Статья "Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"
статья по логопедии (старшая группа)

Дмитриева Ольга Александровна

В данной статье представлен опыт работы учителя логопеда ДОУ по проведению занятий по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Что является созданием базовых предпосылок к обучению грамоте в подготовительной группе. Представлен годовой календарно-тематический план работы. Статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей детских дошкольных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Автор:

Учитель-логопед 1 квалификационной категории

Дмитриева О.А.

г. Ханты-Мансийск

Аннотация: В данной статье представлен опыт работы учителя логопеда ДОУ по проведению занятий по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Что является созданием базовых предпосылок к обучению грамоте в подготовительной группе. Представлен годовой календарно-тематический план работы. Статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей детских дошкольных учреждений.

Ключевые слова: Дошкольник, обучение грамоте, звук, слог, слово, предложение, подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

Преемственность в учебно-воспитательной работе с младшими дошкольниками, младшими школьниками и учащимися основного звена рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.                                        Проблемы организации развивающего обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения грамоте, русскому языку и литературе весьма активно разрабатываются в дидактике и методике обучения в начальных классах (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина и др.).                        Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.                                                                                                         Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать. Таким образом подготовка к обучению грамоте помогает детям справится с дисграфией и дислексией в школе.                В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО одной из пяти образовательных областей стандарта является речевое развитие дошкольников. В содержании образовательной области «Речевое развитие» выделяются следующие направления развития речи детей:        

-владение речью как средством общения и культуры;                                        -обогащение активного словаря;                                                                        -развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;                                                                                                -развитие речевого творчества;                                                                        -развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха;                -знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;                                                        -формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.                                                                                От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.                                Я, как учитель-логопед занимаюсь организацией и проведением непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в течение двух лет.                                                                                                                        

Нищева Н.В. в своей парциальной программе делит весь период обучения грамоте на 4 периода. Первый носит название Добукварный. В отличие от трех последующих периодов, в Добукварном происходит формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями. Также формируются понятия слог, слово, предложение. Добукварный период относится к старшему дошкольному возрасту.                                         Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад №11 «Радуга», парциальной программы Н.В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» с использованием пособия для логопедов «Волшебный мир звуков» Пожиленко Е.А.   C:\Users\admin\Desktop\Дмитриева О.А\Грамота фото\20210216_102139.jpgC:\Users\admin\Desktop\Дмитриева О.А\Грамота фото\20210302_123132.jpg

Занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 30 занятий. На каждое занятие оформляются тетради, где размещаются задания по развитию графомоторных функций, которые подобраны согласно заданной тематике.        C:\Users\admin\Desktop\Дмитриева О.А\Грамота фото\20210216_101957.jpg

В старшей группе дети знакомятся с гласными и согласными звуками раннего онтогенеза.  Работа направлена на развитие фонематического слуха, определение позиции звука слове, знакомство с образом буквы, дифференциация понятий звук-буква, развитие внимания к звуковой и смысловой стороне слова. На вводных занятиях дается представление ребенку о речи человека. Что такое речь и для чего она нужна. Затем идет знакомство с неречевыми звуками. На этом этапе ребенку даётся понятие "звук". Развивается слуховое внимание. Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудочка-барабан). Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен). Узнавание и дифференциация звуков природы (шум моря, шум ветра, шум дождя).                                                                На этапе знакомства с речевыми звуками главное - формирование фонематических процессов.  На занятии происходит развитие зрительного, слухового внимания, памяти. Дети учатся слышать и слушать звуки, различать силу и высоту звучания звуков, а также учатся дифференцировать речевые и неречевые звуки.                                                                                                 На этапе знакомства со слогом ребенку дается представление о слоге, как о части слова. Проводятся игры по определению количества слогов в слове. Игра «Собери фрукты и овощи», где дети должны определить количество слогов в слове и поместить картинку в нужную корзину. Игра «Молчуны». Перед ребенком находится раздаточный материал (квадратики из картона). По заданию учителя-логопеда ребенок самостоятельно определяет нужное количество квадратиков соответствующее количеству слогов в заданном слове, и выкладывает их перед собой. После чего на экране появляется правильный ответ и ребенок сравнивает свой ответ с ответом на экране.                                                                C:\Users\admin\Desktop\Дмитриева О.А\Грамота фото\20210301_115915.jpg

