дополнительная общеобразовательная программа
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа)

Дроздова Ирина Викторовна

Данная программа вобрала в себя лучшие традиции и передовой педагогический опыт обучения чтению. Разработана с учётом возрастных особенностей ребёнка—дошкольника, максимальна адаптирована к нему и в то же время лабильна, так как методические приёмы и дидактический материал подбирается под конкретного ребёнка или группу детей с учётом их возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_detey_4-5_let.docx41.61 КБ
Файл obuchenie_chteniyu_detey_5-6_let.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная  общеобразовательная программа -

дополнительная общеразвивающая  программа

«Обучение чтению»

(для детей 4-5 лет)

срок реализации-1 год

Автор - составитель:

Дроздова Ирина Викторовна

Нижний Новгород

2021г.


Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная программа «Обучение чтению» разработана на основании Федерального Закона Министерства образования и науки РФ 273 - ФЗ от 28.08.2013 п.9 ст.2 и приказа МОРФ № 1008 от 28.08.2013 года

Программа  направлена на:

  • Удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном развитии.
  • Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития.

В   кружке «Читай-ка» занимаются   дети, достигшие четырёхлетнего возраста и изъявившие желание обучаться чтению, независимо от уровня развития и степени подготовленности.

Новизна программы

Данная программа вобрала в себя лучшие традиции и передовой педагогический опыт обучения чтению. Разработана с учётом возрастных особенностей ребёнка—дошкольника, максимальна адаптирована к нему и в то же время лабильна, так как методические приёмы и дидактический материал подбирается под конкретного ребёнка или группу детей с учётом их возможностей.

Актуальность программы  

Обеспечение реализации социального заказа общества по формированию интеллектуально развитой, высоконравственной и духовно богатой личности.  

Раннее обучение чтению ведет к раннему общему и интеллектуальному развитию ребенка, так как:

- читая, ребенок развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

- во время чтения и запоминания новых слов у дошкольника развивается мышление, увеличивается словарный запас;

- чтение помогает запомнить эталоны построения предложений, и ребенок сам начинает строить свою речь правильно;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, что поможет ему в будущем грамотно писать;

- чтение - это новый вид получения информации, которая, в свою очередь ведёт к новому витку в развитии личности.  

Педагогическая целесообразность 

В основе процесса обучения чтению по данной программе лежит складовой принцип, апробированный и адаптированный Н.А.Зайцевым для детей дошкольного возраста. Склады — это единицы чтения и письма, акустические  единицы, выделяемые из речевого потока. Иными словами — это буквенные эквиваленты «цельных артикуляционных комплексов, задаваемых единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам[1]». Другим важным принципом раннего обучения чтению является то, что знакомство с буквами начинается не с названия данной буквы в алфавите (например, «эс», «ка» и т. д.), а с названия звуков, которые эти буквы обозначают. Названные принципы делают процесс овладения чтением доступным для дошкольников. В программе широко применяются пособия, разработанные Н.А Зайцевым (складовые кубики, таблицы, карточки). Из складов-кубиков составляется слово. Данный метод – практическая реализация принципа И.М. Сеченова о важнейшей роли членения сенсорного потока и решающем значении двигательных реакций.

Обучение полностью строится на наглядно–действенной основе (ребёнок оперирует с кубиками, карточками, картинками и таблицами), что отвечает психологическим особенностям детей данного возраста.

В процесс обучения по данной программе активно включается сенсорика (кубики звучат по-разному, они разного размера и цвета).

Обучение проводится в игровой форме, при активной двигательной деятельности. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, элементы соревнования, отсутствие двигательной скованности, а также радость от явных и быстрых достижений приводят к стойким положительным эмоциям. Положительный эмоциональный настрой – верный путь к здоровью.

Пособия расположены в разных местах помещения, а значит, во время игры идет тренировка глазных мышц.

 Кубики издают звуки разного тембра и высоты, а педагог будет много раз "озвучивать" кубики. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Находясь в руках у детей, кубики, карточки разного размера будут воздействовать на мелкую моторику рук, что уже само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.

Важным достоинством данной программы является улучшение дикции, так как в процессе обучения ребёнок многократно называет слоги в различных сочетаниях.

Безусловным плюсом программы является то, что ребенок, многократно пропевая «песенки» по таблицам сразу запоминает склад, сочетание букв. Ему не нужно ломать голову над тем, как же прочесть рядом стоящие Б и А, поэтому ребенок быстро осваивает чтение.

