в мире графических фантазий
консультация по логопедии (средняя группа)

Хохлова Екатерина Сергеевна

С того момента, как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная от штрихов и каракулей.

Постепенно развиваясь, ребенок переходит к схематическому изображению на месте сначала отдельных предметов, а затем целых графических рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_graficheskih_fantaziy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

В мире графических фантазий.

С того момента, как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная от штрихов и каракулей.

Постепенно развиваясь, ребенок переходит к схематическому изображению на месте сначала отдельных предметов, а затем целых графических рассказов.

«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Э. Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое симулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Правильно делают взрослые, которые доброжелательно и серьезно относятся к первым рисункам своих детей, понимая, как это важно для их развития и воспитания.

Подготовка детей 5 – 7 –летнего возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция – неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Одной из важных задач современной школы является работа по формированию каллиграфически правильного письма, так как сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетических вкусов, волевых интеллектуальных качеств младших школьников. Для того, чтобы правильно и красиво писать, необходимо тренировать руку ребенка еще в дошкольном возрасте.

Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц  руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

Можно рисовать графические фигуры по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые, птицы, рыбы», «Деревья, цветы, грибы», «Овощи, фрукты, ягоды», «Транспорт», «Бытовые приборы», «Человек, робот» и т.д. Некоторые фигуры можно изображать в нескольких вариантах, простом и более сложном, позволит педагогу дифференцированно подходить к каждому ребенку.

Перед началом выполнения задания и в ходе его педагог может провести дополнительную беседу, словесное пояснение в занимательной форме. Вот, например, фигура «Зайчик»:

- Что вы знаете о данном зверьке?

-Опишите зайчика.

-Где он живет? Чем питается?

-Кто у зайчика враги и как он от них защищается?

-Какие стихи, сказки про зайчика вы знаете?

-В каких мультфильмах вам встречался зайчик?

Далее можно прочитать и выучить с детьми стихотворение про зайчика, провести физкультминутку, предложить подумать над загадками. После этого следует выполнение графического диктанта: поставь точку в уголке клетки, проведи прямую линию вниз на шесть клеток, проведи прямую линию влево на шесть клеток, проведи линию в одну клетку вверх, одну клетку влево, одну клетку вниз, одну клетку вправо, три клетки вниз и т.д. В итоге нарисована фигурка. Кто это? угадай! Обозначь глаз зверьку крестиком.

Можно предложить зрительный диктант. Детям предъявляется графический рисунок, обсуждается, кто на нем изображен, а затем предлагается воспроизвести его по памяти.

При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом (или ручкой), у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Можно и желательно использовать большое количество загадок, небольших по объему стихотворений, позволяющих организовать групповую или индивидуальную работу с детьми как на занятиях. так и в свободное время. Загадки и стихотворения разной степени трудности. Педагог сам выбирает текст в зависимости от уровня развития дошкольников. Их содержание расширяет кругозор ребенка, повысит эрудицию. Стихи можно использовать в качестве физкультминуток. Например,

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Надо помнить, что это игра, поэтому ребенку надо помочь, следить за тем, чтобы не ошибался. Результат работы должен удовлетворять детей. чтобы им вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Задача педагога – помочь детям в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте детей! Если у них что – то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите детей и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5 лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6 лет и 20 – 25 минут для детей 6 – 7 лет. Но если дети увлеклись, не стоит останавливать их и  прерывать работу.

Обязательно следует обращать внимание на посадку детей во время выполнения диктанта, на то, как они держат карандаш. Покажите детям, как надо располагать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев.

Заниматься с детьми надо систематически, приучать их выполнять работу до конца, красиво и аккуратно. Нельзя отступать, если диктант будет сложным. Занятия предполагают активную помощь взрослого через объяснение. Если ребенок плохо считает, то помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с детьми о том, что есть разные направления и стороны. Покажите им, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимание детей, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что рука, которой они едят, рисуют, пишут, правая рука, а другая – левая. Для левшей – наоборот. Им надо обязательно объяснять, что у людей рабочей может быть как правая, так и левая рука.

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите детям, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно рассказать, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому появились названия верхний и нижний край. Покажите детям, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Объясните, как надо считать клеточки.

Педагогу самому понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и, чтобы не запутаться, ставьте точки напротив строчек, которые читаете. Это поможет не сбиться. После диктанта все точки можно стереть.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап несет смысловую нагрузку. Занятия с детьми можно выстраивать в разной последовательности:

  1. В начале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем выполнить графический диктант;
  2. Сделать графический диктант, а потом обратиться к Скороговоркам и пальчиковой гимнастике. Загадки лучше загадывать в конце занятия.

