«Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи».
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Денисова Елена Борисовна

Организуя работу по  коррекции речи,  педагоги должны ставить  перед собой и оздоровительные задачи:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.   
  • С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи».

(ОНР 3 уровень речевого развития)

(сообщение на педагогическом совете)

      Здравствуете, коллеги! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.          

     Вы все знаете, что  в соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребёнка, свободного развития личности.

     Поэтому организуя работу по  коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.  
  • С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

  В своей практической деятельности я применяю следующие традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие  технологии:

1. Психологические  речевые настройки. Основная их цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу. Учёными доказано, что положительный эмоциональный настрой – мощное профилактическое средство для различного рода заболеваний, в том числе инфекционных, потому что организм эмоционально и психически благополучного ребенка способен более эффективно бороться с любым вирусом. Кстати, своё сообщение я начала с речевой настройки.

 2. Артикуляционная гимнастика.   

      Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.   Каждый комплекс упражнений  готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

3. Дыхательная гимнастика.

    Неотъемлемая часть оздоровительного коррекционного  режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.  На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

4.   Зрительная гимнастика.

         Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной,   я учитываю особенности развития детей, возраст, состояние зрения и быстроту реакции ребенка и провожу её  в игровой форме.  

  Для гимнастики   использую мелкие предметы и различные ориентиры.  Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

5. Развитие общей моторики.

     Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

      Оздоровительные паузы – физминутки, я провожу   в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

6. Развитие мелкой моторики.

  Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка. Поэтому развитию мелкой моторики пальцев рук    я уделяю  особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.  

7. Су – джок терапия

 На  групповых коррекционных занятиях в игровой форме происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).  На индивидуальных занятиях дети проводят   ручной массаж пальцев, так же используя различные четверостишия, в зависимости от поставленной цели.  Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.  Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами,   при закреплении, например  поставленного   звука.

8. Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. Мы с детьми их называем   «гимнастикой мозга», которые помогут нам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат  наши  достижения! С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок".  Например : «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

     Все перечисленные технологии  я  представляла родителям на мастер-классах, семинарах практикумах, открытых занятиях,  индивидуальных консультациях. Так же для удобства родителей и педагогов мною   систематизирован перспективный план по использованию здоровьесберегающих методов, приемов и технологий на год по лексическим темам. Созданы    картотеки:

  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная  гимнастика;
  • тематические физминутки;
  •  стихи с использованием технологии су-джок;
  • речевые игры на развитие мелкой моторики.  

      Таким образом,     использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

 - снижение уровня заболеваемости;

 - повышение работоспособности, выносливости;

 - развитие психических процессов;

 - улучшение зрения;

 - формирование двигательного опыта дошкольников, правильной осанки;

 - развитие общей и мелкой моторики,

 - повышение речевой активности;

 - увеличение уровня социальной адаптации.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование оздоровительно-игровой технологии «БОС» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

В материале предлагается опыт  использования в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи игровой оздоровительной технологии "БОС-здоровье", последовательность использования данной технологии....

Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Данная методическая разработка  разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и  в  соответствии с  «Примерной адаптированной программой коррекционно-разв...

«Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. ...

Использование нетрадиционной техники «Рисование тканью» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Обобщение опыта.

Это обобщение опыта использования нетрадиционной техники «Рисование тканью» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в дошкольном учреждении. Материал содержит описание инновационной ...

«Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творче...

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из важнейших задач является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одним из принципиальных условий для этого является высокий уровень его здоровья, от состоя...