Кроме того, на кубиках Зайцева не встречаются сочетания букв, которые принципиально невозможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ. Занимаясь по пособиям Н.А.Зайцева, ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от грубейших и достаточно распространённых ошибок.

Цель программы: Обучение детей чтению открытых и закрытых слогов и несложных слов. Первоначальное знакомство с наиболее важными основами грамматики родного языка.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:

Образовательные:

1.Ознакомление с буквами и звуками русского языка;

2.Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний — чтению и составлению слов из слогов и отдельных букв;

3.Развитие умения различать гласные и твёрдые и мягкие согласные звуки на слух;

Воспитательные:

  1. Формировать устойчивый интерес к звукам, буквам родного языка;
  2. Воспитание общей культуры ребёнка, умения адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;
  3. Обогащать внутренний мир ребёнка,  восприятие окружающего мира через знакомство с новыми словами и понятиями;

Развивающие:

  1. Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);
  2. Развитие фонематического слуха;
  3. Развитие внимания, стремления к достижению новых успехов и преодолению трудностей;

Адресат программы:

Данная программа обучения чтению рассчитана на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми 4-ех— 5-ти лет. Программа занятий    составлена в соответствии с возрастными психолого- педагогическими    особенностями    детей.

Дети данного возраста испытывают острую потребность движения. В случае ограничения активной двигательной деятельности они перевозбуждаются, становятся капризными и непослушными.

Для детей средней группы характерно слабость тормозных процессов, поэтому педагог должен как можно чаще переключать внимание, строить процесс обучения в игровой форме.

В своих познавательных интересах ребенок четырех лет начинает выходить за рамки конкретной ситуации, задает вопросы «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Развивающееся мышление, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру.

Игра остается основной формой организации детей данного возраста.

Четырехлетние дети любят играть словами, их привлекают рифмы, легко запоминают прочитанное.

По мнению психологов этот возраст является наиболее благоприятным для усвоения звуков и букв, развития фонематического слуха. Пятилетние дети, как правило, уже достаточно хорошо освоили речь, но у них ещё сохранился интерес к звукам и словам, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает слова, и взрослому остаётся только придать его интересу направление, необходимое для овладения чтением.

Количественый состав групп:

От 7до 9 человек

Срок реализации: 1 учебный год (8 месяцев, октябрь-май).

Планируемые результаты:

  1. Овладение чтением открытых и закрытых слогов, простых слов.
  2. Овладение первоначальными основами грамоты: понятие о слове, звуках и буквах, ударении.
  3. Развитие интереса к процессу чтения.

Формы контроля и управления образовательным процессом:

  1. Определение уровня развития и степени подготовленности к обучению чтению на первоначальном этапе- стартовая диагностика.
  2. Наблюдение педагогов в ходе занятий.
  3. Промежуточное тестирование и контрольные занятия
  4. Итоговая диагностика
  5. Открытые занятия для родителей

Оценочные материалы:

Методика обследования особенностей чтения.

Задания предлагаются детям в следующем порядке:

1 этап. Чтение слогов (простых – открытых и закрытых, со стечением согласных). Ребенок, прежде всего, должен прочитать слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы: СА – ША, ЗА – ЖА, ЦА – ЧА, РА – ЛА. Кроме прямых слогов, предъявляются и обратные, а также слоги со стечением согласных. Педагог дополнительного образования обращает внимание на возможность слияния звуков в слоговой комплекс, особенно в прямых слогах, а также на наличие у ребенка умения дифференцировать звуки. Данная проба дает возможность определить сформированность звуко-буквенного синтеза и фонематических обобщений.

2 этап. Чтение слов (односложных и двухсложных– простых по звукослоговой структуре). Вначале детям следует предлагать для чтения самые простые слова, а затем – более сложные по слоговому и морфологическому составу. Используются следующие варианты односложных слов: СГС (дом, мак), СГСС (куст, бант), ССГС (слон, град), ССГ (два, швы), где С – согласный звук, Г – гласный. Детям предлагаются самые простые варианты двусложных слов: с ударением на последнем и на первом слоге (луна, муха).

Данная методика дает возможность педагогу оценить техническую и смысловую стороны чтения: читает ли ребенок по слогам отрывисто или плавно, читает ли побуквенно; читает ли он «механически» или осознанно.