При знакомстве со словом детям дается представление о том, что слово состоит из звуков. Разбор последовательности звуков в слове СНЕГ. Дифференциация слог-слово. Используется игра «Слово-слог», игра «Доскажи».

Работа над предложением. В работе над обучением в составлении предложений, дошкольники учатся делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов. Для того чтобы дети различали границы предложения, могли определить количество слов в предложении, детям была предложена игра «Живые слова». Логопед выбирает троих детей (по желанию), и предлагает стать «живыми словами». Каждому ребенку предлагается картинка, получив которую дети должны подружить слова и выстроиться таким образом, держа картинки перед собой, чтобы получилось предложение. Оля стала словом Маша, Платон — словом поливает, а Елисей — словом цветы. Дети с легкостью определяют последовательность слов, количество слов в предложении, а также получают наглядное убеждение в том, что правильная последовательность слов в предложении важна, а если убрать или переставить слова местами, то предложение не получится.

Знакомство с гласными звуками и буквами (6 занятий).

Вот как происходит знакомство с гласным звуком [А], буквой А. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. На слайде показывается картинка Красный замок и его хозяйка — принцесса Алла в красном платье. В этом замке живут гласные звуки.  А хозяйку красного замка зовут Алла. Она познакомит нас со звуками и буквами. При характеристике звука а по акустическим и артикуляционным признакам дети используют зеркала для рассматривания артикуляции при произношении звука, рот широко открыт, язычок спокоен, без движения. Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем квадрат красного цвета как символ). Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично.

Легче запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Поэтому я прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы. Для закрепления образа предлагаю детям изобразить букву пальчиками, а также при помощи своего собственного тела.C:\Users\admin\Desktop\Дмитриева О.А\Грамота фото\20210301_092244.jpg

Знакомство с согласными звуками и буквами (9 занятий)

Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных и пейзажных картин и т.д. Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса детей на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.        На заключительных занятиях проводится обобщение полученных знаний,  повторение и закрепление пройденного материала.                                        Проводя работу по подготовке к обучению грамоте необходимо максимально учитывать интересы и потребности ребёнка, его возрастные особенности: мышление, речь, память, восприятие, а также не менее важным является приобретение ребенком умение слушать и понимать педагога, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы.                                        Знания, полученные дошкольниками в непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте, способствуют развитию разных сторон речи ребёнка, свободному общению со взрослыми и сверстниками и успешному обучению в школе.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель: формирование первоначальных навыков к обучению грамоте старших дошкольников

Задачи:

  •  Совершенствовать фонематические представления, развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова;
  • Формировать умение различать на слух гласные и согласные звуки, длинные и короткие слова, воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации,  цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными,  цепочки слогов с течением согласных;
  • Формировать умение выделять согласные звуки из рядов звуков, слогов, слов,  дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам в ряду звуков, слогов, слов; определять позицию звука в словах;
  • Формировать представление  об основных единицах языка: предложение, слово, слог, буква,  звук;
  • Формировать умение составлять предложения, определять количество слов в предложениях;
  • Формировать  зрительный образ буквы: выделение и нахождение элементов буквы, проводить анализ и синтез образов букв, а так же упражнять в умении их дифференцировать;
  • Развивать  лексико-грамматические категории и связную речь детей;
  • Развивать графо-моторные навыки.

Тема НОД

Программное содержание

«Речь, слово, предложение»

Раскрывать перед детьми понятия: «речь», «слово», «предложение». Называть обобщающим словом перечисленные предметы. Развивать фонематическое представление.

