Рекомендации по постановке и автоматизации звуков
консультация по логопедии

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно растет.  Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяет исправить первичный дефект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_rekomenduet_uprazhneniya_dlya_myshechnogo_tonusa.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по постановке и автоматизации звуков

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно растет.  Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяет исправить первичный дефект.

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников. Родители воспитанников часто задают вопрос - «В чем причина этого? С чем это связано?» Я считаю, что в первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России доктора медицинских наук И.С.Скворцова в настоящее время у 70% новорожденных выявлены перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии речи и обучении ребенка, а так как развитие речи находится в прямой зависимости от созревания и  развития головного мозга, то при заболеваниях последнего речь страдает одна из первых.

 Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушатся условия для дальнейшего полноценного развития ребенка.
Одна из причин нарушения звукопроизношения  - слабые мышцы артикуляционного аппарата.

Для того, что бы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготовить базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы. Она помогает выработать движения органов артикуляционного аппарата. Но тут мы сталкиваемся с трудностями - это многократное повторение одного и того-же  речевого материала, что в свою очередь утомляет ребенка. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад. Для того, что бы ребенку было интересно на моих занятиях и что бы занятия в свою очередь были более продуктивными стараюсь использовать различные дидактические, подвижные игры.

Считается, что показывать язык-не прилично. А вот, с точки зрения логопедии, очень даже полезно!!! Чем более гибкий у нас язычок, тем лучше наша дикция, тем правильнее произношение!

На первом занятии проводится знакомство с органами артикуляционного аппарата, так как дети не всегда знают название частей лица и артикуляционных органов. Знакомство происходит через игру «Сказочка-указочка».
Не устала ты пока,                                                     Подбородок тянем вниз,
Покажи, моя рука:                                                     Чтобы с челюстью отвис.
Это-правая щека,                                                       Там-к прогулкам не привык-
Это-левая щека.                                                          Робко прячется язык.
Ты сильна, а не слаба,                                               А вокруг-то – целый ряд -
Здравствуй, верхняя губа,                                        Зубки нижние стоят:
Здравствуй, нижняя губа,                                        Боковые – слева, справа,
Ты не меньше мне люба!                                        Впереди – зубов оправа.
Есть у губ одна черта-                                               Небо вместо потолка
В них улыбка заперта:                                              Есть во рту у языка.
Вправо-правый угол рта,                                          А когда открылся рот,
Влево-левый угол рта.                                              Язычок пошел вперед.
                                     Интересная картинка:
                                     Есть и кончик, есть  и спинка,
                                     Боковые есть края –
                                     Все про ротик знаю я!

Занятия начинаются с гимнастики для Язычка! Каждое упражнение имеет свое название и картинку-символ. Все упражнения подбираются с учетом дефектов речи. Упражнения выполняются в определенной последовательности и с нарастающим темпом, постепенно увеличивая количество повторений упражнения. Все упражнения проводятся в игровой форме, от простого к более сложному. Постепенно язычок становится сильным и «послушным». Помогает нам в этом утенок Кряки-Кряки.
-Я, веселый Кряки-Кряки, с логопедом я дружу,
И чему мы научились вам конечно расскажу.
Перед зеркалом сидим и на язычок глядим.
«Заборчик», «Дудочка», «Грибок»,
Мы тренируем язычок.
Дома с мамой повторим,
Логопеда удивим!
А вам ребята мой совет,
Старайтесь, все получится,
И упражнения выполнять
Ваш язычок научится!


