Системное недоразвитие речи у ребенка с интеллектуальными нарушениями
консультация по логопедии

Повалюхина Инна Алексеевна

Системное недоразвитие речи  – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья.В процессе диагностики могут быть выявлены разные степени выраженности системного недоразвития речи у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью). Основным ожидаемым результатом освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с ОВЗ является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации, способствующей развитию максимальной самостоятельности, в соответствии с его психическими и физическими возможностями, в решении повседневных жизненных задач, расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Подготовила:

учитель-дефектолог

Повалюхина И.А.

Системное недоразвитие речи (далее - СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Р.И. Лалаева выделила три степени выраженности системного недоразвития речи (СНР) при умственной отсталости: тяжелую, среднюю и легкую. В процессе диагностики могут быть выявлены разные степени выраженности СНР у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

1) СНР тяжелой степени:

- грубо нарушен объем, точность, активность, переключаемость движений губ, языка;

- полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение четкости, внятности;

- затрудненное воспроизведение структуры малознакомых слов, фраз, нарушение структуры слов;

- грубое недоразвитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм);

- фраза состоит из 1-4 лепетных усеченных слов, часто малопонятна, вне конкретной ситуации понятной быть не может;

- словарный запас ограничен бытом и ближайшим социальным окружением;

- несформированность процессов словообразования;

- выраженные аграмматизмы, нарушение сложных и простых форм словоизменения;

- отсутствие или грубое недоразвитие связной речи;

- моторика развита слабо;

- нарушение формирования навыков письменной речи вследствие интеллектуальной недостаточности и грубого речевого недоразвития или алексия, аграфия (полная неспособность овладения навыками письма и чтения).

2) СНР средней степени:

- нарушение точности, переключаемости движений органов артикуляции, точных дифференцированных движений языка;

- полиморфное или мономорфное нарушение звукопроизношения, нарушение дифференциации автоматизированных звуков;

- затруднения в воспроизведении структуры сложных слов и фраз;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушение сложных форм словообразования;

- фраза простая, часто аграмматичная, нередко фразы неполные по составу;

- недостаточная сформированность связной речи;

- моторика развита недостаточно;

- выраженная дислексия, дисграфия.

3) СНР легкой степени:

- нарушение звукопроизношения отсутствует или носит мономорфный характер;

- фонематическое восприятие и фонематический анализ, в основном, сформированы;

- имеются трудности определения последовательности и количества звуков на сложном речевом материале;

- словарный запас ограничен;

- в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном обследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования существительного и прилагательного в косвенных падежах множественного числа;

- нарушение сложных форм словообразования;

- в пересказах отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены лишь некоторые смысловые отношения;

- нерезко выраженные дисграфии, дислексии.

 Таким образом, речевые нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются различной структурой дефекта и степенью выраженности.

 Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов

 познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента образовательной программы дошкольного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями определяет специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетания которых определяет особые образовательные потребности детей.

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с интеллектуальными нарушениями проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка.

 Современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями позволяют выделить особенные образовательные потребности.

К таким потребностям относятся:

- выделение пропедевтического (подготовительного) периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- раннее получение специальной помощи средствами образования;

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Основным ожидаемым результатом освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с ОВЗ является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации, способствующей развитию максимальной самостоятельности, в соответствии с его психическими и физическими возможностями, в решении повседневных жизненных задач, расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей.

Список литературы

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования коммуникативной компетентности у детей 3-5 лет с системным недоразвитием речи

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми (или системными) нарушениями речи. Характерной особенностью таких детей являются затруднения в обучении, общении со взрослыми и де...

Постановка проблемы нарушения связной речи у детей с системным недоразвитием речи

Под системным недоразвитием речи мы понимаем такое отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприят...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Рабочая программа по логопедии "Коррекция системного недоразвития речи у обучающихся 1-7 классов с нарушением интеллекта"

Увеличение коли­чества учащихся с системным недоразвитием речи, испытывающих значительные трудности в усвоение программного материала, очень незначительное количество специальной литературы, отсутстви...

Индивидуальное занятие с Ребенком с системным недоразвитием речи

Индивидуальное занятие по развитию речи, включает: 1. Развитие артикуляционной и мелкой моторик, а так же дыхания.2. Проговаривание гласных звуков [а,о,у,и] и согласных губно-губных [ п,б,м] и гу...

Буклет: Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3- 4 года обучения

Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словобразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3-4 года обучения...