Нетрадиционная логопедическая технология – пластилинотерапия в работе с родителями
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Прокопенко Светлана Геннадьевна

Данная консультация знакомит с нетрадиционной логопедической технологией - пластилинотерапией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plastilinpechat.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционная логопедическая технология –

пластилинотерапия в работе с родителями

Чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным, заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс, нужны нестандартные подходы. Необходимость проведения серьёзной коррекционной работы  логопеда с детьми через игру очевидна. Считается, что лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он сделал своими руками. Поэтому я решила прибегнуть к  опосредованному практическому материалу в виде нетрадиционной логопедической технологии  - пластилинотерапии.

В коррекционной работе существенная роль отводится развитию кинестетических ощущений органов артикуляционного аппарата, что позволяет детям почувствовать контрастность положения языка, губ.

Поэтому для полноценного ознакомления с языком нужно привлечь как можно больше двигательный анализатор. Ребёнку важно предмет потрогать, обвести его контуры пальцем, поменять по возможности даже форму предмета. В процессе лепки твёрдый комок пластилина служит образцом спастичного «непослушного» язычка. А пластичная масса для лепки настолько эластичная, что при разминании способна передавать мягкость и тепло языка. Все ощущения переходят к мышцам языка (расслабление, подготовка к выполнению артикуляционной гимнастики). На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику. Дети чувствуют все изменения тактильно. И, что немаловажно, занятия вызывают массу положительных эмоций.

К достоинствам пластилинотерапии относятся:

-простота исполнения работы;

-яркость и фактурность материала;

-возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей;

-насыщенность игоровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решение поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения.

1. Пластилинотерапия как элемент подготовительной работы для  постановки  звуков.

В коррекционной работе логопед, родители использует обычный детский пластилин. На первых занятиях каждого нового исправляемого звука логопед (родители по заданию логопеда) совместно с детьми лепит (моделирует)  пластилиновый язычок. Созданная модель способствует становлению речи, подготавливает кисти рук, повышает работоспособность коры головного мозга; стимулирует развитие внимания, воображения, фантазии.

На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику.

Перед началом лепки рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику:

Что слепить из пластилина?

Колобка или павлина?

Лилипута? Исполина?

А,быть может, Чиполлино?

Нет, мы слепим Язычок!

Он наш мягенький дружок!

В процессе лепки можно комментировать все действия, сопровождая их стихами. Например:

Язычок из пластилина-

Вот весёлая картина,

Не картина, а кино,

Скажите про кого оно?

Главным здесь героем

Выступает господин-

Господин наш Язычок.

Ой, вы слышите щелчок?

Это Язычок наш скачет

На лошадке «скок-скок-скок»,

А нам слышится щелчок.

 

2.     Пластилинотерапия как элемент автоматизации  поставленных  звуков.

Упражнения на уровне звуков

просим ребенка произнести заданный звук (А) столько раз, сколько точек на пластилиновом кубике.      

Упражнения на уровне слогов

Просим ребенка произносить цепочку слогов с одновременным построением башенки из пластилиновых кубиков, которые он слепил по просьбе учителя-логопеда. Как вариант работы – можно лепить бусинки и их перекладывать из одной мисочки в другую. 

Для автоматизации поставленных звуков можно использовать и такие  приемы: например,  как буквально в течении 30 секунд мы сделали танк, путем деления куска пластилина на 2 неравные части и дуло это у нас нарезанные коктейльные трубочки. И теперь наши танки могут доехать до символа гласного звука   РРРАА, РРРО…., читающие дети отрабатывают на материале слогов с буквами. Так же мы слепили самолет, который летает над символами гласных звуков и приземляясь образует слог. ЛЛЛЛА

Упражнения на уровне слова

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материалпластилиновые шарики. Ход игры. Ребёнок произносит заданные взрослым слова и выкладывает шарики, соответствующие количеству звуков в слове. Сравнить слова: где шариков больше, то и слово длиннее. Проводим звуковой и слоговой анализ слова.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова. Материалпластилиновые фишки, длинные и короткие змейки из пластилина, картинки. Ход упражнения.

Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт пластилиновую фишку на длинную или короткую змейку.

     

Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной змейке и к короткой.

3.     Пластилинотерапия как элемент дифференциации поставленных  звуков.

Изготавливаются шарики синего и желтого цвета. Желтый – это теплая воздушная струя (звук Ш). Синий – это холодная воздушная струя (звук С).

Инструкция, которая дается ребенку – указательным и большим пальцем отщипываем кусочек пластилина и катаем шарик между пальцами одной руки.

Следующая игра:

В дело опять идут коктейльные палочки заранее нарезанные на части.

Инструкция: слушай внимательно, звуки, слоги, слова со звуками С и Ш , нанизь на палочку синий шарик, если  услышишь звук С, если Ш то желтый шарик.

     

4.     Пластилинотерапия как элемент  формирования слоговой структуры слова.

Желтый жгутик это слово, чёрный жгутик это слог.

5.     Пластилинотерапия как элемент  обучения грамоте.

Инструкция: из каких элементов состоит буква Р. Посмотри внимательно на эти буквы? Чем они отличатся? Какая из них слеплена не верно?

В заключении мы  с ребятами устроили парад пластилиновых букв

 В процессе коррекционного воздействия пластилинотерапией устанавливается связь между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляционного уклада и двигательными ощущениями.

Каждое новое творчество для ребёнка - это не просто умение, навыки, опыт; это ещё и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука-мозг». В воспитании ребёнка нет и не может быть мелочей, и такая забавная и несерьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть весомую роль в том, чтобы ребенок вырос всесторонне развитым. Творите  вместе с  детьми!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речедвигательных функций с использованием нетрадиционных логопедических технологий: образовательная кинесиология.

Развитие речедвигательныхфункций с использованием нетрадиционных логопедических технологий:образовательная кинесиология....

Нетрадиционные логопедические технологии.

Статья знакомит педагогов с нетрадиционными методами коррекционного воздействия на детей с речевой патологией, одним из которых является песочная терапия. Игры с песком помогут ребёнку не только разви...

Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством нетрадиционных логопедических технологий."

   Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение. У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони...

Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пескотерапии в работе логопеда

  Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира...

Консультация: «Нетрадиционные логопедические технологии. Использование песочной терапии в работе учителя - логопеда»

Использование песочной терапии в работе логопедаЛогопедические игры в песочной стране.Артикуляционные упражнения.Развитие фонематического слуха и восприятия.Пропедевтика и коррекция лексико – гр...