Когда дети сделают рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Они бывают разные: фотографии, рисунки, схемы. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.

Поясните о том, что каждое животное имеет отличительные особенности. Схематичное изображение показывает те, по которым мы можем узнать его. Спросите у детей, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги и так далее.

Поработайте со Скороговорками и Чистоговорками разными способами.

1. Ребенок берет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и  ловя его руками, проговаривает скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или слог.

2.Ребенок проговаривает скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Произнесение скороговорки сопровождается  прохлопыванием ритма ладошками.

4. Ребенку предлагается проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы дети видели и повторяли движения за вами.

А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступить к занятиям.

При проведении графических диктантов следующие этапы:

1 этап – подготовительный;

2 этап – анализ рисунка и его воспроизведение;

3 этап – выполнение заданий под диктовку и их повторение;

4 этап – анализ и самостоятельное выполнение второй половины симметричного рисунка;

5 этап – путешествие в «Королевство кривых зеркал»;

6 этап – составление рисунков по замыслу и их чтение.

Приступать к формированию умения ориентироваться в пространстве клетчатого листа можно после того, как дети научились решать первоначальные задачи ориентировки в пространстве (умеют находить части своего тела в соответствии с заданием «правое» - «левое», предметы относительно себя – справа, слева, впереди, сзади, сверху и т.п).

Задания первого этапа могут быть такими: найди рисунок, расположенный в верхней части листа; раскрась рисунок в левой части листа и заштрихуй рисунок в левой части листа т.д.

Затем рассмотрите с детьми листы клетчатой бумаги и подведите их к выводу, что клеточки расположены по – особенному, не хаотично, а построились рядами или столбиками. для работы на клетчатом поле можно предложить следующие упражнения:

 - найди 5 –й (3 -1,4 –й,2 –й) ряд сверху, раскрась этот ряд клеточек синим карандашом;

 - найди 2 –й (5 – й, 7 –й) столбик справа, раскрась синим карандашом и т.п.

После этого предложите детям отыскать конкретную клеточку и раскрасить ее. Например: «Отсчитайте снизу 3 –й,5 –я клетка слева. Раскрасьте ее зеленым карандашом».

Очень важно, чтобы дети правильно находили начальную точку диктанта. Вначале ее проставляет педагог, а дети только объясняют, где она находится. на следующих занятиях дети отмечают точку самостоятельно. Например: «Найдите верхний правый угол, отсчитайте вниз 2 клеточки влево, поставьте точку». Чтобы не вырабатывался стереотип, лучше начинать рисунок графического диктанта с разных точек плоскости

Второй этап – это анализ рисунка и его воспроизведение. Дети смотрят на образец и, отсчитывая определенное количество клеточек в разных направлениях, воспроизводят рисунок на своем листе бумаги. Для таких упражнений удобно использовать узоры «змейки». Можно давать детям задание самостоятельно закончить змейку, состоящую из повторяющихся элементов. А можно предложить игру: « Представьте себе, что вы – водители. Сейчас диспетчер отправит вас в рейс. Чтобы успешно пройти маршрут, нужно внимательно слушать его команды». Педагог – «диспетчер» начинает диктовать «маршрут», а дети вычерчивают рисунок, обсуждают, кто сумел «доехать» до первой остановки без аварий, и прокладывают дальнейший путь ( повторяют узор) самостоятельно.

На третьем этапе работы рисунок усложняется. Дети уже могут находить исходную точку изображения, двигаться в заданном направлении и читать диктанты. Здесь важен элемент «сюрприза»: выполняя задание, дети не знают, что у них получится. Законченный рисунок собачки или человечка вызывает бурю разных чувств. Можно дать детям пофантазировать – дополнить рисунок  какими – либо деталями, придумать сюжет.

Четвертый этап связан с выполнением второй половины симметричного рисунка. Детям приходится дорисовывать изображение, находящееся в «зеркальном отражении».

Подготовительным этапом для такой работы является вырезание фигурок на занятиях поручному труду из сложенного вдвое листа бумаги. Дети выясняют, что по отношению к линии сгиба части фигурки расходятся на одинаковые расстояния. Обе половинки одинаковые. На клетчатом поле линии расходятся на одинаковое  количество клеток.

