Логопедическое обследование
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Логопедическое обследование ребёнка 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_obsledovanie_rebenok_5_let.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ

Общее звучание речи:

  • голос нормальный ( тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный);
  • четкая (невнятная, смазанная);
  • темп нормальный (быстрый, замедленный);
  • чрезмерно быстрая;
  • малоразговорчив;
  • паузы и ударения употребляет правильно.

Тип дыхания:

  • диафрагмальный;
  • речевое дыхание плавное (недостаточно плавное);
  • речевой выдох продолжительный (не продолжительный).

Строение артикуляционного аппарата:

  • строение языка не нарушено; нарушения – толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка.
  • подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация; объем артикуляционных движений ограничен; малоподвижный; испытывает трудности в удержании и переключении позы; нарушены движения кончика языка; саливация; спастичность, гипотония, дистония.
  • строение неба не нарушено.
  • прикус  правильный;  нарушения        –        передний открытый, боковой открытый, перекрестный, прогнатия, прогения.
  • подъязычная связка укорочена.
  • строение зубов нормальное; нарушения – крупные, мелкие, редкие, кривые, диастема, отсутствие резцов (верхних/нижних), кариес.
  • строение        губ        нормальное;        нарушения        массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов.
  • подвижность губ не нарушена/нарушена

Состояние        общей        моторики        (координация        движений, состояние мелкой моторики, доминантность):                                                           

Состояние артикуляционной моторики: развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно. Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются.

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Разговорно-описательная беседа.

Как тебя зовут?           Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?                                            Где ты живешь?                  

Как зовут маму?                                                                                                                                            Как зовут папу?           Есть ли у тебя друзья? Кто они?                          

  • Конструктивная деятельность:           
  • Счёт прямой         ; обратный (с 6 лет)           

Счётные операции:          

  • Геометрические формы:          
  • Величина: большой - маленький, низкий – высокий; широкий – узкий, толстый – тонкий.
  • Основные цвета (4-5 лет):          

Оттеночные цвета (5-7 лет):          

  • Выделение четвертого лишнего:           
  • Ориентировка        во        времени        (времена        года,        времена        суток,        дни        недели):

  • Ориентировка в пространстве: верх – низ, лево – право, спереди – сзади
  • Понимание речи нарушено (ограничено – в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме)

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Звуки

В начале года

В конце года

Изолировано

В словах

Во фразах

Изолировано

В словах

Во фразах

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

ЛЬ

Р

РЬ

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

Воспроизведение слоговой структуры слов (пропуски, перестановки звуков, слогов, недоговаривание):

Велосипед

Библиотекарь

Мотоциклист

Солнышко

Милиционер

Громкоговоритель

Сковорода

Градусник

Строительство

Ткачиха

Термометр

Стихотворение

Аквариум

Подоконник

Повторение предложений, включающих многосложные слова:

Ребята слепили снеговика

Петя пьет горькое лекарство

Старая бабушка вязала шерстяной носок

На перекрестке стоит милиционер

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

  • Дифференциация звуков:

С-З

С-Ш

Ш-Ж

Ж-З

Ш-Щ

Ш-СЬ

Ц-С

Ц-ТЬ

Ч-С

Ч-ТЬ

Ч-Ш

Щ-Ж

Л-Р

П-Б

Т-Д

К-Х

Ы-И

  • Повторение:

та-да-та                 са-ша                                 ба-па         

да-та-та         за-жа                                         да-та                         ка-га-га                 ла-ра                                                 га-ка                 кот - год – кот                                 бочка – почка                                                                                 том – дом – ком                                         усы – уши                                                            лак – рак                         _ гора – кора                                           

Выделение определенного звука из ряда других звуков:           

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ  РЕЧИ

  • Образование множественного числа имен существительных:

СТОЛ-СТОЛЫ

ШАПКА-ШАПКИ

ДОМ-ДОМА

ЛИСТ-ЛИСТЬЯ

ПЕНЬ-ПНИ

КОЛЕСО-КОЛЕСА

  • Образование умньшительно-ласкательных форм:

МЯЧ-МЯЧИК

СУНДУК-СУНДУЧОК

КРЕСЛО-КРЕСЛИЦЕ

КОЛЯСКА-КОЛЯСОЧКА

ПЛАТЕ-ПЛАТЬЕЦЕ

ГНЕЗДО-ГНЕЗДЫШКО

  • Согласование существительных с числительными:

ОДНА-ДВЕ-МНОГО

УТКА-УТКИ-УТОК

КНИГА-КНИГИ-КНИГ

ЛОШАДЬ-ЛОШАДИ-ЛОШАДЕЙ

  • Префиксальное словообразование:

шѐл                         едет                 летел          

  • Предложно-падежные конструкции:

Где лежит карандаш? (в…) __________Откуда я достала карандаш? (из…)_________________

Где лежит книга? (под, над) __________Откуда я достала книгу? (из-за…)_________________

  • Назвать части предметов и показать их:

 Чайник: донышко, носик, ручка, крышка          

 Стул: сиденье, спинка, ножки           

 Машина: кабина, кузов, колѐса, стекло, сиденье, руль          

  • Уровень обобщений:

Яблоко, персик, груша, слива, апельсин

Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка

Помидор, огурец, репа, свѐкла, лук

Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка

Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики

Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка

Корова, коза, свинья, лошадь, овца

Воробей, ворона, сорока, голубь

Волк, медведь, лиса, ѐж, заяц, белка

Автобус, троллейбус, поезд, самолѐт

  • Детѐныши / птенцы у:

коровы -                                 свиньи -                 утки -                                    лошади -                 собаки -                 зайца-                                                                     козы -                 кошки -                         индюшки -                            овцы -                         курицы -                         лисы -                                                                Подбор прилагательных к им. существительному:

Лимон какой?          

Платье какое?           Лиса какая?          

Ёж какой?          

Чай какой?           

Цветы какие?           

  • Кто как голос подает?

утка         собака         кошка          

гусь         _корова         свинья          

петух         _ мышь         лягушка          

  • Согласование прилагательных с существительными:

СИНИЙ-СИНЯЯ-СИНЕЕ-СИНИИ

КРАСНЫЙ—КРАСНОЕ-КРАСНАЯ – КРАСНЫЕ

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование детей

 Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (лог...

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

Протокол логопедического обследования ребёнка (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Представляю вниманию коллег созданный мной протокол для логопедического обследования, в который вносятся ответы детей по всем разделам ( речевые и неречевые процессы, мышление, психологические особенн...

Карта логопедического обследования

Краткая карта логопедического обследования ребенка....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....

Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты

В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактив...

Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"

Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов               2.Обследовать понимание предложений...