Работа с детьми с ОВЗ: традиции и новации.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Колачева Ольга Вадимовна

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа «особых» школьников чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.  Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Одним из условий правильной организации образовательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с детьми с овз15.99 КБ
Файл traditsii_i_novatsii.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  с детьми с ОВЗ: традиции и новации.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа «особых» школьников чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.  Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Одним из условий правильной организации образовательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. В начале учебного года систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планировать работу с родителями, использовать разнообразные формы, методы и приемы. На занятиях должны быть использованы наиболее эффективные средства: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия. А так же эффективные педагогические технологии: здоровьесберегающая (пальчиковая гимнастика, различные дыхательные упражнения), игровая (коррекционно-развивающие игры и упражнения), технология индивидуализированного обучения, элементы ИКТ.

Общими правилами коррекционной работы являются:

- индивидуальный подход к каждому ученику;

- предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

- проявление педагогического такта (постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности).

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с  ОВЗ в развитии являются:

игровые ситуации; дидактические игры; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Специальные методики для обучения «особых» детей: 

- поэтапное разъяснение заданий;

- последовательное выполнение заданий;

- повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

- обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;

- близость к учащимся во время объяснения задания;

- перемена видов деятельности;

- подготовка учащихся к перемене вида деятельности;

- чередование занятий и физкультурных пауз;

- дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Инновационные технологии играют существенную роль в работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат. Применение инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.

Основные правила в работе по развитию личности ребенка с ОВЗ

1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

Методы и приемы в работе с детьми ОВЗ:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение);

- практические (упражнения, продуктивная деятельность);

- наглядные (наблюдение, демонстрация).

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:

Ароматерапия.

Музыкотерапия. Это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Цветотерапия. Лечение цветом. Изменяя световой и

цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы.

Рефлексотерапия и точечный массаж

Куклотерапия. Раздел арттерапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Песочная терапия - игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно-количественных представлений, для развития мелкой моторики. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.



Предварительный просмотр:

Работа  с детьми с ОВЗ: традиции и новации.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа «особых» школьников чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.  Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Одним из условий правильной организации образовательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. В начале учебного года систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планировать работу с родителями, использовать разнообразные формы, методы и приемы. На занятиях должны быть использованы наиболее эффективные средства: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия. А так же эффективные педагогические технологии: здоровьесберегающая (пальчиковая гимнастика, различные дыхательные упражнения), игровая (коррекционно-развивающие игры и упражнения), технология индивидуализированного обучения, элементы ИКТ.

Общими правилами коррекционной работы являются:

- индивидуальный подход к каждому ученику;

- предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

- проявление педагогического такта (постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности).

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с  ОВЗ в развитии являются:

игровые ситуации; дидактические игры; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Специальные методики для обучения «особых» детей: 

- поэтапное разъяснение заданий;

- последовательное выполнение заданий;

- повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

- обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;

- близость к учащимся во время объяснения задания;

- перемена видов деятельности;

- подготовка учащихся к перемене вида деятельности;

- чередование занятий и физкультурных пауз;

- дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Инновационные технологии играют существенную роль в работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат. Применение инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.

Основные правила в работе по развитию личности ребенка с ОВЗ

1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

Методы и приемы в работе с детьми ОВЗ:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение);

- практические (упражнения, продуктивная деятельность);

- наглядные (наблюдение, демонстрация).

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:

Ароматерапия.

Музыкотерапия. Это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Цветотерапия. Лечение цветом. Изменяя световой и

цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы.

Рефлексотерапия и точечный массаж

Куклотерапия. Раздел арттерапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Песочная терапия - игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно-количественных представлений, для развития мелкой моторики. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях обновления образования: традиции и новации

Статья  раскрывает основные традиционные и инновационные методы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Статья "Работа учителя-логопеда с детьми с ОНР: традиции и новации"

В предлагаемой статье рассмотривается использование в работе учителя-логопе иновационных и традиционных технологий....

Статья на тему : "Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми младшей группы".

В этой статье я указала какие есть традиции и новейшие технологии для проектных задач....

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми раннего возраста

Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход пед...

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми средней группы

При создании методики образования следует опираться на традиции – идеи, передающиеся из поколения в поколение, такие как: проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на удовлетворени...

Статья: "Традиции и новации в решении проектных задач в работе с детьми раннего возраста"

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, разв...