"Ушки на макушке" Мастер-класс для педагогов по развитию фонематических процессов у дошкольников
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Маямсина Елена Владимировна

В материале представлены игры, способствующие развитию слухового внимания, восприятия и памяти у детей дошкольного возраста на материале неречевых звуков. Игры имеют несколько вариантов и могут быть использованы в работе с дошкольниками разных возрастных категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_ushki_na_makushke_konspekt.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Перми

«Ушки на макушке»

Мастер-класс

для педагогов по развитию фонетических процессов у дошкольников

Автор:

учитель-логопед Маямсина Елена Владимировна

Пермь, 2023 г.

Цель: повысить уровень профессиональной компетенции у педагогов в работе по развитию фонетических процессов у дошкольников.

Задачи: 

  1. Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию слухового внимания, восприятия, памяти, чувства ритма у детей дошкольного возраста на материале неречевых звуков.
  2.  Дать практические советы и рекомендации по созданию условий для дальнейшего формирования фонематических процессов у дошкольников.

Материал: игры на развитие фонетических процессов, буклеты с перечнем игр и рекомендациями по их проведению.

Оборудование: Ширма, деревянная линейка, листы бумаги (2 шт.), коробочка с мелкими металлическими предметами, два комплекта музыкальных инструментов (ксилофон, тарелки, дудочка, треугольник, барабан, бубен, маракас),  два комплекта предметов-заместителей (деревянные палочки, деревянные кубики, полая глиняная фигурка или колокольчик, набор скрепок, брусок из пенопласта), 2 комплекта коробочек-«шумелок» с различными наполнителями (сахар, мелкие монеты, бисер, крупные бусины), карточки с изображением различных ритмических рисунков из 3-х, 4-х, 5-ти элементов, сигнальные круги (коричневый, оранжевый, темно-серый, светло-серый или белый), шапочки животных (медведь, волк, заяц, лиса).

Актуальность

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.... Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что «слухов» у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический.

Так что же такое фонематический слух и почему так важно развивать его у детей дошкольного возраста?

Фонематический слух, являясь частью физического слуха, развивается от рождения до 5 лет и отвечает за различение фонем (звуков) речи. При дефектах фонематического слуха физический обычно развит хорошо. Проблема заключается в том, что ребенок плохо распознает фонемы — отдельные звуки речи. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д. Дети с нарушениями фонематического слуха испытывают проблемы при обучении в школе, так как начинают неправильно писать и читать.

Фонематический слух – это сложный механизм, формирование которого идет поэтапно и основывается на базовых навыках, таких, как слуховое внимание, восприятие и память. Без них малыш не сможет в дальнейшем научиться слышать и понимать речь.

Работа по развитию фонематического слуха начинается в раннем дошкольном возрасте (с 2-3-х лет) на материале неречевых звуков.

  1. Игра «Что звучало?» (развитие слухового внимания на неречевые звуки).

Ход игры: 

1 вариант. Педагог сидит за столом, на котором стоит ширма и лежат различные предметы: деревянная линейка, коробочка с мелкими металлическими предметами, полая глиняная фигурка или колокольчик и деревянная палочка, листы бумаги, брусок из пенопласта и др. Педагог объясняет, что эти предметы могут издавать звуки: постукивание деревянной линейкой по поверхности стола, звон монет, звук от ударов палочкой по глиняной фигурке, разрывание или сминание бумажного листа, звук от трения пенопласта. Затем педагог убирает эти предметы за ширму и просит участников игры определить, какой предмет «звучал».

2 вариант. Эта же игра проводится с музыкальными инструментами (ксилофон, барабан, бубен, маракасы, дудочка, тарелки и т.д.)

  1. Игра «Лесной оркестр» (развитие слухового внимания, восприятия, памяти, чувства ритма на материале неречевых звуков).

Ход игры: 

1 вариант. На столе у ведущего установлена ширма, перед ней лежат два комплекта музыкальных инструментов и шапочки лесных зверей (медведь, волк, лиса, заяц). Игроки сидят напротив стола.

