Эссе. Мое представление о современной логопедии.
материал по логопедии

В эссе представленны мои рассуждения о значимости логопедии как науки, о личности современного учителя-логопеда, а также анализ использования проектной деятельности и других инновационных методов в коррекционной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse._moe_predstavlenie_o_sovremennoy_logopedii.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе. Мое представление о современной логопедии

Логопедия состоит в тесной связи с другими науками. Само название, которое состоит из logos - слово, речь и paideia - воспитание, обучение, говорит нам о сложной, многогранной природе этой науки. Это понятие (логос), пришедшее к нам от греков, в самом широком смысле обозначало разумное начало и как предмет изучения относится к большому кругу образовательных дисциплин, заключая в себе куда более глубокий смысл и затрагивая гносеологические, онтологические, аксиологические аспекты человеческой мысли. Именно поэтому учитель-логопед, выполняя коррекционно-развивающую деятельность с детьми, должен сознавать это и опираться на интеграционные механизмы и связи с другими науками.

На сегодня логопедия немыслима без взаимодействия с педагогикой, психологией и медициной. Приемы и методы смежных наук, при условии правильной адаптации, могут предоставить практически неограниченные возможности учителю-логопеду. Например, положительными результатами в коррекционно-развивающей деятельности отмечены различные арттерапии. Представляя собой синтез нескольких областей знания (искусства, медицины и психологии), применение арттерапии позволяет стимулировать художественно-творческие начала ребенка, возбудить его положительные эмоции, тем самым осуществить коррекцию нарушений психосоматического, психо-эмоционального свойства. Не вдаваясь в подробные рассуждения по каждой, мы можем перечислить следующие виды арттерапии: музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах), кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика), сказкотерапия (применение сказочной формы для развития речи).

В процессе развития логопедическая практика выработала достаточно впечатляющий и эффективный набор технологий, которые имеют целью проведение своевременной диагностики и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Среди них мы можем выделить технологии направленные на логопедическое обследование, коррекцию звукопроизношения, формирования речевого дыхания при различных нарушениях, коррекцию голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи, развития лексико-грамматической стороны речи, проведение логопедического массажа.

В последнее время в педагогической науке очень часто можно услышать о новых направлениях, об инновациях. Во многом, это обусловлено переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Педагоги и логопеды, применяя новые методы и приемы в своей работе, стремятся не столько к передаче «готовых» знаний, умений и навыков, а к раскрытию именно индивидуальных способностей. Ведь еще в глубокой древности Конфуций высказывался: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Уже тогда китайский мыслитель подчеркивал важность, и даже необходимость в образовательном процессе инициативы со стороны самого воспитанника, которая оказывает огромное влияние на становление личности. Эта идея остается актуальной, современной и эффективной в педагогической науке.

Среди перспективных инновационных направлений может быть рассмотрена проектная деятельность. В рамках проектной деятельности учащиеся самостоятельно добывают и извлекают необходимую информацию, которая затем осмысливается и усваивается в виде готовых знаний. Для получения большего эффекта логопед может применять такие приемы как постановка проблемной задачи, которая предполагает нестандартное решение. В проектной деятельности возможно использование наглядного моделирования и мнемотехники. В ходе изучения таких абстрактных понятий как звук, буква, слово, предложение эти методы облегчают запоминание, а в итоге увеличивают объем памяти путем создания дополнительных ассоциаций. Например, данный метод может быть реализован следующим образом: слово заменяется картинкой и весь текст зарисовывается схематично. После непродолжительной тренировки ребенок, глядя на эти картинки, уже без проблем может воспроизвести текстовую информацию.

Стоит заметить, что методы моделирования и мнемотехники носят во многом универсальный характер и могут быть применены в наиболее интересном направлении в современной логопедии – в логопедических методиках обучения чтению. В арсенале логопедов имеются десятки методик, призванных обучить ребенка чтению. Рассмотрим здесь лишь самые эффективные и известные.

Фонетический метод до сих пор играет доминирующую роль в обучении детей чтению. Согласно этому методу, ребенок сначала учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединяет их в слоги и целые слова. Слоговой метод также не нуждается в особом представлении. Метод предполагает соединение двух или более букв в слог с последующим соединением слогов между собой, образуя, таким образом, целое слово. Чтобы облегчить процесс обучения, можно сделать кубики или слоговые таблицы. При слоговом методе не следует пренебрегать букварем – в нем представлена последовательность букв и слогов, а также особенности произношения, интонации и другие тонкости речи.

