Фонетико-фонематические физкультминутки
методическая разработка по логопедии

Фонетико-фонематические физкультминутки для детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetiko-fonematicheskie_fizkultminutki.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетико-фонематические физкультминутки

Гласные звуки  «А, У, И, О, Э, ы»

А – ротик шире детвора ААА                        руки вверх

У – губки хоботком тяну УУУ                       руки вперед

И – губки к ушкам растяни ИИИ                   руки в стороны

О – губки колесо ООО                                    руки кольцом перед собой

Э – повторяем дружно ЭЭЭ                           руки овалом сзади

ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ                    руки овалом спереди

Активно работают губы. Произносим на выдохе  сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями  2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.

        «А, У»

Мы в лес пойдем,                      шагаем на месте

Детей позовем:                           руки рупором

Ау, ау, ау! (тихо)                    

Никто не отзывается,                 корпус поворачиваем вправо – влево , рука «козырек»

Ау, ау, ау (громко)                     руки рупором.

Работаем над силой голоса)

«О»

Не под окном,                                руки в стороны, вперед;

А около                                           руки вверх, в стороны (кругом);

Катилось О и охало                    дважды плавные круговые движения                              О охало, О охало,                          руки в стороны, вперед, вниз.

Не под окном, а около.

«И, А»

Тик-так, тик-так…                          по два наклона головы влево и вправо;

Я умею делать так :                        в полуприседе 2 наклона туловища влево и вправо;

Влево – тик , вправо – так …  

Тик-так , тик-так.                            по 2 наклона головы влево и вправо.

«А, О, У, И»

Мы в лес пошли,                    дети маршируют на месте.

Топор нашли,                         остановиться, руки в «замок».

Дрова рубили :                       ноги на ширине плеч, руки в «замок».

- Ах! Ох! Ух! Их!                   энергичные наклоны с произношением

                                                                                слогов на выдохе.

«А, О, У, И»

Тик-так , тик-так .                          наклоны головы вправо-влево

Так ходики стучат .

Туки-так, туки-так.                        поочередно правой и левой рукой

 Так колеса стучат                          дети «рисуют» круги перед собой.

Ток-ток, ток-ток.                            стучать кулачками друг о друга.

Так стучит молоток.

Туки-ток, туки-ток                          поочередно стучать правой и левой ножкой.

Так стучит каблучок.                       по два раза каждой ножкой

                                                               

Звонкие согласные

«Д, Б»

Поглядите: боком, боком          руки на поясе, шагая повернуться                                      

                                                                             притопывая;

ходит галка мимо окон                    

скок-поскок                                 в полуприседе прыжки в стороны;

                                                             

 да скок-поскок                          в полуприседе прыжки вперед-назад;

дайте булочки кусок!                 развести руками и сложить просящее.

«М, Б, Д»

Взяли, детки, белый ком                     сделать руками небольшой круг в воздухе

                                                                             (в наклоне вперёд) ;

                                                 

Мы польём его водой,                  присесть, «поднимая ведро и выливая  воду»

                                                  - 2 раза;

Домик будет ледяной                      наклоны туловища вправо – влево, руки на поясе  

Ком за комом мы кладём,                  наклоны влево-вправо, беря ком за комом и

                                                                             складывая их один на один;

Вот и вылепили дом.                     потянуться на носочках,  руки вверх (большой дом)                                                

«Д, Б»

Долго дятел дуб долбил             повороты туловища влево и вправо

                                                    (руки  опущены, слегка отведены назад)

Клювом дятел дуб долби            2 наклона вперёд, руки на поясе

Тук, тук, тук (2 раза)                        

Пауков найдёт он тут                                                      

Тук, тук, тук (2 раза)                  2 наклона вперёд, руки на поясе

«Й»

Ай-ай-ай, ай-ай-ай    муравей домой бежал                    бег на месте;

Ой-ой-ой, ой-ой-ой ножку тонкую сломал                      остановиться; прижать ладони к    

                                                                                              щекам ритмично покачивая головой;

Травкой быстро обмотал                                                    ритмично сгибать и разгибать                                                                                                                                                 ножки;

В муравейник побежал                                                       бег на месте

Свистящие звуки.

«С»

                

У нас славная осанка-                                   встать в струнку, руки вдоль туловища;

Мы свели лопатки.                                              свести лопатки (руки  на поясе);

Мы шагаем на носках                                                шагаем на носках;

И пойдём на пятках.                                              шагаем на пятках

Пойдём мягко, как лисята                                      пройти плавно;

Ну а если надоест,то пойдём                    

Мы  косолапо, как медведи ходят в лес.              пройти «по медвежьи» руки на поясе

Во так, вот так!

                                                    «С - С`»

Катились колёса, колёса,             руки согнуть в локтях, совершать  

  колеса                                            вращательные движения вперед;

Катились колёса все влево,         вращательные движения локтями назад;

все косо.                                            

Скатились колёса на луг              наклоны туловища влево – вправо , руки на поясе;

под откос,

И вот, что осталось от этих          выпрямиться, развести руки в стороны.

колёс.

« З »

Зайки белые сидят                              присесть на корточки;

И ушами шевелят.                               кисти рук приставить к макушке, локти

                                                               развести в стороны, лопатки свести;

Вот так вот так

Ушами шевелят                                    движения кистями рук;

Зайкам холодно сидеть                        встать, ручки встряхнуть, расслабить;

Надо лапки им погреть                        поглаживающие движения обеих рук                                      Вот так, вот так,                                                                      (поочередно);

Надо лапки им погреть                        

Зайкам холодно стоять                        руки на пояс;

Надо зайкам поплясать                        потопать на месте

Вот так, вот так,                                   поочередно выставлять вперед

Надо зайкам поплясать                        правую и левую ножки.

