Использование элементов музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Трясунова Татьяна Борисовна

В данной статье представлены материалы по эффективному использованию элементов музыкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Данная публикация будет интересна учителям-логопедам, музыкальным руководителям, педагогам-психологам и, конечно, родителям детей дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование элементов музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

        Музыка умиротворяет и активизирует, помогает расслаблению и прибавляет энергии, влияет на настроение и усиливает восприятие.

       Исследованиями в области музыкотерапии занимаются национальные школы, как в нашей стране, так и за рубежом.

       Выдающийся психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, устранить неправильные и лишние движения.

Положительные эмоции, возникающие при прослушивании красивой музыки,  тонизируют центральную нервную систему, усиливают внимание, что является необходимым для нормализации эмоционального состояния детей с ОВЗ.

Использование музыки с лечебной целью также имеет
давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась
во врачебной практике. Воздействие музыки на нашу жизнь является всеобъемлющим. Она сопровождает человека, начиная с утробы матери и охватывает всю его жизнь, а также жизнь других поколений, объединяет разные религии и национальности, людей разного возраста и пола, является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.

Звук обладает мистическими свойствами. Он может
приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение.

Известно, что музыкальный темп, ритм  и другие музыкальные факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов.

Существует множество вегетативных реакций нашего
организма на музыку.

Сердечно-сосудистая система реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере
музыки сердцебиение учащается и становится слабее.

В своей книге, «Эффект Моцарта», где собрано множество интереснейших фактов, Д. Кемпбелл указывает, что музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.

Музыка оказывает влияние и на гормональный обмен.
Она регулирует выделение гормонов, снижающих стресс.
Уровень гормонов стресса в крови в значительной степени
снижается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую
спокойную музыку. Музыкальное удовольствие — это ощущение подъема, которое вызывает прослушивание определенной музыки. Оно является результатом высвобождения эндорфина, который вырабатывается нашим мозгом. Он снимает боль и вызывает естественный подъем.

Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека С. В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков.

Таким образом, мы не синхронизируем наше поведение
с музыкой, когда ее слушаем, но музыкальные импульсы
неизбежно оказывают влияние на ритм нашего мышления и
поведения.

Наряду с возможностями музыки влиять на психосоматические процессы в человеческом организме давно известно психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки.

         Учёные также доказали, что классическая музыка благотворно влияет на процессы мозга ребёнка.         Они пришли к выводу, что при музыкальном воздействии упорядочивается работа обоих полушарий мозга. Это позволяет легче воспринимать и запоминать информацию и слаженно работать слуховой, визуальной и кинестетической системам организма.

Практический опыт коррекционной работы средствами искусства показывает большой терапевтический и коррекционный эффект музыкотерапии в работе с детьми с разными проблемами в развитии.

Интерес к использованию элементов музыкальной терапии в работе с детьми с ОВЗ произошёл от моего личного восхищения музыкой и желания привлечь детей к этому искусству. Возможность применения музыки как лекарства, которое не навредит, а поможет, при правильном подходе, повлиять на развитие детей, направило меня на подробное изучение данной темы.

        В логопедической практике я использую музыкальное сопровождение других коррекционных методов для усиления их воздействия.

     Целью использования элементов музыкотерапии в работе учителя-логопеда является создание условий для коррекции детей с ОВЗ через развитие слухового восприятия и чувства ритма, дыхания и голосообразования, коррекцию эмоционально-волевой сферы средствами музыкальной терапии.

     У детей с ОВЗ наряду с речевыми нарушениями есть проблемы со слуховым и зрительным восприятием, чувством ритма, координацией движений, общей и мелкой моторикой. В последнее время остро стоит тема с отсутствием мотивации к деятельности, детей сложно привлечь к активности и работоспособности на занятии.

     В связи с этим возникла необходимость включать в свою работу музыкальные игры, которые помогают детям с ТНР контролировать свою двигательную активность, развивают внимание и мышление. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий и развитие чувства ритма.

     Хочется отметить отдельно то, что музыка является альтернативным вариантом работы с детьми, для которых вербальное выражение мысли невозможно или осложнено.

    Всем, кто имел опыт общения с детьми с ОВЗ, очевидно, что не так легко подобрать правильный подход к таким деткам, установить с ними взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности. Музыка может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его страхи и проблемы, справиться  сними.

    В коррекционной работе с детьми с ЗПР, для создания большего эффекта, можно применять интегративную музыкотерапию. Она будет строиться на сочетании музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Дети не только будут слушать музыку, но и наблюдать картины природы. Таким образом, благодаря воздействию на разные каналы восприятия, дети смогут лучше прочувствовать, а затем и понять увиденное на картинках или видеозаписях.

Сейчас я расскажу о формах работы с детьми, которые использую в своей практике.

Во-первых, проходит диагностика ритмического восприятия детей.

Дети слушают музыку, учатся различать её характер и особенности. Часто прослушивание проходит в начале занятия при выполнении артикуляционной и дыхательной гимнастик. Цикл произведений «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди, сопровождает занятия по развитию лексико-грамматического строя при изучении всех времён года. Мы сравниваем музыку, дети делятся своими предпочтениями.

Дыхательная гимнастика проходит под аккомпанемент плавной классической музыки.