Календарный учебный план (обучение детей чтению 4-х — 5-ти лет)

п\№

месяц

             Тема занятия

Количество часов

Форма занятия и методические приемы

Форма контроля

1.

2.

3.

Октябрь

                                                               Знакомство с кубиками: «золотые», «железные» и «деревянные»; большие и маленькие, и их «песенками». Развивать умение различать кубики на слух, зрительно и осязательно.

Познакомить с буквами, обозначающими гласные звуки и согласными.

 Объяснить как сливается согласный с гласным, образуя общий звук.

Учить вслушиваться в звучание гласных и находить пары: А – Я; О – Ё; У – Ю; Ы – И; Э –Е.

2

3

3

Игры на классификацию: перенести на стол все большие кубики, все «железные», или, наоборот, все «деревянные» и т. д.

Игры на развитие сенсорики: «Угадай какой это кубик». Озвучить выбранный ребёнком кубик (Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ), пение «песенок» по таблице.

Игры: «Назови букву», «Подбери к буквам картинки и назови их».

Озвучивание склада на кубике, «Поверни кубик так, чтобы на нём была голубая буква А, О, У и т.д.», игра «Компьютер» (водящий нажимает на кнопку – ребёнок озвучивает склад на кубике).

Стартовая диагностика.

п\№

месяц

             Тема занятия

Количество часов

Форма занятия и методические приемы

Форма контроля

1.

2.

3.

Ноябрь

Закреплять знание букв, умение петь «песенки» кубика (гласные в ней меняются в одном и том же порядке)

Учить выкладывать «песенку» кубика из карточек в том порядке, как изображено на таблице.

Учить находить кубики с одной и той же согласной, но разные по величине.

3

3

2

Игра «Кто с кем дружит», «Назови подружку буквы», «Разложи гласные парами».

Дети подбирают картинки к буквам (слово на картинке начинается на данную букву), поют «песенки», следя за указкой учителя.

Упражнение «Составь песенку из карточек на столе». С помощью взрослого дети составляют «песенку», сопоставляют полученное с таблицей, озвучивают её.

Игра «Братишки и сестрёнки» (дети подбирают к большому кубику Б маленький кубик б и т.д.).

Наблюдение педагога за детьми, индивидуальная работа.

п\№

месяц

             Тема занятия

Количество часов

Форма занятия и методические приемы

Форма контроля

1.

2.

3.

Декабрь

         

Учить находить на кубиках стороны с определённой гласной (А-МА-ПА-РА-ЗА-НА; или с гласной  Я-МЯ-РЯ-СЯ-ТЯ ит.д.). Познакомить с таблицей №2.

Развивать умение зрительно воспринимать и запоминать слово на складовых карточках.

Учить составлять из кубиков такое же слово как на карточке.

Развивать умение сравнивать, сопоставлять.

3

2

3

Игра «Поезд» («золотой» кубик – это паровоз, остальные – вагончики. Дети озвучивают их сами или с помощью учителя). Пение «песенок»по табл..2: БА-ПА-ВА-ФА-ГА-КА…

Учитель демонстрирует складовые картинки поочерёдно с обеих сторон, дети запоминают зрительно слово, при этом взрослый обращает внимание на то, длинное или короткое слово и пр.

Игровое упражнение «Поверни кубики так, чтобы получилось слово как на карточке».

Промежуточное тестирование.

1.

2.

3.

Январь

                                                                       

Упражнять в чтении складов.

Учить читать короткое слово, составленное из двух кубиков.

Учить выделять в слове голубые гласные буквы.

Развивать умение определять ударный слог. Познакомить с кубиком, на котором изображены знаки препинания и знаком «ударение».

2

3

3

Игры «Нажми на кубик», «Компьютер», «Кто первый прочитает склад на кубике».

Игры «Отгадай загадку или прочитай отгадку» (педагог выкладывает слово – отгадку из кубиков, дети читают тихо и  шепчут слово на ухо педагогу).

Ребёнку предлагается показать гласные буквы в слове, сосчитать их, назвать.

Ударение «дружится» только с гласными буквами. Ребёнку предлагается послушать какой слог тянется дольше.

Открытое занятие для родителей. Групповые и индивидуальные консультации для родителей.

п\№

месяц

             Тема занятия

Количество часов

Форма занятия и методические приемы

Форма контроля

1.

2.

3.

Февраль

                                                                     

Учить читать короткие слова на складовых картинках.

Развивать умение на слух определять мягкие и твёрдые согласные.