«Речь, слово, предложение»

Закреплять понятия: «речь», «слово», «предложение». Развивать фонематическое представление, умение составлять описательный рассказ о предмете.

Знакомство с неречевыми звуками

Познакомить детей с неречевыми звуками (звуки природы, животных). Развитие слухового внимания.

Знакомство с речевыми звуками

Познакомить детей с понятием «речевой звук», с органами артикуляционного аппарата. Развитие фонематического восприятия.

«Слог»

Познакомить детей со слоговым составом слова, учить делить слова на слоги, называть слова с заданным слогом.

«Слог»

Продолжать знакомить детей со слоговым составом слова, определять количество слогов в слове.

«Слово»

Познакомить детей с понятием «слово».  Развивать слуховое внимание, быстроту реакций на слово.

«Слова - действия»

Познакомить со словами-действиями, дифференциация понятий «звук» - «слово». Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.

«Слова – признаки»

Познакомить со словами –признаками. Развитие речевого внимания, дифференциация понятий «звук» - «слово». Образование относительных прилагательных.

«Предложение»

Познакомить детей с понятием «предложение», составление предложений по схеме. Составлять предложения из 2-3 слов, опираясь на слова, предложенные педагогом.

«Предложение»

Продолжать знакомить детей с понятием «предложение», составление предложений по схеме. Составлять предложения из 2-3 слов, опираясь на слова, предложенные педагогом.

Творческое рассказывание

«Зимние забавы»

Совершенствовать умение составлять рассказы творческого содержания. Формировать умение детей делить двусложные и трёхсложные слова на слоги, составлять слова по опорным слогам. Развивать память, воображение.

«Звук, буква»

Познакомить детей с азбукой, дать понятия: «звук», «буква», «гласный», «согласный». Совершенствовать умение делить слова на слоги, изображать графически.

«Звук, буква»

Продолжать знакомить детей с понятиями: «звук», «буква». Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Знакомство с гласным звуком [а], буквой А

Познакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, формировать умение определять место звука в словах (аист, астра, луна, мак), делить слова на слоги.

Знакомство с гласным звуком [у], буквой У

Познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У, формировать умение  определять место звука в словах (утка, арбуз, кенгуру), определять количество слогов в словах.

Знакомство с гласным звуком [о], буквой О

Познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О.  Формировать умение на слух определять позицию звука в словах (осы, сом, эскимо)

Знакомство с гласным звуком [ы], буквой Ы

Познакомить детей с гласным звуком [ы], буквой Ы, формировать умение определять позицию звука в словах, делить слова на слоги, находить в словах ударный слог.

Знакомство с гласным звуком [э], буквой Э

Познакомить детей с гласным звуком [э], буквой Э, формировать умение определять позицию звука в слове, продолжать учить дифференцировать понятия «звук», «буква».

Знакомство с гласным звуком [и], буквой И

Познакомить детей с гласным звуком [и], буквой И. Формировать умение определять позицию звука в слове, составлять вопросительные предложения. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

Согласные звуки [п, п̍], буква П

Познакомить детей с согласными звуками [п, п̍], буквой П.

Формировать умение определять позицию заданных звуков в словах. Подбирать слова с заданным звуком в начале слова.

Согласные звуки [к, к̍], буква К

Познакомить детей с согласными звуками [к, к̍], буквой К.

Формировать умение определять позицию звуков в словах. Развитие фонематического восприятия, согласование существительных с числительными.

Согласные звуки [н, н̍], буква Н

Познакомить детей с согласными звуками [н, н̍], буквой Н.

Формировать умение определять позицию звуков в словах. Составление предложений с заданными словами. Усвоение предлога НА в составе предложения.

Согласные звуки [м, м̍], буква М

Познакомить детей с согласными звуками [м, м̍], буквой М.

Формировать умение определять позицию звуков в словах. Развитие фонематических представлений. Усвоение местоимений «мой», «моя», «мои».

Согласные звуки [х, х̍], буква Х

Познакомить детей с согласными звуками [х, х̍], буквой Х.

Формировать умение определять позицию звуков в словах.

Подбирать слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова.

Согласные звуки [б, б̍], буква Б

Познакомить детей с согласными звуками [б, б̍], буквой Б.

Формировать умение определять позицию звуков в словах.

Практическое усвоение творительного падежа существительных. Развитие фонематических представлений.

Согласные звуки [т, т], буква Т

Познакомить детей с согласными звуками [т, т̍], буквой Т.

Формировать умение определять позицию звуков в словах.

Развитие фонематического восприятия, подбор определений к существительным.

Согласные звуки [д, д̍], буква Д

Познакомить детей с согласными звуками [д, д̍], буквой Д.

Формировать умение определять позицию звуков в словах.

Практическое усвоение сложноподчиненных предложений с союзом «чтобы».

Согласные звуки [г, г̍], буква Г

Познакомить детей с согласными звуками [г, г̍], буквой Г.

Формировать умение определять позицию звуков в словах.

Произношение звуков в словах и предложениях, усвоение вопросительной интонации, усвоение существительных мн. числа Р.п.

«Звук, слово, предложение»

Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звук, слог, слово, предложение.  Закреплять умение определять позицию звука в слове, делить слова на слоги, называть слова с заданным звуком.

«Звук, слово, предложение»

Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звук, слог, слово, предложение.  Закреплять умение определять позицию звука в слове, делить слова на слоги, называть слова с заданным звуком.

Список использованных источников:

  1. Александрова, С. Е. Наглядно-дидактические пособия для обучения грамоте детей 6-7 лет / С. Е. Александрова. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2017. – № 9. – С. 62-67.
  2. Гайдук, Л. Л. Нетрадиционные пособия для подготовки старших дошкольников с ОВЗ к обучению грамоте / Л. Л. Гайдук, Я. И. Таламанова. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2017. – № 3. – С. 70-77.
  3. Екжанова, Е. А. Обучение грамоте / Е. А. Екжанова. – Текст : непосредственный // Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2008. – С. 214-231.
  4. Журова, Л. Е. Обучение грамоте в детском саду / Л. Е. Журова. – Москва : Педагогика, 1974. – 152 с. – Текст : непосредственный.
  5. Никитина, Г. И. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) / Г. И. Никитина. – Текст: электронный // Nsportal : [сайт]. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/03/26/podgotovka-k-obucheniyu-gramote-detey-starshego-doshkolnogo (дата обращения: 17.05.2022).
  6. Обучение дошкольников грамоте. – Москва : АПО, 1994. – 152 с. – Текст : непосредственный.
  7. Проскурня, М. В. Инновационные технологии подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте / М. В. Проскурня. – Текст : непосредственный // Логопед в детском саду. – 2021. – № 2. – С. 24-27.
  8. Российская, Е. Н. Результаты изучения звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями средств общения / Е. Н. Российская, Т. А. Алтухова. – Текст : электронный // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2019. – № 2 (50). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-izucheniya-zvukovoy-analitiko-sinteticheskoy-aktivnosti-kak-predposylki-obucheniya-gramote-detey-doshkolnogo-vozrasta-s (дата обращения: 17.05.2022).
  9. Пожиленко Е.А.  Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. М.2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети учатся различать на слух твёрдый и мягкий звуки [д],  [д,]; дифференцировать звуки [д], [т];  знаком...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья содержит материал по использованию эффективного метода развивающего обучения по обучению детей грамоте. В статье описаны все основные модели в работе с детьми 5-7 лет....

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Из личного опыта воспитателя Быковой Татьяны Васильевны.Воспитатель второй квалификационной категории ГБОУ детский сад комбинированного вида №711 СВАО г. Москвы....

Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....