«Бегемот»-предлагаю ребенку показать как широко открывают рот бегемотики.
                                   Рот пошире открываем,
                                   В бегемотиков играем:
                                   Широко раскроем ротик,
                                   Как голодный бегемотик.
                                   Закрывать его нельзя,
                                   До пяти считаю я.
                                   А потом закроем рот:
                                   Отдыхает бегемот.
«Часики»-предлагаю ребенку показать как работают часики. Улыбнуться, открыть рот, тянуться попеременно то к левому углу рта, то к правому.
                                  Тик-так, тик-так.
                                  Язычок качался так,
                                  Словно маятник часов.
                                  Ты в часы играть готов?
«Маляр»-показать, как маляр красит крышу. Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов к горлышку и обратно.
                                   Я сегодня утром встал
                                   И поселок не узнал :
                                   Каждый столб и каждый дом
                                   Был покрашен маляром.
                                   Если хочешь жить, как в сказке,
                                   Позови на помощь краски!
«Грибок»-улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу, удерживать язык в таком положении на счет до пяти-десяти (рот все время широко открыт).
                                   На тонкой ножке вырос гриб,
    Он не мал и не велик
    Присосался язычок!
    Несколько секунд – молчок!
 «Чашка»-предлагаю ребенку превратить язычок в чашку. Улыбнуться, отрыть рот, высунуть язычок и тянуть его к носу.
                                   Вкусных мы блинов поели,
                                   Выпить чаю захотели.
                                   Язычок мы к носу тянем,
                                   Чашку с чаем представляем.
«Качели»-предлагаю ребенку покатать язычок на качелях: улыбнуться, открыть рот, на счет «раз» опустить кончик языка за нижние зубы, на чет «два»-поднять язычок за верхние зубы.
                                   Сели дети на качели
                                   И взлетели выше ели,
                                   Даже солнышка коснулись,
                                   А потом назад вернулись.
«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
       Подъезжает шофер,
       Ну, а впереди – забор.
                                    Тормозит и назад
        И так восемь раз подряд.
Так же для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки – игры о «Веселом язычке». Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. 
Далее наступает этап автоматизации звуков. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Тут возникает необходимость разнообразия приемов своей работы и удержания внимания детей в процессе занятия. Ля малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчивое и они быстро устают. Чтобы повысить интерес к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые походы к упражнениям по закреплению правильного произношения
Приведу некоторые варианты игровых фор и приемов при автоматизации поставленных звуков.

«Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счете и просит повторить слог несколько раз;
«Игра на пианино»-ребенок, имитируя игру на пианино, проговаривает заданный слог несколько раз:
РА-РА-РА-РА-РА
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РО-РО-РО-РО-РО
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
А затем все песенки-слоги «играет» вместе
РА-РЫ-РУ-РО-РЭ
«Проведи слог по звуковой дорожке»-одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведет в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем все громче и громче, а на вершине горы-очень громко.
«Цветочек»-слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков «лепестки открываются и закрываются».

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

«У нас гости»- вся деятельность построена на приходе гостя, который не умеет произносить правильно звук и просит его  научить; либо гость принес с собой разные задания и просит помочь их выполнить. Например помочь гостям найти правильный звук, который у них похитил Звукоед: к…от-кРот, гла…а-глаЗа, ко…ка-коШка. 
Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.
«Посылка»-приношу на занятия посылку или письмо, отправитель которых известен сразу или имя его выясняется в ходе деятельности. Разбирая посылку, в которой находятся игрушки, картинки, карточки т.д., ребенок выполняет приготовленные для него задания.
«Жучки»-на полянке находятся жучки на которых прикреплены буквы и с помощью магнитиков ловим одного жучка на заданный звук. Поймав «жучка», дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и еще много чего можно сделать с этими жучками.

«Украсим елку»-наряжаем ее игрушками (со звуком –С-). СНЕЖИНКА, СНЕГОВИК, СНЕГУРОЧКА, ЛИСА,БУСЫ, ЧАСЫ, МАСКА, СОСНА и т.д.

«Выступаем в цирке» - цирковые артисты (клоуны) выполняют задания, при  этом  ребенок м активно помогает: ловит мяч с заданным звуком, топает столько раз сколько слогов в слове и т.д.
«Проявляющаяся картинка» - на столе изображением вниз перед ребенком находится картинка. После каждого выполненного задания отдельные части переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. В результате, под конец занятия ребенок видит эту картинку.

Итак, игровые формы ребенка заинтересовывают, вызывают желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка и автоматизация звука "К"

Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...

Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на  деятельности и  поведении ребенка. Дети с речевыми  нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...

Постановка и автоматизация звука[к].

Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка  данного материала поможет им в этой работе....

методические рекомендации для логопедов и воспитателей логопедических групп: "Постановка и автоматизации звука Ш."

Методические рекомендации предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Материал представлен в игровой форме....

картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».

Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...

Рекомендации по постановке и автоматизации звука "С"

Рекомендации  по постановке и автоматизации звука "С"...

Постановка и автоматизация звука «р». Как сделать звук чистым? Избавляемся от призвуков «т» и «д»

Отделение звука «р» от сочетания «др» и «тр» — действительно большая проблема для молодых специалистов. Можно месяцами добиваться от ребёнка чистого произноше...