Закрепление ранее изученного материала.

2

3

3

Педагог облегчает процесс чтения, показывая где буквы сливаются, а где нужно произносить кратко.

Игра «Найди нужный кубик», педагог предлагает ребёнку подумать какой нужно будет искать кубик, большой или маленький. Обращает внимание на то, что гласные Я,Ё,Ю,И,Е можно найти только на маленьких кубиках.

Промежуточное тестирование.

1.

2.

3.

Март

Учить читать короткие слова, составленные из двух кубиков.                                                                

Учить соединять любые склады в слова, пусть даже непонятные, смешные.

Обобщить представление об ударении и ударном слоге.

3

3

2

Игра «Кто быстрее прочтет слово».

Игра «Смешные слова» (дети ставят рядом два кубика любыми сторонами и читают получившееся слово).

Игра «Переставим ударение» (педагог переставляет знак «ударение» с одного кубика на другой и озвучивает слово, дети смеются над его звучанием, затем сами пытаются озвучить слово, выделяя ударный слог)

Наблюдение. Индивидуальные задания.

п\№

месяц

             Тема занятия

Количество часов

Форма занятия и методические приемы

Форма контроля

1.

2.

3.

Апрель

                                                             

Учить узнавать слово, произнесённое по частям.

Обращать внимание детей на то, что слова не всегда пишутся так, как слышатся (слышится «леф», а писать будем лев, потому что львы; слышится «карова», а писать будем корова).

Показать как нужно изменять слово или подбирать родственное слово, чтобы данный звук слышался чётко.

2

3

3

Игра «Отгадай что купили (кто звонил, куда пойдём, что будет на обед и т.д.)». Педагог произносит слово по частям, а дети определяют слово.

Педагог постоянно обращает внимание детей на такие слова, объясняет почему надо писать так, а не так как слышится.

Промежуточное тестирование

1.

2.

3.

       Май

                                                     

Учить читать слова из 3-ёх кубиков.

Познакомить с заглавными и строчными буквами. Обратить внимание на то, что некоторые строчные буквы в словах пишутся не так, как на кубиках (а,б,е,ё,р,у,ф).

Закрепление пройденного материала. Индивидуальная работа с детьми.

3

2

3

Педагог предлагает ребёнку сначала прочитать слово, запомнить, а затем составить самому. Дети составляют слова из кубиков, опираясь на складовые карточки.

Педагог вносит новый комплект складовых картинок «Продукты», где слова пишутся строчными буквами. Обращает внимание на то, как цвет букв помогает читать слово.

Настольно-печатные игры «Расшифруй слово», «Прочитай-ка» и другие.  

Итоговое открытое занятие для родителей. Родительское собрание.


Список литературы:

1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.:Просвещение, 1991

2. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: АРГО, 1996

2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М.: «Питер», 1997.

3. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

4. Зайцев Н.А. Кубики Зайцева. Комплект для дома, группы, класса. СПб, 2007.

Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. СПб.: Лань, 1997.

5.  Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.

6. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.

6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.

7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.

8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.

10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.      


[1] Лингвистический энциклопедический словарь//Ст. Слог. М., 1990.



Предварительный просмотр:

   

Дополнительная  общеобразовательная программа -

дополнительная общеразвивающая  программа

«Обучение чтению»

(для детей 5-6 лет)

срок реализации-1 год

Автор - составитель:

Дроздова Ирина Викторовна

Нижний Новгород

2021г.

Пояснительная записка

Данная дополнительная общеразвивающая программа «Обучение чтению» разработана на основании Федерального Закона Министерства образования и науки РФ 273 - ФЗ от 28.08.2013 п.9 ст.2 и приказа МОРФ № 1008 от 28.08.2013 года  

Программа  направлена на:

  • удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном развитии.
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития.

В   кружке «Читай-ка» занимаются   дети, достигшие пятилетнего возраста и изъявившие желание обучаться чтению, независимо от уровня развития и степени подготовленности.

Новизна программы

Данная программа вобрала в себя лучшие традиции и передовой педагогический опыт обучения чтению. Разработана с учётом возрастных особенностей ребёнка—дошкольника, максимальна адаптирована к нему и в то же время лабильна, так как методические приёмы и дидактический материал подбирается под конкретного ребёнка или группу детей с учётом их возможностей.

Актуальность программы  

      Обеспечение реализации социального заказа общества по формированию интеллектуально развитой, высоконравственной и духовно богатой личности.  