Пятый этап – путешествие в «Королевство кривых зеркал». Сначала нужно дать детям поиграть с зеркалом, проанализировать, чем отражение отличается от реального предмета. Поставьте зеркало справа, слева, сверху и снизу от предмета. На каком расстоянии расположен предмет и его изображения от зеркальной поверхности? Затем можно перейти к графическому диктанту. Дети вычерчивают рисунок под диктовку педагога, а затем рисуют его «отображение» - слева, справа, вверху или внизу.

Чем дальше линии «отображения» от «зеркала» (оси симметрии), тем труднее рисовать рисунок. Такая работа требует огромной наблюдательности и внимания. Можно усложнить задание: продиктовать только часть рисунка, предложить детям  самостоятельно дорисовать персонаж, а затем начертить « отображение» относительно заданной «зеркальной» линии.

Когда дети освоят эту работу, они встречаются с «кривым зеркалом», получают задание увеличить или уменьшить вычерченный рисунок.

Шестой этап работы связан с самостоятельным составлением рисунков по замыслу и их чтением. Здесь дети уже могут работать группами. Один становится ведущим и диктует составленные им диктанты, остальные выполняют задание. Выступать в роли ведущего доставляет детям огромное удовольствие.

Далее предлагается практический материал.

«Комар звенит» - рот приоткрыт, кончик языка прижат к деснам нижних зубов с внутренней стороны, губы улыбаются так, чтобы были видны передние зубки и длительно произносим звук «з».

«Синица песенку поет» - рот приоткрыт, кончик языка прижат к деснам нижних зубов с внутренней стороны, губы улыбаются так, чтобы были видны передние зубки и прерывисто произносим звук «ц».

«Зубки чистим» - рот открыт, язычок внизу прижат к деснам нижних зубов и водим язычком по деснам из стороны в сторону. То же самое выполняем вверху, чередуя 4 – 6 раз.

«Гусь шипит» - рот открыт, язычок вверху и отодвинут от зубов вглубь, и длительно произносим звук «ш».

«Жук жужжит» - рот открыт, язычок вверху и отодвинут от зубов вглубь, и длительно произносим звук «ж».

«Большой комар звенит» - рот открыт, язычок вверху, прижат к деснам верхних зубов и длительно произносим звук «з».

«Балалаечка» - выполняем упражнение «Большой комар звенит», а затем указательным пальцем правой руки водим по язычку из стороны в сторону. Будет слышен рокот.

Во время выполнения следующих упражнений рот должен быть открыт, язычок вверху прижат к деснам верхних зубов и длительно произносим «трррррр» и т.д.

«Лошадка скачет, а «кучер» ее останавливает – трррррр».

«Дрель работает – дррррр».

«Холодно –бррррр».

«Кошка мурлычет – мурррр».

«Мотор заводим – рррррр».

«Собака рычит – ррррррр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети должны жить в мире игры, музыки, фантазии и творчества!

Инструкторам по физкультуре предлагается разнообразить свою работу в ДОУ с использованием творческих двигательных упражнений под музыку (комплект гимнастик на воздухе и в зале)....

Занятие в средней группе "В мире фантазий!"

Занятие в средней группе "В мире фантазий!"...

«В мире фантазии». Нетрадиционные способы рисования красками. Группа комбинирующей направленности

«В мире фантазии» Цель: Учить рисовать на ткани (монотопия, отпечатки ткани)Задачи:·        Создать условия для экспериментирования, с различными материалами, и...

Кружок "Графические фантазии" (с детьми подготовительной к школе компенсирующей группе для детей с общим недоразвитием речи)

Программа данного кружка ориентирована на дополнительное образование: в ней предусмотрены задания обеспечивающие познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания с детьми 6-7 лет, имеющими...

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе «Графические фантазии»

Образовательная область «Здоровье»Формировать потребность в двигательной активности.Образовательная область «Физическая культура»Продолжить развивать у детей координацию движен...

«Развитие интереса к творческой деятельности и к познанию окружающего мира». « Глиняная фантазия»

Актуальность: Каждый ребенок может реализовывать себя как творческую личность. Необходимо развивать творческие способности у ребенка, но прежде всего, выявить их. А может быть эти способности ну...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и природой в средней группе в форме игры-путешествия «Деревья-наши друзья» с использованием технологии моделирования (модель экологического поведения, графические модели)

Создание условий для расширения знаний и представлений  детей старшего дошкольного возраста о деревьях как живом организме с опорой на графические модели....