Педагог: «Собрались как-то раз на полянке лесные жители – медведь, волк, лиса и заяц - и решили научиться играть на музыкальных инструментах, чтобы в их лесу появился оркестр. Медведь выбрал себе бубен, волк – барабан, зайчик – треугольник, а лиса – маракас. Как вы думаете, почему каждый из музыкантов выбрал себе именно этот инструмент? (Потому что звучание выбранного инструмента передает характер зверя, его повадки)».

Педагог демонстрирует участникам игры звучание каждого из инструментов, затем прячет их за ширму и просит отгадать, что сейчас прозвучит («Кто из лесных музыкантов играл на своем инструменте?»).

2 вариант. Ведущий («дирижер лесного оркестра») приглашает четырех игроков пересесть поближе к столу и стать одним из музыкантов лесного оркестра. Участники надевают шапочки зверей: медведя, волка, лисы и зайца. Каждый игрок получает свой музыкальный инструмент. У ведущего остается второй комплект таких же инструментов. Ведущий прячет их за ширму и играет на одном из них, а игроки должны угадать, какой инструмент только что прозвучал. Затем играет тот музыкант, чей инструмент был слышен из-за ширмы.

3 вариант. Ведущий за ширмой воспроизводит ритмический рисунок из 3-х элементов на одном из инструментов и просит повторить его. Играет тот «музыкант», чей инструмент звучал за ширмой.

Усложнение: игра повторяется с ритмическим рисунком из 4-х, 5-ти, 6-ти элементов.

Важно: игроки должны уловить ритмический рисунок на слух.

4 вариант. Ведущий выкладывает перед игроками три карточки с изображением различных ритмических рисунков из 4-х (5, 6) элементов и демонстрирует звучание каждого из них. Затем ведущий за ширмой воспроизводит один из ритмов. Задача игроков – определить, какой ритмический рисунок был исполнен и на каком инструменте, и указать на соответствующую карточку. Тот игрок, чей инструмент «подал голос» из-за ширмы, повторяет ритм, ориентируясь на карточку с его изображением.

5 вариант. Для усложнения игры можно использовать цветные сигнальные круги. У ведущего есть 4 таких круга: коричневый, оранжевый, темно-серый и светло-серый (или белый). Каждый круг соответствует одному из участников оркестра. Если ведущий показывает коричневый круг, то ритм должен воспроизвести медведь на своем инструменте, оранжевый круг – играет лиса, темно-серый – волк, светло-серый (белый) – заяц. Ведущий может одновременно показывать несколько кругов, тогда, соответственно, играют сразу два, три или четыре музыканта.

Затем игра повторяется для других участников.

Примечание. Для детей старшего дошкольного возраста музыкальные инструменты можно заменить предметами-заместителями или коробочками – «шумелками» с разными наполнителями.

Например:

  • Коробочка с бисером – для зайца;
  • Коробочка с сахаром – для лисы;
  • Коробочка с крупными бусинами – для медведя;
  • Коробочка с монетками или металлическими скрепками – для волка.

Когда дети хорошо разучили правила игры, ведущим можно выбрать одного из детей.

Игры на развитие слухового анализатора следует проводить регулярно: в качестве самостоятельного занятия или развлечения, включать их в структуру НОД по развитию речи, проводить во время прогулок, на музыкальных занятиях и др. Правила игры должны постепенно усложняться.

Только при выполнении этих условий можно добиться ощутимых результатов.

Итог

Развитие базовых фонетических процессов у детей имеет первостепенное значение для дальнейшего формирования фонематического слуха: умения произносить слова сложной слоговой структуры, анализировать звуковой состав слова, разбирая его «по винтикам» на отдельные звуки, определять количество слогов в слове, определять ударный слог в слове, уметь «разбивать» текст на предложения и т. д. Именно на основе этих навыков будет проходить и обучение звуковому анализу, и овладение чтением слогов, слов, предложений и текстов а, следовательно, намного облегчит овладение грамотой в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...

Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34.      Игротренинг для воспитателей....

Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью

Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема нас...

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.

Материал может быть использован как для практической работы, так  и для консультирования родителей....

«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»

Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....

Консультация для педагогов Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

        На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению...

Консультация для педагогов "Приемы развития фонематических процессов детей дошкольного возраста в условиях групп общеразвивающей направленности"

Практикоориентированная консультация для педагогов, работающих в области речевого развития детей дошкольного возраста....