«Ц»

Цапля серая носатая                             руки к носу;

Целый день стоит, как статуя              руки на пояс, лопатки свести;

На одной ноге постой-ка ,                   руки на поясе поднимаем левую ножку;

Если ты солдатик стойкий.

А теперь постой на правой,                  руки на поясе, поднимаем правую ножку;

Если ты солдатик бравый.

Цапля серая носатая,                            на двух ножках, руки к носу

Целый день стоит, как статуя.              руки  на пояс. 

Шипящие звуки

«Ш»

Носом – вдох, а выдох – ртом ,              шумный вдох, тихий выдох;

Дышим глубже, а потом –                      шумный вдох, задержать дыхание, тихий

                                                                   выдох;

Шаг на месте не спеша:                           вдох;

«Мама моет малыша.»                             на выдохе.

 «Ш»

По ровненькой дорожке,                         наклон туловища влево;

По ровненькой дорожке                          наклон вправо;

Шагают наши ножки                               шаг на месте;

Шагают наши ножки

По пням, по кочкам,                                 руки на поясе, прыжки в стороны;

              по камушкам                               руки на поясе, прыжки вперед – назад;

 по камушкам, в ямку – бух!                    присесть.

«Ж»

Жили-были три пингвина                     руки на поясе, наклоны туловища

                                                                                           вправо-влево

Пик, Пак, Пок                                         хлопать в ладоши;

Хорошо и дружно жили                        ладошка  поглаживает ладошку;

Пик, Пак, Пок                                         хлопать в ладоши;

Чтобы  жить все время дружно             руки на поясе, наклоны туловища

                                                                                           вправо-влево.

Уступать друг другу нужно                  ладошка  поглаживает ладошку.

«Ч»

Захотела рыба-меч                               руки в стороны , перед собой, вверх ,

Воду на двое рассечь                           руки соединить над головой;

Раз – сечет, два – сечет ,                      ритмично опускать и  поднимать руки

                                                                                                    вниз-вверх;

А вода себе течет                                 плавно опустить руки вниз через стороны

                                                               покачать из стороны в сторону.

«Щ»

Этой щеткой чищу зубы,                  одна рука на поясе, другой «чистим зубки»;

Этой щеткой – башмаки                   наклон туловища вниз  «чистим башмаки»;

Этой щеткой чищу брюки                наклоны туловища в стороны ;

Все три щетки мне нужны                руки  в стороны, вверх, перед собой, прижать

                                                                                прижать к груди, перед собой.

Cонорные звуки

«Р-Рь»

Ручеек в лесу бежал                            руки на поясе, повороты туловища;

И зайчонка повстречал:

Тра-та-та, тра-та-та -                           постукиваем ладонями по ногам ;

Зайка лапками стучал.

Ручеёчек вторит зайке:

- дзынь-дзынь-дзынь,                           ритмично «выбрасываем» пальчики из

Дзынь-дзынь-дзынь.                             сжатого кулака, поднимая руки вверх;

Колокольчик их услышал:

Динь-динь-динь,                                     плавно покачивать головой  вперед-назад,

Динь-динь-динь.                                          вправо-влево;

Белочка спустилась с ветки                    ручки на поясе, прыжки на месте

И орешками – хрум-хрум.                       ритмично щелкаем пальцами(хлопаем в

                                                                                                            ладоши);

Ах , какой поднялся шум!                       руки на поясе, топаем ногами.

«Л-Ль»

Кач-кач-кач,кач-кач-кач .                              ритмично покачиваем «куклу» на руках;

Лены слышен  плач.                            

Кукла неваляшка не ложиться, не сидит,     руки на поясе, наклоны туловища  в                                                                         Сильно качается, весело звенит:                                    вправо-влево, приседание;

Дили-дили-дили-дон –                                   ритмичное покачивание из стороны в

Слышен всюду звон.                                                             сторону;

Плакать Леночка устала,                                хлопаем в ладоши ;

И сама качаться стала:                                   руки на поясе, наклоны туловища с

Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.                      опорой то на правую, то на левую ногу.

«Р-Л, Рь-Ль»

Станем мы деревьями  сильными, большими.                      руки на поясе;

Ноги – это корни  их расставим шире.                                имитация движений;

Тело наше – ствол могучий. он чуть – чуть качается           имитация движений

И своей верхушкой острой в небо упирается.                      руки в стороны, вверх

Пальцы веточками будут,                    руки опустить, пальцы  растопырить;

листья закрывают их.                          «надеваем  листочек»  на каждый пальчик ;                                        Как придет за летом осень                   правая рука вверх, левая рука вверх;

 разлетятся в миг.                                плавно опускаем руки, трясем кистями  рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....

Методические рекомендации «Балалар сөйләмендәге фонетик-фонематик җитешсезлекләрне төзәткәндә юл йөрү кагыйдәләрен ныгыту » («Закрепление правил безопасного поведения на дороге на индивидуальных занятиях по постановке звуков детей с фонетико-фонематическ

В методических рекомендациях систематизирован практический материал по системе работы  коррекции недостатков звукопроизношения у детей с ФФН, которая включает в себя: артикуляционные упражнения, ...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...