Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя группа)

Стельмашонок Наталья Евгеньевна

Презентация может быть использована для выступления на педсовете, для консультации воспитателей младших и средних групп.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Подготовила учитель –логопед МБДОУ «Детский сад №21» Стельмашонок Н.Е . г.Балахна, 2022г.

Слайд 2

Речь - «зеркало» социального и биологического развития ребёнка 2-4 лет Причины речевых нарушений: ухудшение экологической обстановки; увеличение числа патологий беременности; увеличение количества родовых травм; ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости; различные социальные причины. снижение уровня языковой культуры общества в целом

Слайд 3

10. « Флажки » В руки ребенку надо дать два флажка или что-нибудь, чем он может махать. Взрослый берет в руки звуковой предмет: это могут быть маракасы, джингл-стик или любой другой инструмент. Когда взрослый громко звенит инструментом, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, когда взрослый издает тихий звук – ребенок держит флажки на коленях. 11. « Дождик пошел! » Попросите ребенка представить, что вы пошли гулять, и внимательно следить за тем, как вы играете на инструменте (подойдет, например, тамбурин ). Когда погода хорошая и светит солнышко, взрослый с помощью музыкального инструмента издает спокойные, равномерные звуки. А если начинается дождь, звуки инструмента становятся громче и резче, и тогда нужно « бежать в домик » , чтобы спрятаться от дождя. 12. « Внизу-вверху-на носу » Договоритесь с ребенком, что когда вы будете говорить « внизу » , он должен показать пальцем вниз, « вверху » - показывать вверх, « на носу » - показать на свой нос. Когда вы будете говорить команды, показывайте одновременно с ребенком правильно. Затем начните « путать » ребенка: говорите одно, а показывайте другое. Задача малыша – не ошибиться и показывать так, как звучит команда. 13. « Звуки вокруг » Предложите ребенку по очереди называть звуки, которые можно слышать в данный момент: тиканье часов, гудки машин, звуки ветра, смех, шаги … Затем можно называть только тихие звуки, только ритмичные, только резкие и так далее. 1. «Справа или слева?» 2. «Хлопаем и топаем» 3. «Тихо-громко!» 4. «Повтори ритм» 5.«Где звучит?» 6. «Жмурки с бубенчиками» 7. «Скажи, что звучит» 8. «Найди пару» 9. «Испорченный телефон» 10. «Флажки» 11. «Дождик пошёл» 12. «Внизу - вверху - на носу» 13. «Звуки вокруг» 14.«Отгадай, что звучит?» 15.«Найди игрушку» 16. «Солнышко - дождик» 17. «Разговор шёпотом» 18. «Слышим звон и знаем, где он» 19. «Угадай, кто кричит?» 20. «Угадай части тела» Игры на развитие слухового внимания

Слайд 4

1.«Угадай, кто идет», «Угадай, кто пришел» Показать ребенку картинки зверей и объяснить: «Вот медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен» (постучать медленно в бубен, а ребенок пусть ходит, как медведь). Аналогично воробей, зайчик. 2.«Договори стишок» Подобрать считалки, потешки , состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривать последнее слово или последний слог: Самолет построим сами, Понесемся над…(лесами). 3.«Петрушка ошибается» В гости пришел Петрушка (любая игрушка). Петрушка просит ребенка научить ребенка научить его произносить слова. Петрушка просит произносить слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки. Так, вместо «стол» - говорит «стул», вместо «лампа» - «шкаф». Петрушка удивляется и просит разъяснить ошибки. Игры для развития фонематического слуха для детей 3-х лет

Слайд 5

Игры для развития фонематического слуха для детей 4-х лет 1.«Какие бывают слова? Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко), слова, звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова (шепот). 2.«Верни слово» Взрослый называет слово (шепотом, негромко), а ребенок его повторяет, как бы возвращает обратно. 3.«Это слово звонкое или тихое?» Любимая игрушка хочет научиться произносить разные слова. Какое слово Аленушка ? Ласковое. Рыба? Громкое. Перечисляем вместе с ребенком все тихие, громкие, ласковые слова. 4.«Звуковая мозаика» Рисуем на листе бумаги сетку. Предварительно с ребенком обговариваем задание. Например, если в слове слышишь звук «а» (или «малыш плачет»), закрашиваешь клеточку красным цветом, если нет заданного звука - желтым (любым другим). Можно дать ребенку выкладывать фишки указанного цвета. 5. «Хлопни (топни, подпрыгни и т. д.), если услышишь звук А (У,О,И, М, Н, П, Т,К)».

Слайд 6

Игры на развитие темпа и ритма речи (хлопки, удары кулачком по столу, удары в барабан, бубен, произнесение слогов)

Слайд 7

Игры для развития мелкой моторики 1.ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ 2. ИГРА С ИЗЮМОМ 3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ 4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА 5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ 6. ПЕРЕСЫПАНИЕ 7. ИГРЫ – ШНУРОВКИ 8. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ: 9. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки) 10. РЕЗИНОВАЯ ГРУША 11. ВОЛЧКИ 12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ – ЛОЖКИ, ВИЛКИ 13. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»

Слайд 8

Игры для развития мелкой моторики 14. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.: 15. КОНСТРУКТОРЫ 16. НАНИЗЫВАНИЕ НА ШНУРОК БУСИН 17. ПЕРЕЛИСТЫВАНИЕ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ. 18. РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ, БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ЛИПУЧКИ, ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ. 19. ВЫКЛАДЫВАНИЕ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК, ИЗ РАЗНЫХ ВИДОВ МОЗАИКИ. 20. ОТКРЫВАНИЕ И ЗАКРЫВАНИЕ БАНОЧКИ 22. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ 23. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Слайд 9

