Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по логопедии (средняя группа)

Степанова Наталья Геннадьевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_rechi.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи (средняя группа)

Игра 1. «Угадай, кто?»

Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Стрекочет (кто?) – кузнечик

Бегает (кто?) – муравей

Ползает (кто?) – гусеница

Звенит (кто?) – комар

Собирает нектар (кто?) – пчела

Жужжит (кто?) – жук

Порхает (кто?) – бабочка

Игра 2. «Назови ласково»

Цель: образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Муравей – муравейчик, муравьишка

Гусеница - гусеничка

Комар - комарик

Пчела – пчёлка, пчёлочка

Жук – жучок

Стрекоза – стрекозочка

Муха – мушка, мухочка

Лапа – лапка

Оса – осочка

Ус - усик

Игра 3. «Один – много»

Цель: образование существительных в форме множественного числа.

Кузнечик – много кузнечиков

Муравей – много муравьёв

Гусеница – много гусениц

Комар – много комаров

Стрекоза – много стрекоз

Пчела – много пчёл

Жук – много жуков

Бабочка – много бабочек

Муха – много мух

Оса – много ос

Паук – много пауков

Игра 4. «Подбери признаки»

Цель: расширение словаря.

Бабочка – красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая…

Муха – вредная, надоедливая, противная

Пчела – желтая, трудолюбивая, полезная

Кузнечик – зелёный, стремительный, быстрый, музыкальный.

Муравей – шустрый, быстрый, работящий.

Гусеница – медлительная, прожорливая, неприятная.

Комар – звонкий, надоедливый.

Игра 5. Проговаривание чистоговорок.

Вей-вей – это муравей

Овка-овка – божья коровка

Чок-чок-чок – вот и паучок

За-за-за – прилетела стрекоза

Очка-очка – это бабочка

Чик-чик – прыгает зелёный кузнечик

са-са-са – за окном оса

Игра 6. Пальчиковая игра « Комар»

Летит муха вокруг уха: жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп! (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп! (ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Игра 7. «Скажи одним словом»

Цель: образование сложных слов признаков.

- У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой).

- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой).

- У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым).

- У кузнечика длинные ноги, поэтому его называют ….. (длинноногим).

Игра 8. «Назови части тела насекомых»

Цель: составление притяжательных прилагательных от названий насекомых

Голова комара (чья?) - комариная

Ножки пчелы (чьи?) - пчелиные

Крыло осы (чьё?) - осиное

Усик стрекозы (чей?) – стрекозиный

Брюшко муравья (чьё?) – муравьиное

Грудь шмеля (чья?) - шмелиная

Игра 9. «Четвёртый лишний»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

1) Заяц, еж, лиса, шмель;

2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) Таракан, муха, пчела, майский жук;

8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) Лягушка, комар, жук, бабочка;

10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Игра 10. «Закончи предложение»

Цель: употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе.

- Муравей сидел около… .

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

Игра 11. «Кто без чего?»

Цель: закрепление формы родительного падежа существительных.

Бабочка без (крылья) чего?… - крыльев

кузнечик без (усики) чего?… - усиков

паук без (ножки) чего?… - ножек

пчела без (хоботок) чего?… - хоботка

муравьи без (муравейник) чего?… – муравейника

гусеница без (волоски) чего? … - волосков

стрекоза без (хвост) чего?… - хвоста

божья коровка без (крылышки) чего?… - крылышек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"

ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...