Постановка и автоматизация звука «р». Как сделать звук чистым? Избавляемся от призвуков «т» и «д»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Терентьева Наталья Васильевна

Отделение звука «р» от сочетания «др» и «тр» — действительно большая проблема для молодых специалистов. Можно месяцами добиваться от ребёнка чистого произношения звука «р», но тот продолжает присоединять «д» или «т» к вибранту: драдуга, дрыба, дрот и т.д. Как же убрать этот ненавистный призвук? Поехали:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ Детский сад №6 Колпинского района Санкт-Петербурга

Учитель-логопед Терентьева Наталья Васильевна

Постановка и автоматизация звука «р». Как сделать звук чистым? Избавляемся от призвуков «т» и «д».

Отделение звука «р» от сочетания «др» и «тр» — действительно большая проблема для молодых специалистов. Можно месяцами добиваться от ребёнка чистого произношения звука «р», но тот продолжает присоединять «д» или «т» к вибранту: драдуга, дрыба, дрот и т.д. Как же убрать этот ненавистный призвук? Поехали:

  1. Начнём с фонематического слуха. Вдруг ребенок просто-напросто не слышит, что он произносит звук неверно. Поиграйте с ним в такую игру: если я скажу слово правильно, то ты хлопаешь в ладоши, если неверно — топаешь, и проговорите пары слов «работа – дработа, поросёнок – подросёнок, шар – щадр и др».
  2. Обратимся к вечной классике. Богомолова считала, что «если вместо звука «р» слышится звукосочетание «тр/др», это означает, что мышцы языка ещё не разработаны… При произношении звука «р» требуется большее усилие со стороны мышц языка… необходимо более тщательно тренировать произношение слов и предложений со звукосочетанием «тр/др»».
  3. И снова к проблеме неразработанности мышц языка: учим язык раслабляться. Сначала вспоминаем артикуляционное упражнение «Кучер» (дутьё на губы), затем делаем упражнение «Кучер» со звуком «б», потом просим ребёнка высунуть широкий кончик языка и подуть на него. Далее эта схема закрепляется на речевом материале: «Кучер» —>  «Кучер со звуком б» —> далее ребёнок произносит ра-ра-ра, но звук «р» заменяет на дутьё на высунутый широкий кончик языка —> просим ребёнка завести язык за верхние зубы и произнести короткое «ра». Далее отрабатываем по этой схеме «ро», «ру», «рэ», «ры», обратные слоги «ар», «ор», «ур», «эр» «ыр», слова с «р» в начале, в конце и, затем, в середине слова, в словосочетаниях фразах и короткий предложениях.
  4. Ещё один интересный способ убирания призвука «др/тр» от «р», который понравится детям. Говорим быстро. «Бросаем» слова. Берем лист бумаги, сминаем в шарик и бросаем в стену, при этом произносим очень быстро слово на звук «р»: «работа, ракета, рука, рот и т.д.».
  5. Можно попросить ребёнка поскакать со звуком «р» с кочки на кочку, коротко и отрывисто. Или хлопать в ладоши. Показываем на ленточках или ниточках длинный и короткий звук, растягивая их: рррррррррр и рр.
  6. Можно задействовать упражнение на дыхание. Даём команду: вдыхаем и сильно дуем: дррррр, а теперь набираем воздух, но перед тем как выдохнуть ставим язык на «диванчик» (на альвеолы): рррр.
  7. Меняем опорные «д/т» на «бра, вра, кра, гра и т.д.», и если получилось, сразу отрабатываем эти слоги в словах.
  8. Попробуйте давать слова с гласным звуком посередине, например, «дар, дыра, дорога». Затем растягиваем этот гласный звук перед «р»: «дааар, дыыыра, дааарога». Может получиться чистый звук в обратных слогах и коротких словах с обратным слогом, например: «ар, ор, шар, жар, пар и т.д.»
  9. Можно поэкспериментировать с сочетаниями «шра/жра», так как «ш», «ж» близки к артикуляции к «р». «Жук мотор заводит».
  10.  Попробуйте заводить моторчик, постепенно повышая и понижая голос, «самолёт летит высоко/низко».
  11.  Если у вас ребёнок постарше, то предложите ему при заводе моторчика «т» произносить мысленно, а «р» голосом.

Главное в выполнении вашей работы постараться задействовать все возможные анализаторы ребенка: слуховой, зрительный и т.д., и быть упорным в достижении поставленной цели — какой-либо из перечисленных мною выше способов обязательно сработает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка и автоматизация звука "К"

Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...

Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на  деятельности и  поведении ребенка. Дети с речевыми  нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...

Звук [ы]. Постановка и автоматизация

Моя авторская презентация содержит сказку для малыша и советы для взрослого по постановке звука, проведении упражнений на автоматизацию. Есть возможность выбора для конкретного ребенка наиболее рацион...

ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Эти занятия были разработаны мною для работы на логопункте при обычном не коррекционном ДОУ. Занятия включают в себя упражнения для развития речевого выдоха,  артикуляционную гимнастику, постанов...

"Автоматизация звуков: как "скучное" сделать интересным"

Все дети очень любят играть, ведь игра - ведущий вид деятельности на протяжении всего детства. Предлагаемые игры и упражнения помогут родителям, играя, вести в речь ребенка поставленные на логопедичес...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».

Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...