Большую популярность приобрела методика Зайцева. В свое время нечто подобное применял Л. Толстой, обучая крестьянских детей чтению в Ясной Поляне. В основе метода лежит складовой принцип чтения, где основной единицей становится не звук, буква или слог, а склад – пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, со-ба-ка, па-ро-во-з, а-и-с-т и т. д. Кубики, на гранях которых размещаются склады, воздействуют на основные рецепторы ребенка – зрительный, слуховой и кинестетический. Дети могут «почувствовать» слово или букву, не вдаваясь в анализ согласных и гласных, звонких и мягких. Помимо этого кубики позволяют провести обучение чтению в увлекательной игровой форме.

Уже было отмечено, что логопедия находится в тесной связи с другими смежными науками. Это обстоятельство предъявляет высокие требования и к самому человеку, избравшего коррекционно-развивающую деятельность своей профессией. Не будет преувеличением, если скажем, что логопед это не только профессия, но и призвание. Перед ним стоит невероятно сложная задача: диагностировать речевые нарушения и насколько это возможно корректировать их, применяя специальные методы и приемы обучения. Безусловно, это требует от логопеда глубоких профессиональных знаний и навыков: учебно-познавательных, учебно-организационных, учебно-педагогических.

Следует отметить, что личность логопеда включает в себя гораздо больше компетенций, которые выходят за рамки общетеоретических и специальных профессиональных знаний. Прежде всего, логопед должен любить детей. Конечно, на вопрос что такое любовь – нельзя дать однозначный ответ. На мой взгляд, под этим чувством можно рассматривать ситуацию, когда педагог искренно верит в своих учеников, воспринимает их успехи и ошибки как свои. Общение с детьми требует от логопеда немалой доли творчества – возможно, придется выступить в роли актера, музыканта, дизайнера и психолога.

Дети, особенно те, которые имеют недостатки, существа ранимые и поэтому в общении с ними следует быть максимально корректным и тактичным. Принципы деонтологии как раз призваны логопеду помочь в отношениях с детьми с речевыми расстройствами.

Рассуждая о личности педагога, о профессии и труде мы можем вспомнить слова Конфуция, который говорил: «Найди себе дело по душе и тебе не придется работать и дня». Вольтер, другой известный мыслитель, также подчеркивал важность труда: «труд избавляет человека от трех главных зол — скуки, порока и нужды». Смысл обеих высказываний довольно прозрачен: труд занимает большую часть жизни человека, которая у всех, как известно, всего лишь одна. Достижение успеха, а также счастья возможны только при ежедневном, кропотливом, а иногда и рутинном труде. Сложность же заключается в совершении правильного выбора в пользу того или иного дела. Но, тем не менее, следует помнить, что каждый труд по-своему прекрасен, ничто не мешает человеку полюбить его, найти в нем для себя что-то действительно цепляющее, особенное.

Сегодня профессия логопеда достойна и востребована. Без них не могут обойтись детские сады, школы, больницы и т.д. Ведь дети – самая главная ценность на Земле. И то, какое место они место займут в современном обществе, немало зависит от логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...

Эссе на тему: "Успешность современного педагога"

Ответ на вопрос: "В чем заключается успех современного педагога?"...

Эссе «Моя педагогическая философия». Современный воспитатель – это…

XXI век: век бескрайних инновационных технологических возможностей и конечных человеческих стремлений, век в котором мы живем и развиваемся. Компьютеры, телефоны, планшеты, гаджеты…. Это болезн...

Эссе "Мир детей в современном мире"

В этом эссе я попыталась поподробнее раскрыть понятие "мир детей", основываясь на своем понимании этого мира, на тех его отличительных особенностях, как если сравнивать разные поколения дете...

Эссе на тему "Воплощение современной образовательной модели в каждом рабочем дне"

Эссе «Воплощение современной образовательной модели в каждом рабочем дне».Что такое современная образовательная модель? Как я воплощаю ее в свое рабочее время? На эти вопросы я постар...