Конспект дефектологического (логопедического) занятия по автоматизации проблемных звуков в речи, звуковому анализу и синтезу.
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)

Сабанина Ирене Эвальдовна

Цели занятия.

  1. Показать разнообразие форм звукового анализа:

- определение первого и последнего звука в слове;

- определение наличия звука в слове;

- определение места звука в слове;

- различения звуков по их качественной характеристике (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);

- определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

2. Организация обратной связи при выявлении уровня владения воспитанниками звуковым  анализом и синтезом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog_zanyat_22-23.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  дефектологического (логопедического) занятия

по автоматизации проблемных звуков в речи, звуковому анализу и синтезу.

Тема занятия: «Школа фиксиков: помогатор».

Цели занятия.

  1. Показать разнообразие форм звукового анализа:

- определение первого и последнего звука в слове;

- определение наличия звука в слове;

- определение места звука в слове;

- различения звуков по их качественной характеристике (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);

- определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

2. Организация обратной связи при выявлении уровня владения воспитанниками звуковым  анализом и синтезом.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

- закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звуков (гласных и согласных) с применением здоровьесбережения (самомассаж БАТ);

- закреплять на практике умение проводить звуковой анализ для качественной характеристики звуков;

- умение ориентирование на звуковую схему слова;

- упражнять навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание, память;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать фонематическое восприятие;

- расширять кругозор, пополнять словарный запас;

- развивать эмоциональную сферу (на примере любимых мультгероев).

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, активность, мотивацию к общению.

Оборудование.

Мешочек для сюрпризных моментов в виде ранца-помогатора мультгероев Фиксиков.

Карточки с разными картинками: планшет с клавиатурой, поисковая строка, схемы слов, задания для определения звука в слове, парные картинки для рифмования.

Планшет, ноутбук, телефон.

Ход занятия.

Приветствие.

Организационный момент.

Ребята! Вот и вы уже – будущие первоклассники. Я знаю очень много школьников. И не только тех, которые раньше ходили  в наш детский сад! У меня есть и другие знакомые-школьники. Например, каждый раз, когда мне кто-то звонит, я их вспоминаю. Попробуйте и вы их узнать! Вот по этим звукам! (Отрывок песенки про фиксиков).

Сообщение темы.

Узнали моих знакомых школьников? Но как? Правильно, вы услышали звуки музыки из песенки, в которой про них поётся. Вокруг нас всегда есть подсказки в виде звуков! И сегодня мы продолжим работать со звуками, выбирать правильное обозначение и  употреблять их в речи (устной и письменной).

Очень важно слышать и различать звуки, чтобы выбирать нужные звуки и правильно их использовать. Как для стихотворения, которое я сейчас начну, а вы закончите.

Звуко-речевая разминка. Чтобы не забыть, о ком говорилось в стихотворении, можно использовать подсказки-обозначения.

Чики-чики-чики-чок- Не стесняйся язычок,

Не пугайся, не ленись, Повторяй, не ошибись:

Где-то собаки рычали: р-р-р  ((Какую букву выберем для подсказки?)

В стойле коровы мычали: м-м-м.

В комнате мухи жужжали: ж-;-;/

Мимо машины бежали: тр-р-р.

Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.

А комары все пели: з-з-з.

Сюрпризный момент: «помогатор».

Где то я видела такие же знаки. На ранце у фиксиков, который называется помогатор! Как у фиксиков! А что в нём. Ноутбук? Откроем. Так вот же они, буквы! На клавиатуре!

ССС: сложные слова.

Тут весь алфавит.Алфавит – это современное слово. Раньше науку речевую науку называли аз-бу-ка. Попробуем произнести это слово по частям. Для чёткого произношения необходимо выполнить артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения:

А чтобы рот хорошо открывался, предлагаю сделать артикуляционные упражнения.

БАТ-упражнения:

Работать будут все мышцы лица. Нанесём грим перед тем, как промассажировать

Речь.

Собаки рычат. Коровы мычат. Комары пищат. А что делает человек? Разговаривате. Люди тоже используют звуки. Сразу много звуков. Необходимо, чтобы звуки были понятны все. Иначе не получится общения!

Как мы общаемся? При встрече. Что мы делам? (Разговариваем). А если мы не можем встретиться, но поговорить просто необходимо, что мы используем?

А на какой звук мы хорошо открывается рот? На гласный. Предлагаю внести гласные на нашу клавиатуру.

