ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
материал по логопедии

Кузнецова Ольга Викторовна

ЛОГОСКАЗКИ  В  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

ПО  РАЗВИТИЮ РЕЧИ  И  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ

     В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.

  Логосказки  - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, автоматизации звуков, формированию грамматических категорий языка, а также активизации психических процессов.

   Логопедические сказки могут эффективно использоваться на логопедических занятиях с детьми, имеющими различные по сложности речевые нарушения. При использовании логосказок в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoskazki_v_korrektsionnoy_rabote.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА №26 «РЕЧЕНЬКА»

городского округа Ступино Московской области

ЛОГОСКАЗКИ  В  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

ПО  РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ  И  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ВОСПРИЯТИЯ  У  ДОШКОЛЬНИКОВ

(Из опыта работы учителя-логопеда)


 Кузнецова О.В.

учитель-логопед

                                                                                                «Нельзя вырастить полноценного                                          

человека без воспитания в нем

чувства прекрасного…»

Р. Тагор                                                                                            


        Художественно-эстетическое воспитание  – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории  и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым  чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все  зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в жизни.

       Художественно-эстетическое  воспитание  направлено  на развитие способностей  дошкольников  воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Мы рассматриваем художественно эстетическое воспитание дошкольников как важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. В настоящее время высокая социальная значимость художественно – эстетического развития детей заставляет по–иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в дошкольном учреждении, на необходимость ведения работы в развивающем и интегративном направлении, на создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Основная цель: обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

ЛОГОСКАЗКИ  В  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

ПО  РАЗВИТИЮ РЕЧИ  И  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ

     В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка.

Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.

На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.

К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо  выбрать наиболее эффективные модели обучения.

  Предлагаю опыт  по использованию инновационной технологии -  логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Материал будет полезен  воспитателям  и  учителям - логопедам  дошкольных учреждений.

       Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.

  Логосказки  - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, автоматизации звуков, формированию грамматических категорий языка, а также активизации психических процессов.

   Логопедические сказки могут эффективно использоваться на логопедических занятиях с детьми, имеющими различные по сложности речевые нарушения. При использовании логосказок в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

    Сама идея использования логосказок на занятиях логопеда даёт широкий спектр для совместного творчества взрослых и детей. Дети не просто слушают сказку – они становятся участниками действия, проявляя интерес и познавательную активность. Каждая сказка соответствует определённой теме и содержит все структурные компоненты жанра. Текст такой сказки разрабатывается с учётом речевого статуса ребёнка и тематического планирования, что позволяет максимально  полно  использовать  личностно-ориентированный  подход.

   Учитывая быструю утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия использовать разнообразные виды наглядности. К сказкам разработаны и изготовлены разнообразные дидактические, наглядные пособия, предназначенные для развития речевой активности, речевого дыхания, артикуляционной моторики, грамматического строя речи, автоматизации звуков. Яркие и доступные материалы создают у детей эмоционально положительный настрой к предлагаемой деятельности и в значительной мере способствуют коррекции речевых нарушений.

   Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. Наиболее эффективно сочетание методов наглядного и словесного, то есть показ картинки или серии картинок, дополняемый правильным речевым образцом, который доступен для повторения или подражания.

Методическое обоснование

   Логосказки,  в содержание которых включены речевые игр, создают сами по себе игровую атмосферу, с помощью которой как по волшебству совершается развитие всех сторон речи. Известно, что  если ребёнок проговаривает то, что он делает - его речь  развивается  лучше.

На начальном этапе работы нужны небольшие тексты с понятным и интересным для ребёнка содержанием, знакомая лексика и простой синтаксис, с увеличением в дальнейшем их объёма по мере возрастания речевых возможностей ребёнка. Рассказывая детям сказки, стараюсь учить их внимательно слушать обращённую к ним речь. От детей не требуется запоминания самих логосказок (сказку прочитывает взрослый). Отрабатываются названия предметов, действий, признаков, которые запланированы.

Каждое занятие по сказке начинается с организационного момента, подготавливающего ребёнка к дальнейшему восприятию. Его цель - введение в тему занятия, создание положительной мотивации к обучению, включение в работу. Следующий этап – рассказывание сказки, при этом моделирование сюжета повествования с помощью предметного изображения героев. На магнитную доску последовательно выставляются предметные изображения героев сказки.  Цель этого этапа - активизация предметного словаря по лексической теме, развитие психических функций, слухового внимания и памяти.

   По ходу рассказывания сказки ребёнок вовлекается в совместную деятельность. Например, предлагаются лексико-грамматические игры. 

Также, в рамках сказочного сюжета ребёнок отрабатывает целенаправленную воздушную струю, развивает артикуляционную моторику.

Органично вписываются в работу со сказкой и этапы развития произвольной моторики пальцев рук, физкультминутка, пальчиковая игра (импровизация движений в  такт стихотворению, координация  речи с движением).

   Итог занятия содержит вопросы или задания по закреплению содержания сказки. Развитие диалогической речи. Дети дают полный ответ на вопросы педагога. Лексический разбор текста проводится с использованием картинок.

А также оценка работы детей. (Чему сегодня  научились?  Что  больше  всего запомнилось?)

Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение обусловлено не только темой занятия, но и характером используемых персонажей.

   Работа со сказкой проводится один раз в неделю. Структура занятия одновременно может состоять из 5-6 этапов. Планируя работу, логопед учитывает объём, концентрацию внимания ребёнка, состояние активного словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения. В зависимости от этого подбираются  языковые, лексико-грамматические средства в соответствии с планом  развития  ребёнка.

В логопедической работе принимают участие не только логопед и дети, но и родители. Дружная работа улучшает взаимоотношения в семье. Родители понимают  и  реально  оценивают  свою  роль  в  коррекционном  процессе.

    Применение авторских сказок  на логопедических занятиях, насыщенность инновационным наглядным материалом вызывают огромный интерес детей к обучению, постоянно поддерживают их положительный настрой, стимулируют мыслительную деятельность.

Цель работы: коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок.

Задачи :

  • Повышение мотивации и интереса детей к логопедическим занятиям.
  • Активизация и расширение словарного запаса ребёнка.
  • Развитие  связной речи.
  • Развитие  грамматического строя речи.
  • Развитие и коррекция звуковой стороны речи.
  • Развитие  творческого воображения, художественно-эстетического
  • восприятия у детей, памяти, мышления, коммуникативных способностей.
  • Привлечение родителей к совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.


Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.

Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

  Вся   работа с  использованием   логосказок    опирается  на  общие дидактические принципы:

  • систематичность и последовательность,
  • учет возрастных особенностей,
  • учет индивидуальных особенностей,
  • учет  структуры дефекта,
  • поэтапность  коррекции  речи.

Существуют следующие   виды  логосказок:

  1. Артикуляционные   (развивают  речевое  дыхание,  артикуляционную  моторику)
  2. Пальчиковые (развивают  мелкую моторику, графические  навыки).
  3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука,  автоматизируют, дифференцируют звуки).

  1. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
  2. Сказки, способствующие  формированию  связной речи.

6.Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

Постановка сказок осуществляется разными  видами  театров: 

Пальчиковый театр. Куклы, сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом. 

Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране.

Настольный театр.   Куклы  театра, плоскостные  фигуры  действуют на столе

Театр игрушек. Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.

Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе.

Пальчиковые сказки

Пальчиковые сказки:

  • стимулируют  действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается        на        исправлении        речи        детей;
  • совершенствуют  психические  процессы:  внимание  и  память,  которые  тесно  связанны        с речью;
  • повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому  фольклорному жанру.

Логопед ежедневно на занятиях использует пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.

Сказка о маленьком котёнке

Однажды маленький котенок вышел во двор

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). 

На небе ярко светило солнце (Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»).

 На заборе сидел петух и громко кукарекал  (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны).

 По двору гуляла курица с цыплятами (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть).

 Вдруг котенок увидел большую собаку (Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается). 

Она громко стала рычать (произнести: р-р-р) и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами (Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде).

 Рядом важно шагал гусь  (Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»). 

На полянке гулял козленок

 (Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим). 

У него были маленькие рожки (козленок «бодается»), но котенок не испугался. Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап

(Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино). 

Котенок быстро побежал домой (Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии).

 Артикуляционные сказки

        Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке.

Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом. Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.

В «Театре пальчиков и язычка» движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

Сказка о котенке (для шипящих звуков)

У девочки Маши жил пушистый котенок

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх).

 Каждое утро Маша  месила тесто

 (Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны)

и пекла блины (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной).

 Котенок очень любил блины со сметаной

 (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Ладони сложить «ковшиком»).

 А Маша смазывала каждый блинчик вареньем

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз). 

В красивые глубокие чашки Маша налила чай

(Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. Сложить ладони «чашечкой»). 

Чай был горячий, поэтому котенок на него дул и остужал

 (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх).

 После завтрака котенок выходил гулять на улицу.

Фонетические сказки

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.

  • детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых
  • обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах
  • во фразовой речи).

Сказки по обучению грамоте

Логосказки:

  • знакомят детей с гласными и согласными звуками,
  • формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
  • развивают слуховое внимание;
  • развивают фонематический слух;
  • знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
  • формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».

       Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей  Королевства  звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки).

В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

Лексико-грамматические сказки

Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках

используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса,

словообразование, словоизменение.

Сказки, способствующие формированию связной речи

Виды   работ со сказками:

1.Ребенок  разыгрывает  знакомые  сказки.

  1. Несколько  детей,  предварительно  распределив  роли,  разыгрывают  сказку.
  2. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
  3. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая

сложная        форма        связного        высказывания        -        составление        творческих  рассказов.

  1. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.

Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.

Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать  речевое  общение, оказывать  ненавязчивое

 воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать  психические процессы (внимание, восприятие, воображение,

память, мышление), развивать  все        стороны  речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ И СОДЕРЖИТ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Развитие коммуникативных способностей дошкольников 6-7 лет с ОНР III уровня в процессе логопедической работы над связной речью

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.Одной из главных задач воспита...

Опыт работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения...

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны....

Работа над связной речью дошкольников

Поэтапно-творческий план по теме самообразования....

Творческий рассказ, как итоговый результат работы над связной речью.

Консультация для воспитателей.Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста....