПРОЕКТ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР»

    Актуальность  проблемы  развития  логического  мышления: на  современном  этапе  дошкольного  образования  особое  внимание  уделяется  обес...

    Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

    Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

    Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

            Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка....

    «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико – математических игр»

    Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе...

    Консультация для воспитателей и родителей: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"

    Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помо...