Конспект занятия в средней группе "Пришла весна-птиц встречай."
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Татьяна Владимировна Котельникова

Уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obrazovatelnoy_oblasti.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

 «Пришла весна – птиц встречай»

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Цель: уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные: 

  • активизация словаря по теме, закрепление названия перелетных птиц, их птенцов;  
  • упражнять детей в образовании существительных при помощи суффиксов;                                                            
  • учить составлять описательный рассказ о птицах, используя приемы мнемотехники.

Развивающие:

  • развивать связную речь детей, обогащать их словарь;
  •  развивать логическое мышление,  память, воображение, слуховое и зрительное внимание.                              

Воспитательные:

  • воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
  • воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Словарь: грач, лебедь, аист, журавль, утка, соловей, скворец, кукушка, стая,  перелетные птицы.

Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, мяч, обручи, аудиозапись «Голоса птиц».

Предварительная работа:

  • беседа на темы: «Приметы весны», «Перелётные птицы»;
  • рассматривание иллюстраций о птицах;
  • наблюдение за птицами во время прогулок;
  • описание птиц по опорной таблице;
  • чтение сказок о птицах, дидактические игры, разучивание физкультминуток, разгадывание загадок о птицах.

ХОД НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила вам много интересного. Послушайте загадку:

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?….
 (весна)

Воспитатель: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?
Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

Воспитатель: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?
Дети: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы, прилетают птицы.

Воспитатель: Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь – хлопайте в ладоши и топайте ногами (дети встают со стульчиков):

Прилетели птицы – голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы – голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы – голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы – голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, а как называют птиц, которые прилетают весной?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Воспитатель: А зачем они осенью улетают в теплые края?

Дети:  Им нечего есть, холодно.

Воспитатель: Ребята, а птицы улетают по одной или группами?

Дети: Группами.

Воспитатель: Как называются эти группы?

Дети: Стая.

Игра «Найди перелётную птицу»

Ход игры: дети встают возле стола, на котором разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только птиц, которые весной возвращаются с юга и поместить на проталину (в обруч).

Воспитатель: Поместите  на проталину  только тех птиц, которые возвращаются к нам весной с юга.

Воспитатель: Назовите птиц, которых вы поместили на проталину.

Дети: Грач, лебедь, журавль, утка,  соловей, скворец, гусь, ласточка.

Воспитатель: Назовите,  одним словом этих птиц.

Воспитатель: Ребята, а сейчас, я предлагаю вам описать названных птиц. В этом вам поможет таблица-подсказка.

Работа с мнемотаблицей

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем птицы весной возвращаются? (ответы детей)                                                                                                                            Воспитатель: Правильно, ребята. Птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.

Первая перелетная птица прилетает – грач. Они строят себе гнездо из крупных веток на дереве. Выставляется картинка с изображением гнезда грача.

Позже  прилетают – скворцы. Они строят гнездо в скворечнике. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.    Выставляется картинка с изображением скворечника.                                                                     

За скворцами прилетают ласточки. Они строят гнезда под крышей дома или на берегах рек. Выставляется картинка с изображением гнезд ласточек.

Соловей строит себе гнездо на земле. Выставляется картинка с изображением гнезда соловья.

А кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнезда.

Речевое упражнение «У кого кто?» (с мячом)  

Ход игры: воспитатель кидает мяч ребенку и называет птицу. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как у этой птицы называется птенец.

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть птицу, а вы – ловить мячик и называть птенца названной птицы:

У грача – грачонок,                                                                                                                        

у скворца – скворчонок,                                                                                                                

у журавля – журавленок,                                                                                                              

у лебедя – лебеденок,                                                                                                                    

у утки – утенок,                                                                                                                          

у ласточки – ласточенок,

у кукушки – кукушонок,

у аиста – аистенок.

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали? Давайте немножко отдохнём.

Воспитатель проводит физкультминутку, дети выполняют движения соответственно тексту.        

Физкультминутка «Птички»

Маленькие птички, птички-невелички,

По лесу летают, песни распевают.

Машем руками, как крыльями

Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.

Руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону

Птички спрятались в дупло,

Приседаем на корточки

Там уютно и тепло.

Закрываем голову руками

Дидактическая игра «Четвертый  лишний?» (по картинкам)

Цель: уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия; уметь отличать от зимующих птиц, развивать внимание, память.

Ход игры: воспитатель специально среди перелетных птиц, размещает зимующую птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Воспитатель предлагает детям объяснить свой выбор.

Наборы картинок:

Ласточка, воробей, грач, скворец.

Ворона, аист, голубь, воробей.

Грач, синица, ласточка, кукушка.

Сорока, воробей, дятел, ласточка.

Голубь, кукушка, цапля, журавль.

Воспитатель: Дети, мы много сегодня говорили о птицах. А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение. Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Дети: Радостное, веселое.

Воспитатель: Сегодня ребята, вы, все молодцы, работали очень активно. Мы повторили с вами то, что знали о перелетных птицах, а также узнали много нового.

        Я  хочу подарить вам раскраски с нашими пернатыми друзьями. Творческих успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия 1 младшей группы на тему: " Встречи в зимнем лесу"

Программные задачи:1 .Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.2. Познакомить малышей со свойствами и качествами л...

Конспект НОД в средней группе по рисованию «Встреча лисы и Колобка».

План-конспект образовательной деятельности. Программное содержание: учить детей создавать сюжетную композицию. Продолжать учить передавать особенности изображаемых предметов, используя тычок жест...

Конспект НОД в младшей группе "Весною птицы прилетают и всё в природе расцветает"

Продолжать знакомить с характерными признаками весны. Закреплять знания детей о птицах, об их жизни в весенний период....

Бинарное занятие в средней группе: «Веселые мышата встречают осень».

привлечь внимание к разнообразию звуковых явлений в природе (дождик, дождь, ливень...

Конспект занятие в средней группе Возраст : 4-5 лет. Тема : «Встречаем птиц»

Цель: Формировать умение детей составлять коллективную аппликацию . Учить создавать композицию, используя всю площадь листа. Создать условия для обогащения знаний детей о перелетных птицах.Задачи:Обра...

Конспект НОД в средней группе по рисованию «Встреча лисы и Колобка».

Конспект НОД по рисованию на    тему «Встреча колобка с лисой»...

Конспект занятия для средней группы по технологии Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» «Весенняя встреча»

Цель: Формировать основы музыкальной культуры через слово, движение игру, общение, пантомиму, с помощью детских музыкальных инструментов, закладывая основы элементарного музицирования....