Раннее обучение чтению ведет к раннему общему и интеллектуальному развитию ребенка, так как:

- читая, ребенок развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

- во время чтения и запоминания новых слов у дошкольника развивается мышление, увеличивается словарный запас;

- чтение помогает запомнить эталоны построения предложений, и ребенок сам начинает строить свою речь правильно;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, что поможет ему в будущем грамотно писать;

- чтение - это новый вид получения информации, которая, в свою очередь ведёт к новому витку в развитии личности.  

Педагогическая целесообразность программы

В основе процесса обучения чтению по данной программе лежит складовой принцип, апробированный и адаптированный Н.А.Зайцевым для детей дошкольного возраста. Склады — это единицы чтения и письма, акустические  единицы, выделяемые из речевого потока. Иными словами — это буквенные эквиваленты «цельных артикуляционных комплексов, задаваемых единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам[1]». Другим важным принципом раннего обучения чтению является то, что знакомство с буквами начинается не с названия данной буквы в алфавите (например, «эс», «ка» и т. д.), а с названия звуков, которые эти буквы обозначают. Названные принципы делают процесс овладения чтением доступным для дошкольников. В программе широко применяются пособия, разработанные Н.А Зайцевым (складовые кубики, таблицы, карточки). Из складов-кубиков составляется слово. Данный метод – практическая реализация принципа И.М. Сеченова о важнейшей роли членения сенсорного потока и решающем значении двигательных реакций.

Обучение полностью строится на наглядно–действенной основе (ребёнок оперирует с кубиками, карточками, картинками и таблицами), что отвечает психологическим особенностям детей данного возраста.

В процесс обучения по данной программе активно включается сенсорика (кубики звучат по-разному, они разного размера и цвета).

Обучение проводится в игровой форме, при активной двигательной деятельности. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, элементы соревнования, отсутствие двигательной скованности, а также радость от явных и быстрых достижений приводят к стойким положительным эмоциям. Положительный эмоциональный настрой – верный путь к здоровью.

Пособия расположены в разных местах помещения, а значит, во время игры идет тренировка глазных мышц.

 Кубики издают звуки разного тембра и высоты, а педагог будет много раз "озвучивать" кубики. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Находясь в руках у детей, кубики, карточки разного размера будут воздействовать на мелкую моторику рук, что уже само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.

Важным достоинством данной программы является улучшение дикции, так как в процессе обучения ребёнок многократно называет слоги в различных сочетаниях.

Безусловным плюсом программы является то, что ребенок, многократно пропевая «песенки» по таблицам сразу запоминает склад, сочетание букв. Ему не нужно ломать голову над тем, как же прочесть рядом стоящие Б и А, поэтому ребенок быстро осваивает чтение.

Кроме того, на кубиках Зайцева не встречаются сочетания букв, которые принципиально невозможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ. Занимаясь по пособиям Н.А.Зайцева, ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от грубейших и достаточно распространённых ошибок.

Цель программы: Обучение детей чтению слов и предложений.  Овладение начальными основами грамоты.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи  программы:

Образовательные:

  1. Формирование понятий: буквы, звуки, слово и предложение;
  2. Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний — чтению и составлению слов из слогов и отдельных букв;
  3. Развитие умения различать ударные и безударные гласные и твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

Воспитательные:

  1. Формирование устойчивого интереса к родному языку;
  2. Воспитание культуры общения, умения грамотно излагать свои мысли, чувства и переживания;
  3. Обогащать внутренний мир ребёнка, восприятие окружающего мира через знакомство с новыми словами и понятиями;

Развивающие:

  1. Развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  2. Развитие фонематического слуха;
  3. Развитие произвольного внимания, памяти, умения применять полученные знания и навыки в других видах деятельности.

Адресат программы:

Данная программа обучения чтению рассчитана на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми 5-ти — 6-ти лет. Программа занятий    составлена в соответствии с возрастными психолого- педагогическими    особенностями    детей. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В частности, совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, может по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Эмоциональные реакции становятся более стабильными, уравновешенными. Головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека – расширяются интеллектуальные возможности (ребенок выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения, более устойчивым становится внимание. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно, поэтому требуются внимательный и методически грамотный подход со стороны взрослого к организации процесса обучения.

Количественый состав групп:

От 7до 9 человек

Срок реализации: 1 учебный год (8 месяцев, октябрь-май).

