Особенности составления описательного рассказа дошкольниками с речевыми дефектами
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Материалы презентации раскрывают условия для  продуктивной деятельности (связный рассказ) детей с речевыми нарушениями на основе системы игровых заданий,  алгоритмов мыслительных действий и поэтапных шагов, благодаря которым каждый ребенок способен на составление творческого рассказа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности составления описательного рассказа дошкольниками с речевыми дефектами Учитель-логопед МБОУ лицей №3: Трухина Анна Александровна

Слайд 2

«Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считается тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии» В. Сухомлинский Развитие речи по ФГОС – обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества

Слайд 3

Связь речи с психическими функциями

Слайд 4

Минусы традиционных методик составления описательных рассказов: отсутствие у ребенка мотивации к деятельности; нехватка времени занятия для создания целого рассказа; невозможность вовлечения всех детей группы; не решают задачи накопления словаря, формирования грамматического строя

Слайд 5

Методика рассказа по картине "Картинка без запинки» разработана рижскими педагогами Ингридой Николаевной Мурашковской и Надеждой Петровной Валюмс В основу методики положен инструментарий для формирования системы диалектического способа мышления

Слайд 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ ШАГИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ Шаг 1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КАРТИНКИ Цель: выявление как можно большего количества объектов на картинке и их структурирование, проведение замены объектов схемами.

Слайд 7

Шаг 2: НАХОЖДЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ Цель: установление взаимосвязи между объектами по разнообразным понятиям Мальчик и девочка связаны, потому что они гуляли вместе, они друзья

Слайд 8

Шаг 3: ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТОВ И ДЕЙСТВИЙ Цель: обучение детей «вхождению» в картину и описание воспринимаемого через различные органы чувств понюхать ощутить вкус услышать потрогать

Слайд 9

Шаг 4: КОПИЛКА ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Цель: обогащение словаря детей образными выражениями (сравнение признаков объекта с признаками других объектов) Алгоритм Пример Выбери объект на картине Солнышко Выбери признак объекта и назови проявление этого признака на данной картине Форма По форме солнце круглое Найди проявление данного признака в другом объекте Круглым по форме бывает мячик, апельсин, колесо, Колобок Составь словосочетание: объект-признак-другой объект Солнышко круглое, как апельсин

Слайд 10

Шаг 5: ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТА НА КАРТИНЕ Цель: обучать пространственной ориентировке на картине (активизация наречий) АЛГОРИТМ ОПИСАНИЯ: выбери объект; опиши его с точки зрения расположения других объектов к нему.

Слайд 11

Шаг 6: ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТА НА КАРТИНЕ Цель: упражнять в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять своё настроение во времени, учить составлять речевую зарисовку от имени объекта на картине. Этап раскрывает индивидуальные особенности восприятия в работе над картинкой, выражаясь в своей точке зрения, а она может зависеть и от возраста, от состояния, настроения человека.

Слайд 12

МЕТОДИКА ПОЗВОЛЯЕТ качественно решить задачу обучения составлению рассказа по картине и вызывает устойчивый интерес у воспитанников к формированию собственного речевого продукта

Слайд 13

!



Предварительный просмотр:

Особенности составления описательного рассказа дошкольниками с речевыми дефектами

Проблема развития речи детей всегда была актуальна в методике дошкольного образования. Многие выпускники ДС сегодня приходят в школу с речевыми проблемами. Причинами их могут быть бедность лексического запаса, ограниченность речевого общения в силу замены последнего гаджетами, боязнь речевого общения вследствие психологических причин либо неудачного жизненного опыта, логопедические нарушения различного генеза. При этом общеобразовательные стандарты ставят перед педагогами цель научить детей сознательно выражать свои мысли и чувства в таких языковых формах, которые будут полностью понятны слушателям и читателям, которые побуждают к деятельности их ум, чувства или желания  

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Поэтому для формирования готового речевого продукта необходима методически грамотно организованная работа  

Достаточно сложным видом речевой деятельности является составление описательного рассказа ребенком по сюжетной картине. Традиционные методики не ведут к самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картинке. По наблюдениям это одно из самых мало продуктивных занятий, на выходе которых в лучшем случае рассказы детей дублируют рассказ педагога. При этом регламент занятия не позволяет вовлечь и выслушать всех детей. Задача такой деятельности – обучение обобщенному способу составления описательного рассказа, не выполняется  

В основу составления описательных рассказов нами с коллегами была  положена методика «Картинка без запинки». Через систему игровых заданий, используя алгоритмы мыслительных действий и поэтапные шаги каждый ребенок может представить несколько творческих рассказов по картине.

