Рекомендации учителя-логопеда в летний период для родителей .
консультация по логопедии (старшая группа)

Рахматулина Наталия Алексеевна

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям и летом не стоит забывать о речевых проблемах своих детей. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их  утратить, и всё придётся начинать сначала. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_uchitelya.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда на летний период.

Уважаемые родители!

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям и летом не стоит забывать о речевых проблемах своих детей. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их  утратить, и всё придётся начинать сначала. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад.

Упражнения для автоматизации звуков:

  1. Выполняйте артикуляционную гимнастику.
  2. Следите за звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа может пойти насмарку: звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  3. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития речевого дыхания

        1.       выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;

        2.       надувать шарики, надувные игрушки;

        3.       дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;

        4.       сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;

        5.       играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).

Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:

        1.       Делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной,  двух    ногах;

        2.       выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;

        3.       лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;

        4.       вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;

        5.       расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.

Упражнения для развития фонематического слуха и слоговой структуры слова

        1.       «Поймать» заданный звук среди других звуков.

        2.       Назвать слово на заданный звук.

        3.       Назвать первый (последний) звук в заданном слове.

        4.       Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:

1.  Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады,  гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

         2.  Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы сумка- сумочка и т. д.):

           3Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …

  4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

  5. Назови детенышей животных: кто у овцы – ягнёнок,   у   коровы - …, у слонихи - …, и т.д.

                6. Если кораблик из бумаги, значит он (какой?) бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д

        7.У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

                8. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
  7. Читайте книги, журналы;  учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда на летний период.

Родителям очень важно заниматься с детьми летом, чтобы потеряные навыки не потерялись за летний перерыв...

Рекомендации учителя - логопеда на летний период

Уважаемые родители! Учебный год закончился. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли. Но родителям детей, занимающихся на логопункте, и летом нельзя забывать о пробле...

Рекомендации учителя - логопеда в летний период времени.

Лето для детей – это долгожданное время года. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечат...

"Рекомендации учителя-логопеда на летний период"

Данная консультация поможет родителям  развивать речь детей в период летних каникул....

Рекомендации учителя-логопеда на летний период родителям

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают коорд...

Рекомендации учителя-логопеда на летний период

В учебном году мы вместе с вами проделали большую работу над развитием некоторых речевых навыков и приобрели новые знания и умения. И  для того, чтобы наша совместная с вами работа продолжала быт...

буклет для родителей «Рекомендации учителя-логопеда на летний период»

буклет для родителей «Рекомендации учителя-логопеда на летний период»...