Планируемые результаты:

     1. Быстрое и интенсивное овладение чтением;

  1. Овладение начальными основами грамоты: понятие об ударении, слове и предложении, о звуках и буквах родного языка, звуковой и слоговой анализ слова, простейшие способы словообразования;
  2. Освоение на практике некоторых навыков правописания: какие гласные пишутся после шипящих и «Ц», как проверить безударную гласную и звонкий парный согласный;

      4. Развитие эмоционально — положительного отношения к процессу чтения.

Формы контроля и управления образовательным процессом:

  1. Определение уровня развития и степени подготовленности к обучению чтению на первоначальном этапе- стартовая диагностика.
  2. Наблюдение педагогов в ходе занятий.
  3. Промежуточное тестирование и контрольные занятия
  4. Итоговая диагностика
  5. Открытые занятия для родителей

Оценочные материалы:

Методика обследования особенностей чтения.

Задания предлагаются детям в следующем порядке:

1 этап. Чтение слогов (простых – открытых и закрытых, со стечением согласных). Ребенок, прежде всего, должен прочитать слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы: СА – ША, ЗА – ЖА, ЦА – ЧА, РА – ЛА. Кроме прямых слогов, предъявляются и обратные, а также слоги со стечением согласных. Педагог дополнительного образования обращает внимание на возможность слияния звуков в слоговой комплекс, особенно в прямых слогах, а также на наличие у ребенка умения дифференцировать звуки. Данная проба дает возможность определить сформированность звуко-буквенного синтеза и фонематических обобщений.

2 этап. Чтение слов (односложных, двухсложных и многосложных – простых и сложных по звукослоговой структуре). Вначале детям следует предлагать для чтения самые простые слова, а затем – более сложные по слоговому и морфологическому составу. Необходимо использовать все возможные варианты односложных слов: СГС (дом, мак), СГСС (куст, бант), ССГС (слон, град), ССГ (два, швы), ГССС (Омск), где С – согласный звук, Г – гласный. Детям предлагаются также различные варианты двусложных слов: с ударением на последнем и на первом слоге (луна, муха); со стечением согласных (шторы, окно); многобуквенные (пропуск, дружил). Затем предлагается чтение трехсложных: СГСГСГ (молоко), СГСГСГС (молоток), СГССГССГ (перчатки), ССГССГСГ (простыня) – и многосложных слов.

3. этап. Чтение короткого текста. При использовании данной диагностики мы обследуем выразительность чтения и понимание прочитанного. Для оценки понимания прочитанного предлагаются следующие варианты заданий:

а. Пересказать прочитанное.

б. Выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному из ряда предложенных.

в. Ответить на вопросы

Данная методика дает возможность педагогу оценить техническую и смысловую стороны чтения: читает ли ребенок по слогам отрывисто или плавно, читает ли побуквенно или у него сохраняются элементы побуквенного чтения в сочетаниях согласных или в конце слов (хала-т); читает ли он «механически» или осознанно.


Календарный учебный план обучения детей чтению 5-ти – 6-ти лет.

п\№

месяц

             Тема занятия

Количество часов

Форма занятия и методические приемы

Форма контроля

1

2

3

Октябрь

Знакомство с кубиками, буквами и звуками.

Объяснить как сливается согласная с гласным, образуя общий звук.

Учить вслушиваться в звучание гласных и находить пары: А-Я, О-Ё, Ы-И, Э-Е, У-Ю.

2

3

3

Игры на классификацию: перенести на стол все большие кубики, все «железные» кубики и т.д.

Игры на развитие сенсорики: «Угадай какой это кубик», «Назови полное имя кубика».

Озвучивание склада на кубике, игра «Компьютер» (водящий нажимает на «кнопку» - ребенок озвучивает склад на кубике).

Игры: «Кто с кем дружит», «Назови подружку буквы», «Разложи гласные парами».

Предварительное тестирование, стартовая диагностика.

1

2

3

Ноябрь

Учить выкладывать «песенку» кубика из карточек в том порядке, как изображено на таблице.

Учить находить кубики с одной и той же согласной, но разные по величине.

Развивать умение зрительно воспринимать и запоминать слово на складовых карточках.

3

3

2

Упражнение «Составь песенку из карточек на столе». С помощью взрослого дети составляют «песенку», сопоставляют полученное с таблицей, озвучивают её.

Игра «Братишки и сестрёнки» (дети подбирают к большому кубику Б маленький кубик б и т.д.).