Идея системного подхода позволяет рассмотреть любой объект как систему- целостное множество элементов в совокупности отношений и связей между ними. Системный подход в рамках этой методики позволяет усвоить детьми обобщенный способ составления рассказа по сюжетной картинке. Методика актуальна, дополняет Основную общеобразовательную программу ДОУ, максимально увеличивая ее эффективность.

Кратко опишу методические шаги

1). Определение состава картины., целью которого будет выявление как можно большего количества объектов на картине, их структурирование, и дальнейшая замена объектов схемами. Здесь традиционный вопрос воспитателя «что нарисовано на картинке» заменяется игровыми приемами "съемка видеокамеры" или "подзорная труба"

Дети складывают ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрят, через него. Глазок четко выделяет каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждая находка схематически фиксируется на доске.

2). Целью второго шага идет установление взаимосвязей между объектами по разнообразным понятиям. Метод установки связи и взаимодействия между объектами помогает систематизировать элементы, выделенные на картине в определенные логические цепочки. Таким образом, создается наглядный план будущего рассказа. Какие два кружочка мы можем связать между собой? Подружить! Ребенок соединяет кружочки линией, но с условием, что он сможет обосновать, почему так сделал. Рисунок начинает напоминать паутину. В процессе называния объектов, действий и взаимодействий происходит активизация словаря дошкольников по сюжету картины. На этом этапе дети замотивированы найти два кружочка, которые еще никто не соединил. Объясняя взаимосвязи, дети стараются говорить полными предложениями.

3). На третьем этапе учим детей «вхождению» в картину и описанию воспринимаемого через различные органы чувств. Это как раз те самые распространения в предложении, яркие образы, свойства, признаки и характеристики. Перешагнув рамки картины, подключаем воображение детей, предлагая понюхать, потрогать, услышать объекты. Активизирует слова, характеризующие звуки, запахи, тактильные ощущения. Этот этап является важным для детей с речевыми дефектами, поскольку позволяет через актуализацию сенсорных эталонов создать более полную картину восприятия. Это правополушарная методика-визуализация, развивающая креативное творческое мышление.

4) Четвертый этап реализуем через методику составления загадок Нестеренко и игр «Ассоциации», активизация словаря прилагательных (загадываемый объект описывается вопросами: "какой?" и "что такое же?"). Позволяет учить мыслить творчески, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия.

 5) Пятый шаг- пространственная ориентировка. На этом этапе рассказываем об объекте с позиции двух- и трехмерного пространства с использованием понятий справа, слева, ближе, дальше, около, между., причем описываем от лица стороннего наблюдателя, а затем со стороны самого объекта

6) Завершающий этап Метод перехода на разные точки зрения. Ребенок определяет состояние одного из героев. Входит в его состояние и описывается окружение или событие с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя, в ином состоянии, или берем того же героя в другое время, в другом состоянии и описывает все с новой точки зрения.

Безусловно на практике реализация данной методики не может уложиться в короткий срок. Необходима огромная предварительная работа в виде системы игровых тренингов, нацеленных на прохождение одного из этапов, причем их последовательность может не соответствовать вышеизложенной. Мы начинали со словарной работы, затем отработали временные последовательности и только потом почувствовали необходимость в уточнении состава картинки и связей между объектами. Эмоциональность детей проявлялась в работе по разным каналам восприятия и с разных точек зрения. Когда дети активно овладеют отдельными шагами, они придут к необходимости перейти на следующую, более сложную ступень — соединение всех частей описания в единый рассказ, что и будет оформленным речевым продуктом.

Инновационная направленность методики «Картинка без запинки» проявляется в легком ее применении в организованной образовательной и индивидуальной деятельности и с детьми с речевыми дефектами, поскольку реализует методы и приемы, направленные на развитие психофизиологической базы речи и на развитие собственно речевых умений и навыков. У детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, освобождающий от инерции мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.Учитель – логопед ГБОУ школы № 1078 модуль 5 г. Москвы Попова А.С. ...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...

Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста

Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста...