Применение методики синквейн в работе с детьми с ОНР
проект по логопедии (подготовительная группа)
Современная логопедическая практика характеризуется поиском новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда. Одной из таких эффективных современных образовательных технологий, которая позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.
Вовлечь всех участников психо - коррекционного процесса в освоение синквейн технологии мы решили через организацию практико ориентированного проекта, в котором приняли бы участие дети, родители, педагоги и специалисты ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_metodiki_sinkveyn_v_rabote_s_detmi_s_onr.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение методики синквейн в работе с детьми с ОНР»
Денисова Елена Борисовна,
учитель-логопед, воспитатель
МОУ Д/с № 16, г. Волгоград, Россия
Современная логопедическая практика характеризуется поиском новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда. Одной из таких эффективных современных образовательных технологий, которая позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.
Вовлечь всех участников психо - коррекционного процесса в освоение синквейн технологии мы решили через организацию практико ориентированного проекта, в котором приняли бы участие дети, родители, педагоги и специалисты ДОУ.
Исходя, из поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- Познакомить детей, педагогов и родителей с новой образовательной технологией – составление синквейна;
- Обогатить словарный запас детей логопедической группы;
- Учить детей определять грамматическую основу предложения;
- Развивать языковое чутье, фразовую речь, ассоциативное мышление;
- Разработать и апробировать систему работы по составлению педагогического синквейна;
- Создать логопедическую копилку для родителей по синквейну.
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей с использованием синквейн - технологии проходила в 4 этапа:
1 этап – поисково - диагностический.
Включал в себя: изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта; установление контакта с участниками проекта, согласование воспитательного воздействия на ребенка; подбор дидактического и методического материала по проекту; приведение в соответствие с возрастными особенностями детей предметно–развивающей среды в логопедической группе; проведение диагностики речевых нарушений и др.
2этап - практический
Включал в себя: проведение непосредственно образовательной деятельности по проекту и проведение промежуточной диагностики речи дошкольников.
3этап – обобщающий
Включал в себя: анализ результатов деятельности, соотнесение их с заявленными целями, оформление и описание хода и результатов проекта.
4этап – внедренческий
Включал в себя: распространение результатов работы в массовую практику дошкольных образовательных учреждений города и региона.
Перспективный план реализации проекта «Педагогический синквейн» состоял из следующих этапов сопровождения:
1 поисково - диагностический этап сопровождения. Его цель: осознание сути проблемы, её носителей и потенциальных возможностей решений. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации. В работе над данным этапом применялись следующие формы и методы работы: информирование специалистами педагогов и родителей о проекте; презентация проекта; анкетирование родителей; диагностика детей; подбор и изучение литературы, систематизация материала; приведение в соответствие с возрастными особенностями детей предметно-развивающей среды групп для детей с ОВЗ. Содержание работы: информированность родителей; привлечение родителей и детей к участию в проекте; изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников с ОВЗ; выявление речевого развития ребёнка участвующего в проекте; подбор материалов по данной проблеме; оформление группы, подбор дидактического материала по проблеме. Результат работы: создание реклам, анкетирование родителей; заполнение речевых карт; создание списка литературы и картотеки игр.
2 деятельностный этап сопровождения: его целью было оказание помощи участникам проекта в решении проблемы, обеспечение желаемого результата. Это решалось следующими формами и методами работы: был создан устный педагогический журнал «Педагогический синквейн», на котором знакомили родителей с причинами речевых отклонений и давали рекомендации по поиску ошибок в речи ребёнка; были проведены мастер-классы «Учимся составлять синквейн» и практикумы для родителей и педагогов «Дидактический синквейн», на которых давали рекомендации по составлению синквейна; при работе с детьми проходило дальнейшее уточнение расширение и совершенствование словаря по разным лексическим темам. Дети усваивали наглядно-графические схемы для усвоения понятий слов-предметов живых и неживых; учились ставить вопросы к словам предметам, словам-признакам и словам-действиям. Дети, педагоги и родители еженедельно составляли синквейн по пройденной лексической теме. С родителями проводились постоянные индивидуальные консультации для оказания помощи по интересующим их вопросам. Специалисты, педагоги и родители ежемесячно оформляли стенгазеты, в которых был теоретический и практический материал, направленный на формирование знаний детей и родителей о синквейне.
3 рефлексивный этап сопровождения, т.е. осмысление результатов деятельности сопровождения включали в себя следующие формы и методы работы: ежемесячное ведение «Дневника успеха», в котором родителями и педагогами фиксировались достижения детей в написании синквейна; организация родительской гостиной «Опыт написания синквейна»; обмен впечатлений родителей о работе по проекту; проведение праздника красивой речи, на котором дети демонстрировали чистую, правильную речь. По окончании проекта был проведён повторный мониторинг речи детей и анкетирование родителей, для выявления уровня речевого развития детей и компетентности родителей.
Работа над проектом с использованием современной образовательной технологии синквейн, несомненно, была эффективной для всех участников:
Для детей - положительная динамика речевого развития; успешная социальная и адаптация в ДОУ и семье; изменения взаимоотношений в семье.
Для родителей - повышение педагогической компетентности в вопросах развития и коррекции речи; изменение отношения к проблемам ребенка; качественно новый уровень взаимоотношений родители – дети и родители – педагоги.
Для педагогов - повышение педагогического мастерства логопеда через самообразование и творческий подход к делу; качественно новый уровень взаимоотношений логопед - родители и логопед – воспитатели; удовлетворен-
ность собственной деятельностью; повышение статуса педагогов ДОУ в социуме.
Для детского сада - благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ, повышение статуса педагогов ДОУ в социуме.
Опытом нашей проектной деятельности с использованием современной образовательной синквейн – технологии могут воспользоваться воспитатели, логопеды ДОУ, родители старшего дошкольного возраста, заинтересованные речевой подготовкой своего ребенка к школе.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб. - метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.
Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы лы для тренинга учителей. М., 2007.
Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410 (Дата обращения: 03.08.2012).
Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».
Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...
Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...
Консультация для педагогов ДОУ « Методика синквейн в работе с детьми старшей группы»
Консультация для педагогов ДОУ« Методика синквейнв работе с детьми старшей группы»...
Консультация для педагогов ДОУ « Методика синквейн в работе с детьми старшей группы»
для воспитателей ДОУ...
Консультация для воспитателей "Методика синквейн в работе с детьми старшей группы"
Консультация для воспитателей...
Проект "Применение методики "синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Объектом являются дети группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.Предметом является методика синквейн.Новизна проекта заключается в следующем: метод синквейна можно включать в развивающу...