Картотека речевых игр направленных на развитие словаря прилагательных
консультация по логопедии

Рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр,

направленных на развитие словаря прилагательных.

Учитель-логопед

Лысенко Анна Ивановна

Дети с самого раннего возраста проявляют интерес к общению. Этому способствует речевая деятельность взрослых и предметная деятельность самого ребенка. Здоровые, развитые дети быстро накапливают словарный запас и активно пользуются им. Однако у многих детей отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря. Наиболее абстрактная часть речи и наименее пополняемая детьми самостоятельно в спонтанной речи – это имя прилагательное. Становление этой части речи у детей происходит позднее остальных. Использование специальных игр и упражнений позволяет повысить уровень развития активного словаря прилагательных. Употребление же прилагательных в речи делает ее яркой, образной и насыщенной. Предлагаю несколько игр для расширения словаря прилагательных. Эти игры могут быть использованы как педагогами в своей работе с детьми, так и родителями.

1.        Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта.

А) Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Перо легкое, а гиря…

Б) Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство…

Ночью темно, а днем…

  • волка хвост длинный, а у зайца… Чай горячий, а лед…

  1. Игра «Подбери словечко»

Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); « свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).

  1. Игра «Из чего сделано?»

Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры: Педагог бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а

ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

  1. Игра «Чья голова?»

Цель игры: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а

ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

  • рыси голова – рысья
  • рыбы – рыбья
  • кошки – кошачья
  • сороки – сорочья
  • лошади – лошадиная
  • орла – орлиная
  • верблюда – верблюжья

  1. Игра «Подбери признак»

Цель игры : учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: педагог называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые… Шарф (какой?) – пушистый, вязанный… Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая… Туфли (какие?) – осенние, красивые… Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое… Рубашка (какая?) - белая, праздничная…. Шуба (какая?) - меховая, теплая…

6.        Игра «Назови ласково»

Цель игры: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное-ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький Сапоги чистые - сапожки чистенькие Ветка короткая - веточка коротенькая Шишка длинная - шишечка длинненькая Ворона черная - вороненок черненький Снег белый - снежок беленький

  1. Игра «Близкие слова»

Цель игры: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений. Оборудование: Фишки.

Ход игры: педагог произносит фразу и просит ребёнка подобрать слова прилагательные к существительному. За ответ ребёнок получает фишку.

Осенью дни пасмурные,…        серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной,…        ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…        печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…        холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…        тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…        безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…        пасмурно, ветрено…

  1. Игра «Какое это блюдо»

Цель игры: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Оборудование: мяч

Ход игры: педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и назвать правильно получившееся блюдо. Какой суп из … ( фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)? Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?

  1. Игра «Скажи одним словом»

Цель игры: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Оборудование: мяч

Ход игры: педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и назвать правильно получившееся слово.

  • сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
  • синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (…).
  • снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
  • дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
  • вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
  • дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

  1. Игра  «Кто какой»

Цель игры: закрепление прилагательных в речи.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Вариант А

Ход игры: Педагог предлагаем ребенку подобрать слова, описывающие

животных медведь – косолапый, неуклюжий, бурый;

лиса – хитрая, рыжая;

белка – проворная, быстрая, прыгучая;

заяц – быстрый, осторожный, трусливый, косой

Вариант Б

Ход игры: предлагаем ребенку продолжить предложение.

А) Заяц всех боится, значит, он какой ? (трусливый) Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая) В) У ежа иголки, он … (колючий) и т.п.

  1. Игра «Назови ласково»

Цель игры: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Ход игры: Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Речевые игры,направленных на развитие словаряу детей раннего возраста...

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Картотека речевых игр,направленных на развитие словаряу детей раннего возраста...

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста...

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Подборка полезных игр для детей раннего возраста, учим детей разговаривать....

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста.

Одна из главных задач в развитие детей раннего возраста "Речевое развитие"...

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной....

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря прилагательных.

Картотека речевых игр,направленных на развитие словаря прилагательных....