Педагог демонстрирует складовые карточки поочередно с обеих сторон, дети запоминают слово, при этом взрослый обращает внимание на длину слова. Выигрывает тот, кто больше назовет слов правильно.

Промежуточное тестирование. Тест №1.

п\№

месяц

             Тема занятия

Количество часов

Форма занятия и методические приемы

Форма контроля

1

2

3

Декабрь

                                                                     Учить находить в слове гласные. Познакомить с ударением. Объяснить, что ударение дружится только с гласными.

Учить читать короткие слова на складовых картинках.

Учить выделять твёрдые и мягкие согласные в словах. Познакомить с согласными звуками, которые не бывают мягкими (Ж, Ш, Ц) и с согласными, которые не бывают твёрдыми (Ч, Щ, Й)

3

3

2

Игры: «С какой буквой в слове дружится ударение», «Кто быстрее найдет гласные» и др.

Игры: «Кто больше прочитает слов».

Игры с двойными кубиками: Ш,Ж,Ц и Ч,Щ, а также с маленьким железным кубиком Й. Классификация кубиков по размеру.

Составление слов с заданным кубиком.

Наблюдение педагога за детьми в процессе занятий, выполнение индивидуальных заданий, индивидуальная помощь    

 1.

2.

3.

январь

 Знакомство с понятиями: «слово», «предложение». Учить определять количество слов в предложении.

Знакомство со знаками препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, запятая.

 Чтение скороговорок с определением звуков, которые часто встречаются в них.

3

2

3

Чтение слов, игровые упражнения: «Подбери слово к схеме», подбери схему к предложению»

Беседы о знаках препинания, чтение грамматических сказок, весёлых стихов.

 

Задания: «Произнеси скороговорку медленно, а затем быстрее», заучивание скороговорок.

Открытые занятия для родителей

п\№

месяц

             Тема занятия

Количество часов

Форма занятия и методические приемы

Форма контроля

1.

2.

3.

февраль

Знакомство со знаками препинания: тире, дефис.  Выразительное чтение диалогов

Учить различать звонкие и глухие согласные. Познакомить с парными и непарными согласными.

Знакомство с другими произведениями устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, потешки.

2

3

3

Чтение текстов, в которых используются данные знаки препинания

Игры на классификацию «железных» и «деревянных» кубиков, упражнения в различении на слух звонких и глухих согласных

Игровые задания: «Отгадай загадку», «Произнеси скороговорку медленно, а затем быстро».

Промежуточное тестирование. Тест№2

1.

2.

3.

март

Знакомство с двоеточием и многоточием.

 Стихотворения и стихотворная строка. Выразительное чтение стихотворений.

Упражнять в умении изменять слово или подбирать родственное слово, чтобы непонятный звук слышался четко, определенно. Дать представление о непроизносимых согласных.

2

3

3

Игровые задания на определение количества предложений в стихотворном отрывке, слов в стихотворной строке.

 Выразительное чтение стихотворений.

Игровые задания: «Какой звук слышится, а какая буква пишется»., «Какая буква спряталась»

Промежуточное тестирование. Тест№3.

Конкурс чтецов.

п\№

месяц

             Тема занятия

Количество часов

Форма занятия и методические приемы

Форма контроля

1.

2.

Апрель

Знакомство с алфавитом и правильными названиями букв.

Понятия «буква» и «звук». Одна и та же буква может обозначать разные

4

4

Игровые упражнения: «Назови букву правильно», «Которая по счёту в алфавите?».

Разучивание песенки — алфавита.

Промежуточное тестирование. Тест№4 и №5.

1.

2.

Май

Обобщение знаний и представлений о буквах и звуках родного языка.

Закрепление представлений о слове, предложении, различных жанрах литернурных произведений и устного народного творчества

4

4

Игры: «Назови правильно букву», «Буква или звук», «Дополни слово» и др.

Игры: «Найди лишнее слово», «Назови одним словом» и др.

Итоговые открытые занятия для родителей. Родительские занятия.

Список литературы:

1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.:Просвещение, 1991

2. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: АРГО, 1996

2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М.: «Питер», 1997.

3. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

4. Зайцев Н.А. Кубики Зайцева. Комплект для дома, группы, класса. СПб, 2007.

Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. СПб.: Лань, 1997.

5.  Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.

6. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.

6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.

7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.

8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.

10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.      


[1] Лингвистический энциклопедический словарь//Ст. Слог. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...