Статья. Развитие правильного произношения.
статья по логопедии (младшая группа)

Светлана Борисовна Кутенко

Развитие правильного произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._razvitie_pravilnogo_proiznosheniya.docx12.94 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. Развитие правильного произношения.

           С  3 месяцев до одного года у ребенка наблюдается период лепета, в течение которого он последовательно овладевает произношением большинства звуков речи: гортанных (во время гуления), губных и переднеязычных взрывных, артикуляция, которых сходна с актом сосания, затем щелевых согласных (ф. – в, с – з) и других звуков. У многих детей к концу 1 года жизни появляется даже раскатистый звук Р.

          В основе последовательного появления звуков лежат: а) близость артикуляции звука к двигательным, безусловно, рефлекторным реакциям (актом сосания, жевания, глотания); таковы, например, звуки П., Б, М; б) сложность артикуляционных укладов звуков (самые сложные по артикуляции звуки шипящие, Р. и Л появляются самыми последними).

         Появившись, звуки закрепляются в период лепета через многократное повторение простых открытых слогов типа ПА – ПА – ПА. Сначала повторение происходит путем рефлекторного самоподражания, а с месяцев 5 путем эхолалического повторения за окружающими людьми.

        В тоже время у ребенка наблюдается внимание к артикуляции говорящих.

          У плохо слышащего ребенка развитие лепета останавливается на несколько начальных звуков, а с 5 – 7 месяцев начинает постепенно исчезать, и ребенок замолкает.

          Крайне важно отметить, что во время развития словаря  звуки как бы вновь рождаются. Ребенок, произносивший до года почти все речевые звуки, оказывается косноязычным при произношении слов, включающих те же самые звуки.

          В процессе развития словаря ребенка особенно характерной является неустойчивость произношения большинства звуков. Один и тот же ребенок в одном сове произносит звук правильно, а в другом его пропускает, а в третьем заменяет его другим звуком. Замещения оказываются нестойкими, многообразными, зависящими от влияния окружающих звуков: тол (стол), шани (сани), питьмо (письмо) – и от степени усвоенности слоговой структуры произносимого слова.

         В младших группах детского сада встречается косноязычие у большинства детей. В этом возрасте можно обнаружить дефекты свистящих, шипящих, сонорных звуков, менее часто – дефекты смягчения (часто всеобщее смягчение согласных), а также дефекты озвончения и йотации.

          Постепенно звуковой образ в процессе каждодневной речевой практики ребенка уточняется, автоматизируется и становится все более и более устойчивым. Этот процесс уточнения звукового образа можно представить себе следующим образом. Благодаря взаимодействию двигательных и звуковых раздражителей ребенок, произнося звук, ощущает артикуляцию и одновременно слышит им произносимое. Слушая речь к окружающих и наблюдая их артикуляцию, ребенок рефлекторно артикулирует вслед за говорящим, уточняя одновременно свою артикуляцию и свое слуховое внимание.

           К 5 – 6 годам ребенок уже овладел различной сложностью слоговой структуры слов, звукопроизношением, но у некоторых дошкольников отмечаются более или менее стойкие и единообразные замены тех или иных звуков или искажения их правильного произношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие правильного произношения звуков у детей младшего дошкольного возраста

В данном материале представлена небольшая подборка чистоговорок и скороговорок, способствующих развитию правилнього произношения и четкой дикции, а так же несколько упражнений на развитие речевого дых...

Статья — «Условия правильного произношения у детей дошкольного возраста».

Условия Нормального Произношения слов в речи дошкольника...

Статья. Развитие правильного произношения у детей.

В данной статье ракрываеся роль речевого развитие  дошкольника в становлении личности ребенка....

РОЛЬ РАСПЕВОК В РАЗВИТИИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Роль распевок в развитии правильного произношения....

Роль распевок в развитии правильного произношения.

Роль распевок в развитии правильного произношения...