Артикуляционные гимнастики с элементами кинезиологии мы проводим  чаще всего под классическую музыку или неоклассику. Включаем также так называемую музыку для релаксации со звуками живой природы, шумом дождя, пением птиц. Конечно, я опираюсь на рекомендации специалистов, которые предлагают определённую музыку, но и на свои музыкальные предпочтения. Наблюдаю, как дети реагируют на ту или иную музыку, предлагаю им выбор, если мы повторяем прослушивание знакомого произведения.

Ребята моей группы очень любят музыкально-ритмические игры и упражнения.

У меня собрана подборка таких упражнений, в ходе которых дети играют под музыку с бумажными или пластиковыми разноцветными стаканчиками, колючими резиновыми мячиками,

А также с палочками или карандашами для регуляции мышечного тонуса.

Поют с движениями  по подражанию, а также,  при выполнении ритмических упражнений. Хотела заметить, что, как правило, длительность такого упражнения занимает всего 1 минуту, но, сколько восторга я слышу от детей. Они просят повторить упражнение ещё раз.

Дети очень любят играть на детских музыкальных инструментах. У них есть предпочтения в выборе. Большинство детей предпочитают музыкальные треугольники и колокольчики или новые инструменты, которые только появились в группе. Это является отличной мотивацией к работоспособности, стараются даже те дети, которые не проявляют особой познавательной активности. Хотелось отметить, что музицирование на музыкальных инструментах привлекает даже самых робких и нерешительных детей. Они радуются, становятся активнее.

Мы часто устраиваем поэтические зарисовки под спокойную, умиротворяющую музыку.  Дети по очереди читают стихи, а фоном звучит волшебная музыка. Как правило, это помогает усилению внимания детей.

Подвижные игры, физминутки  под музыку – одна из неизменных традиций в нашей группе. В большинстве своём они отражают лексическую тему недели или мы повторяем любимые игры.

И, конечно, не стоит забывать о релаксации под классическую музыку.

Многолетняя практика работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи показала, что использование элементов музыкотерапии в комплексе коррекционной работы способствует более эффективному развитию речи детей и помогает создавать эмоциональный настрой на коррекционных занятиях.

Несколько слов о результативности использования музыкотерапии в нашей практике.

Дети могут по-разному реагировать на музыку, но никто не остаётся к ней равнодушен. Их глаза светятся, на лицах появляется улыбка, ручки и ножки начинают двигаться в такт мелодии.

Музыка не только настраивает и подготавливает ребёнка к занятию, но и улучшает психические процессы и познавательную деятельность.

Музыка на коррекционном занятии помогает сформировать нужный эмоциональный настрой, даёт возможность расслабиться, переключить внимание, отдохнуть.

Даже гиперактивные дети успокаиваются при слушании классической музыки, просят включить её снова.

При выборе выполнения артикуляционной гимнастики под музыку или без неё – большинство детей выбирает с музыкальным сопровождением. Таким образом, они выполняют достаточно рутинное упражнение с удовольствием.

Дети получают радость от игры на музыкальных инструментах, таким образом, обеспечивается гармонизация их психологического состояния.

Дети с аутическим спектром, моторной и сенсо-моторной алалией, для которых вербальное выражение мысли и эмоций осложнено,  также дают положительную динамику. Они начинают спонтанно пропевать фрагменты распевок в свободной деятельности.

Лучше запоминаются стихи или правила, если дети их пропевают, а также легче запоминается материал той или иной лексической темы.

Положительный эффект дают мини-релаксации под музыку в режиме дня в конце активных занятий. Они направлены на оптимизацию мышечного тонуса детей, что является очень важным моментом в коррекционной работе.

Дети очень любят, так называемый, «музыкальный сон», который мы обычно проводим после активной деятельности детей, прогулки. Его продолжительность 5-7 минут. Под определенную музыку дети представляют себя на лесной лужайке или на берегу моря, на волшебном облаке, в лесу. Релаксация завершается потягиванием с открытыми глазами, упражнениями с хлопками в ладоши, глубоким вдохом и выдохом, упражнениями на диафрагмальное дыхание.

У всех детей отмечается положительная динамика в развитии.

Я получаю огромное удовлетворение от работы, наблюдая арт-терапевтическое влияние музыки на детей с ТНР разного возраста. Таким образом, происходит и моё профессиональное здоровьесбережение.

Благодаря использованию элементов музыкальной терапии в комплексной логопедической практике, у детей опосредованно проходит коррекция речевых, сенсомоторных, эмоционально-волевых и коммуникативных навыков.

Музыка – это сладкое лекарство, необходимый витамин, который показан не только детям. Будьте здоровы и наслаждайтесь эффектом от влияния этого чудесного дара!

Сложно переоценить безграничные возможности данной здоровьесберегающей технологии. За ней будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей ДОУ. Использование элементов психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Советы воспитателям ДОУ о приемах использования элементов психогимнастики во время НОД....

Использование элементов мнемотехники в работе с детьми старшего возраста.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая и сложная деятельность (чтение, письмо или осмысление собственного поведения)...

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

Сообщение к педсовету №2 "Элементы музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Сообщение к педсовету №2 "Элементы музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

Консультация "Элементы музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ"

Музыкотерапия основывается прежде всего на восприятии музыки, которое у детей с разными проблемами имеет свои особенности. Поэтому анализ возможностей дошкольников в восприятии музыки, умение эмоциона...