Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию речи (средняя группа)
Игра 1. «Угадай, кто?»
Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.
Стрекочет (кто?) – кузнечик
Бегает (кто?) – муравей
Ползает (кто?) – гусеница
Звенит (кто?) – комар
Собирает нектар (кто?) – пчела
Жужжит (кто?) – жук
Порхает (кто?) – бабочка
Игра 2. «Назови ласково»
Цель: образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Муравей – муравейчик, муравьишка
Гусеница - гусеничка
Комар - комарик
Пчела – пчёлка, пчёлочка
Жук – жучок
Стрекоза – стрекозочка
Муха – мушка, мухочка
Лапа – лапка
Оса – осочка
Ус - усик
Игра 3. «Один – много»
Цель: образование существительных в форме множественного числа.
Кузнечик – много кузнечиков
Муравей – много муравьёв
Гусеница – много гусениц
Комар – много комаров
Стрекоза – много стрекоз
Пчела – много пчёл
Жук – много жуков
Бабочка – много бабочек
Муха – много мух
Оса – много ос
Паук – много пауков
Игра 4. «Подбери признаки»
Цель: расширение словаря.
Бабочка – красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая…
Муха – вредная, надоедливая, противная
Пчела – желтая, трудолюбивая, полезная
Кузнечик – зелёный, стремительный, быстрый, музыкальный.
Муравей – шустрый, быстрый, работящий.
Гусеница – медлительная, прожорливая, неприятная.
Комар – звонкий, надоедливый.
Игра 5. Проговаривание чистоговорок.
Вей-вей – это муравей
Овка-овка – божья коровка
Чок-чок-чок – вот и паучок
За-за-за – прилетела стрекоза
Очка-очка – это бабочка
Чик-чик – прыгает зелёный кузнечик
са-са-са – за окном оса
Игра 6. Пальчиковая игра « Комар»
Летит муха вокруг уха: жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп! (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп! (ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Игра 7. «Скажи одним словом»
Цель: образование сложных слов признаков.
- У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой).
- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой).
- У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым).
- У кузнечика длинные ноги, поэтому его называют ….. (длинноногим).
Игра 8. «Назови части тела насекомых»
Цель: составление притяжательных прилагательных от названий насекомых
Голова комара (чья?) - комариная
Ножки пчелы (чьи?) - пчелиные
Крыло осы (чьё?) - осиное
Усик стрекозы (чей?) – стрекозиный
Брюшко муравья (чьё?) – муравьиное
Грудь шмеля (чья?) - шмелиная
Игра 9. «Четвёртый лишний»
Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
1) Заяц, еж, лиса, шмель;
2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) Таракан, муха, пчела, майский жук;
8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) Лягушка, комар, жук, бабочка;
10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Игра 10. «Закончи предложение»
Цель: употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе.
- Муравей сидел около… .
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
Игра 11. «Кто без чего?»
Цель: закрепление формы родительного падежа существительных.
Бабочка без (крылья) чего?… - крыльев
кузнечик без (усики) чего?… - усиков
паук без (ножки) чего?… - ножек
пчела без (хоботок) чего?… - хоботка
муравьи без (муравейник) чего?… – муравейника
гусеница без (волоски) чего? … - волосков
стрекоза без (хвост) чего?… - хвоста
божья коровка без (крылышки) чего?… - крылышек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/21/picture-1050588-1534856353.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...
Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"
ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-475913-1411981069.jpg)
Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/31/picture-1154327-1564588629.jpg)
Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)
совершенствовать умение различать на слух звуки...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/29/picture-838975-1477702067.jpg)
«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/19/picture-489348-1645294898.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...
Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ) «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...