Применение методики синквейн в работе с детьми с ОНР
проект по логопедии (подготовительная группа)

Денисова Елена Борисовна

    Современная логопедическая практика характеризуется поиском новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.  Одной  из таких эффективных современных образовательных  технологий,  которая  позволяет быстро получить   результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.

Вовлечь всех участников психо - коррекционного процесса в освоение синквейн  технологии мы решили через организацию   практико ориентированного проекта, в котором приняли бы участие  дети, родители,  педагоги  и специалисты ДОУ.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_metodiki_sinkveyn_v_rabote_s_detmi_s_onr.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение методики синквейн в работе с детьми с ОНР» 

Денисова Елена Борисовна,

учитель-логопед, воспитатель

МОУ Д/с  № 16, г. Волгоград, Россия

    Современная логопедическая практика характеризуется поиском новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.  Одной  из таких эффективных современных образовательных  технологий,  которая  позволяет быстро получить   результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.

Вовлечь всех участников психо - коррекционного процесса в освоение синквейн  технологии мы решили через организацию   практико ориентированного проекта, в котором приняли бы участие  дети, родители,  педагоги  и специалисты ДОУ.    

      Исходя,  из поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:   

  1. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с   членами семьи, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  2. Познакомить детей,  педагогов и родителей с новой образовательной технологией – составление синквейна;  
  3. Обогатить словарный запас детей логопедической группы;    
  4. Учить детей определять грамматическую основу предложения;
  5. Развивать языковое чутье, фразовую речь, ассоциативное мышление;
  6. Разработать и апробировать систему работы по составлению педагогического синквейна;
  7. Создать логопедическую копилку для родителей по синквейну.    

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей с использованием синквейн - технологии   проходила в 4 этапа:

1 этап –  поисково - диагностический.

Включал в себя: изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта; установление  контакта с участниками проекта, согласование  воспитательного воздействия на ребенка; подбор дидактического и методического материала по   проекту; приведение в соответствие с возрастными особенностями детей предметно–развивающей среды в логопедической группе; проведение диагностики речевых нарушений и  др.

2этап - практический  

Включал в себя: проведение непосредственно образовательной деятельности по проекту и         проведение промежуточной диагностики речи дошкольников.  

3этап – обобщающий  

 Включал в себя:  анализ результатов деятельности, соотнесение их с заявленными целями, оформление и описание хода и результатов проекта.  

4этап – внедренческий  

Включал в себя:   распространение результатов работы в массовую практику дошкольных образовательных учреждений города и региона.  

     Перспективный план реализации проекта «Педагогический синквейн» состоял из следующих этапов сопровождения:

 1 поисково - диагностический  этап сопровождения. Его цель: осознание сути проблемы, её носителей и потенциальных возможностей решений. Сбор необходимой  информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации. В работе над данным этапом применялись следующие формы и методы работы:  информирование специалистами  педагогов и родителей о проекте; презентация проекта; анкетирование родителей; диагностика детей; подбор и изучение литературы, систематизация материала; приведение в соответствие с возрастными особенностями детей предметно-развивающей среды групп для детей с ОВЗ. Содержание работы: информированность родителей; привлечение родителей и детей   к участию в проекте; изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников с ОВЗ; выявление речевого развития ребёнка участвующего в проекте; подбор материалов по данной проблеме; оформление группы, подбор дидактического материала по проблеме. Результат работы: создание реклам, анкетирование    родителей; заполнение речевых карт; создание списка литературы и  картотеки игр.

2  деятельностный этап сопровождения: его целью было  оказание помощи участникам проекта  в решении проблемы, обеспечение желаемого результата. Это решалось   следующими формами и методами работы: был создан устный педагогический журнал «Педагогический синквейн», на котором  знакомили  родителей с причинами речевых отклонений и давали рекомендации по поиску ошибок в речи ребёнка;  были проведены мастер-классы «Учимся составлять синквейн» и практикумы для родителей и педагогов «Дидактический синквейн»,  на которых давали рекомендации по составлению синквейна; при работе с детьми проходило дальнейшее уточнение расширение и   совершенствование словаря по разным лексическим темам. Дети усваивали наглядно-графические схемы для усвоения понятий слов-предметов живых и неживых; учились ставить вопросы  к словам предметам, словам-признакам и словам-действиям. Дети, педагоги и родители еженедельно   составляли  синквейн  по пройденной лексической теме. С родителями проводились   постоянные индивидуальные консультации  для оказания помощи   по интересующим их вопросам. Специалисты, педагоги и родители  ежемесячно оформляли  стенгазеты, в которых был теоретический  и практический материал, направленный на формирование знаний детей и родителей   о синквейне.

3 рефлексивный этап сопровождения, т.е. осмысление результатов деятельности сопровождения включали в себя следующие формы и  методы работы: ежемесячное ведение «Дневника успеха», в котором родителями  и педагогами  фиксировались достижения детей в  написании синквейна; организация родительской гостиной  «Опыт написания синквейна»;  обмен впечатлений родителей о  работе по проекту; проведение  праздника  красивой речи, на котором дети   демонстрировали   чистую,  правильную  речь. По окончании проекта был проведён повторный мониторинг речи детей и анкетирование родителей, для   выявления уровня речевого развития детей и компетентности родителей.

Работа над проектом с использованием современной образовательной      технологии синквейн,  несомненно, была эффективной для всех участников:    

Для детей - положительная динамика речевого развития; успешная социальная и адаптация в ДОУ и семье; изменения взаимоотношений в семье.

Для родителей - повышение педагогической компетентности  в вопросах развития и коррекции речи; изменение  отношения к проблемам ребенка; качественно новый уровень взаимоотношений родители – дети и родители – педагоги.

Для педагогов  - повышение педагогического мастерства логопеда через самообразование и творческий подход к делу; качественно новый уровень взаимоотношений логопед - родители и логопед – воспитатели; удовлетворен-

ность собственной деятельностью; повышение статуса педагогов ДОУ в социуме.        

Для детского сада - благоприятные условия для профессионального роста педагогов;  повышенный статус ДОУ,  повышение статуса педагогов ДОУ в социуме.

     Опытом нашей проектной деятельности с использованием современной образовательной      синквейн – технологии  могут воспользоваться воспитатели, логопеды ДОУ, родители старшего дошкольного возраста, заинтересованные речевой подготовкой своего ребенка к школе.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб. - метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы лы для тренинга учителей. М., 2007.

Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410 (Дата обращения: 03.08.2012).

Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...

Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...

Консультация для педагогов ДОУ « Методика синквейн в работе с детьми старшей группы»

Консультация для педагогов ДОУ« Методика синквейнв работе с детьми старшей группы»...

Проект "Применение методики "синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Объектом являются дети группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.Предметом является методика синквейн.Новизна проекта заключается в следующем: метод синквейна можно включать в развивающу...