Чьи звуки вы использовали?  А для человека какие звуки самые необходимые? Звуки человеческой речи! Когда при каких обстоятельствах мы их используем? Когда общаемся.

Сюрпризный момент: рисунок планшета с пустой клавиатурой.

По современным телефонам мы можем разговаривать не только устно, но и письменно. Что для этого надо знать? (Буквы) Такие? Что это?

Макет экрана сенсорного телефона с клавиатурой: конечно, когда-нибудь у каждого из вас будет свой настоящий телефон. Предлагаю потренироваться пока на нарисованном макете Возможно, сможем составить целое сообщение! Попробуем?

Чего-то не хватает? Вот это да! Я самое главное забыла! Чего не хватает на клавиатуре? Букв! Придётся справляться самостоятельно! Заодно выполнять задания! Цель нашего занятия: обозначить звуки буквами, чтобы заполнить клавиатуру телефона. Кто правильно выполнит все задания, тот сможет справиться и с настоящим телефоном  Попробуем?

Сколько частей в слове аз-бу-ка. Давайте произнесём только губами: чтобы было всем понятно, хорошо открываем рот!

Развитие мелкой моторики. (Гимнастика для пальчиков с карандашами).

 Для чего нужны карандаши? (Чтобы рисовать) А для чего ещё нужны каранаши? Ими можно поиграть. На каком музыкальном инструменте, линном и тонком, похожем на карандаш, мы можем играть пальчиками? (На дудочке). Как мы вытягиваем губы, когда изображаем игру на дудочке? Вот и вторая буква на нашу клавиатуру.

Упражнение на развитие пространственного ориентирования.

Нанесём эту букву на клавиатуру. Найдите первую строчку. Посчитайте клавиши до трёх. Это и будете клавиша с буквой у.

Зрительные обозначения гласных. Для выполнения след задания воспользуемся символами-подсказками и составим слова: -у- ; -а-; -о-; -и-.(тук-ток-так-тик)

Темпо-ритмические упражнения. Проговорите за мной слово так, как я его простучу:\\-\\-\\

Развитие речи.

Чтобы твои друзья захотели с тобой общаться, необходимо соблюдать правила. Нам помогут короткие стихотворные строчки. Но на конце слова пропущены и вам нужно будет их досказать Заодно повторить правила общения!

Другу своему в ответ при встрече скажешь ты:… привет!

Все на прощание говорят: ….до свидания!

На концерте одуши поют песни…малыши.

Там весёлые ребятки расшалились на …площадке.

Сидит у окошка серенькая…кошка.

Маленькие кони называют…пони.

Игра «Путаница» Что неверно?

Ползунки надели малыша?

Ложка взяла малыша за руку.

Вешалку повесили на платье.

Развитие фонематического восприятия. При общении бывает, что связь прерывается и поэтому смысл приходится догадываться просто по буквам. Задание: собрать слова из звуков (стол, кукла…)

Итог занятия.

 Понравилось наше занятие? Что тебе больше всего понравилось? Что получилось лучше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал в развитие навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В статье представлен некоторый дидактический материал, используемый на логопедических занятиях....

Опыт работы Тема: «Формирование фонетической стороны речи, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР»

Анализ реальной ситуации показал, что количество детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растёт. Эти дети составляют группу риска по школьной неуспеваемости. основная причина - недостаточное...

Родительское собрание - семинар. Конспект открытого логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза:"Звуки [б], [б\']. Буквы Бб»

Родительское собрание - семинар.Конспект открытого логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза:"Звуки [б], [б\']. Буквы Бб»Учитель-логопед: Татаринцева Н.Г...

Автоматизация и дифференциация гласных звуков. Развитие звукового анализа и синтеза.

В данных файлах картинный материал для автоматизации и дифференциации гласных звуков у детей.Также данный материал можно использовать при определения положения звуков А, У, О, Ы, И в слове (в начале, ...

Автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Развитие звукового анализа и синтеза.

В данных файлах картинный материал для автоматизации и дифференциации свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц).Также данный материал можно использовать при определения положения свистящих звуков в слове (в ...

Автоматизация и дифференциация шипящих звуков.Развитие звукового анализа и синтеза.

В данных файлах картинный материал для автоматизации и дифференциации шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ). Также данный материал можно использовать для определения положения шипящих звуков  в с...

«Логопедические игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Вашему вниманию представлены игры и упражнения  для детей и их родителей по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста.  ...