Игры на развитие речевого дыхания Для развития дыхания ребёнка используются множество дыхательных игр: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на лёгкие шарики, карандаши ; дуть на плавающих в тазу уточек, кораблики, дуть на всевозможные вертушки и прочее; надувать надувные игрушки, воздушные шары , пускать мыльные пузыри ; поддувать вверх пушинку, ватку 1.«Кто загонит мяч в ворота» Цель : развитие сильного плавного выдоха. Оборудование : шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта. 2.«Волшебные бабочки» Цель : развитие длительного непрерывного ротового выдоха. Оборудование : искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки. 3.«Горячий чай» Цель : развитие сильного плавного и продолжительного выдоха. Оборудование : стаканчики из цветного картона. 4.«Снег кружится, летает, летает» Цель : развитие сильного плавного выдоха. Оборудование : коробка из-под обуви, оформленная по зимним мотивам, бумажные снежинки на нити. 5.«Хорошая погода» Цель : формировать сильный направленный ротовой выдох. Ход игры : Посмотрите, ребята, наше солнце закрывают тучи (из ваты или пенопласта). Помогите раздуть, разогнать тучи.

Слайд 10

Игры на развитие межполушарного взаимодействия

Слайд 11

НЕЙРОДОРОЖКИ Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи , процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. П овышается умственная активность и работоспособность Ребёнок лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач. По началу у малыша может не получаться работать двумя руками одновременно, но постепенно этому можно обучиться!

Слайд 12

Мячики бывают из разных материалов: резина, силикон, пластмасса. С разной текстурой поверхности: колючки, шипы, пупырышки. Лучше использовать специальный массажный резиновый мячик маленького размера, чтобы умещался в ручке ребенка, средней жесткости, фактура может быть любой. Продаются они в спортивных, а так же можно встретить и в обычных магазинах. Рекомендуется набор из нескольких мячей с разной фактурой и разной твердостью. Они прекрасно подходят для занятий, ведь у ребенка каждый раз как будто новый мяч. Можно использовать мячи с забавной мордочкой. Игры с массажными шариками

Слайд 13

Дидактические игры на развитие словаря детей 2-4 лет Игры на употребление существительных 1.Игра «Что чем делают?» Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах; употребление существительных в дательном падеже; 2.Игра «Город гномиков» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. 3. «Кому угощение?» Цель: формирование умения употреблять в речи трудные формы существительных. 4.«Расскажи о картинке» Цель: обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части. 5. «Назови три слова» Цель: активизация словаря, учить правильно, точно по смыслу употреблять в речи существит . 6. «Полслова за вами» Цель: формировать словарь существительных. 7. «Я один» Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе. 8. «Лови да бросай — цвета называй» Цель игры: формировать способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающему цвет, расширять словарь прилагательных, закреплять названия основных цветов, развивать воображения у детей. 9.Игра с мячом «Животные и их детеныши». Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Слайд 14

Дидактические игры на развитие словаря детей 2-4 лет Игры на употребление прилагательных 1.Игра с мячом «Строим дом» Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных; развитие внимания, ловкости. 2. «Скажи ласково» Мячик маленький поймай, да словечком приласкай. Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. 3. «Один — много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. 4. «Из чего сделано?» Целью игры является закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. 5. «Горячий — холодный» Цель: формирование словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 6. «Что бывает круглым?» Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...) Что бывает длинным? Что бывает высоким4. Что бывает зеленым? Что бывает холодным? Что бывает гладким? Что бывает сладким? Что бывает шерстяным? Что бывает колючим? 7.«Угадай игрушку» Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Слайд 15

«Сорока» Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил. «Кто больше действий назовёт» Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. «Кто кем хочет стать?» Цель: употребление трудных форм глагола. «Кто как передвигается?» Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости. «Кто может совершать эти движения?» Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Дидактические игры на развитие словаря детей 2-4 лет Игры на употребление глаголов

Слайд 16

1.«Что за предмет?» Цель: учить называть предмет и его описывать. 2.Игра «Кому, что нужно для работы?» Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах; уточнить и расширить знания о профессиях. 3.Игра с мячом «Ассоциации» Цель: учить детей подбирать слова – орудия труда по представлению. 4. «Угадай игрушку» Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. 5. «Скажи, какой?» Цель: Учить детей выделять признаки предмета. 6. «Поможем куклам разобрать картинки». Цель: активизировать название одежды, обобщающие слова: мебель, посуда, игрушки, одежда, фрукты, овощи. 7. «Кто больше знает» Цель: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность. Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован. 8.«Мои действия» Цель: Упражнять в названии действия предмета. 9. «Кто как разговаривает?» Цель: расширение глагольного словарного запаса, развитие быстроты реакции. 10. «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Игры на ознакомление и классификацию

Слайд 17

Согласование слов в предложении

Слайд 18

Игры на употребление паронимов Лото «Паронимы» Цель: развитие умения различать слова – паронимы на слух.

Слайд 19

Игры на употребление антонимов Игра с мячом «Всё наоборот» Цель: употреблять в речи слова антонимы.

Слайд 20

Визитная карточка C тельмашонок Наталья Евгеньевна учитель-логопед группы компенсирующей направленности для детей с ОНР Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21» Нижегородская область г.Балахна Личный сайт: https://nsportal.ru/stelmashonok-natalya-evgenevna E-mail : nataliastel97@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Представлено  тематическое планирование  работы  по развитию мелкой моторики рук с целью профилактики речевых нарушений  у детей младшего и среднего дошкольного возраста в свободно...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ – РТВ.

Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития....

Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей  являе...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

рекомендации для воспитателей детей 3 -4 лет " Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...