Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
план-конспект занятия по логопедии

Голованова Надежда Александровна

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на логопедических занятиях, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Разработала и провела: Н.А.Голованова учитель-логопед

Тема: «Осенние хлопоты Язычка». Постановка звука [Р].

Цель: Постановка звука [р].

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука [р].
  • Учить употреблять в речи относительные прилагательные.
  • Закрепить знание о временах года.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Формирование интонационной выразительности речи.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.

Материал:

Зонды, индивидуальная тетрадь ребёнка, чистый носовой платок, цветные карандаши, картинки – символы для артикуляционных упражнений, музыкальное сопровождение, машинка.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
  1. артикуляционные упражнения;
  2. постановка звука Р;
  3. физ.минутка;
  4. образование относительных прилагательных.
  1. Итог.

Задание на дом.

   

Ход занятия.

        I. Организационный момент.

        - Алёна, давай вспомним, какое сейчас время года? Почему ты так решила? А какой сейчас месяц?

        II. Основная часть.

  1. Подготовительные упражнения для постановки звука [р].

        Все упражнения выполнять по 5-6 подходов.

- Сегодня Язычок проснулся и сразу побежал к окошку, посмотреть, какая погода? Он открыл окошко, давай покажем, как?

        а) упражнение «Окошко»

        Цель: отрабатывать умение широко открывать рот.

        Описание: рот широко открыт, удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

- Погода была замечательная, поэтому Язычок решил смело идти в огород и собирать урожай. Для этого ему понадобится лопата. Лопата у Язычка маленькая, поэтому мы скажем …? (лопатка). Давай покажем лопатку язычка.

        б) упражнение «Лопатка»

        Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

        Описание: рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 6.

        - Язычок решил, что после сбора урожая он починит забор. Забор должен быть ровным и красивым. Покажи каким.

        в) упражнение «Заборчик»

        Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

        Описание: зубы сомкнуты, губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

- Затем Язычок покрасит забор кисточкой.

       г) упражнение «Маляр»

        Цель: вырабатывать подъём языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, совершая движение языка назад – вперёд (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

- После обеда Язычок пойдёт в лес, собирать грибы. Вот такие (показ).

        г) упражнение «Грибок»

        Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

        Описание: приоткрыть рот, улыбнуться, показать зубы и, прижав широкий язык всей полостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпу гриба, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку). Упражнение выполнять под счёт от 1 до 5-10.

- А уже вечером Язычок будет качаться на качелях и кататься на лошадке.

        и) упражнение «Качели»

        Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка.

        Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы. Положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1 до 5. Так, поочерёдно менять положение языка 4 – 6 раз.

        м) упражнение «Лошадка»

        Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка вверх.

        Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и пощёлкать лопатообразным языком по нёбу (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, затем быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

-Молодец. Все упражнения у тебя получаются очень хорошо.

       - Алёна, ты помнишь, что в машине Язычка не заводится мотор. Давай попробуем его с тобой завести, сначала только губками.

- А теперь попробуем язычком, с помощью помощника.

        2. Заводим моторчик при помощи зонда.

        Голова ребёнка лежит на коленях у логопеда. У ребёнка рот открыт, язык на верху за верхними зубами. Логопед ставит зонд в основание подъязычной уздечки. Ребёнок произносит звук [з], а логопед совершает быстрые движения вправо-влево, вызывая тем самым звук [р]. Моторчик заводим по времени 1-3 минуты.

3. Физ.минутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (садится на корточки)

Дунул ветер – полетели, (поднимается, машет руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели. (садится)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели, (поднимается, кружится, машет руками)

И на землю снова сели. (садится за парту)

4.Образование относительных прилагательных.

        Презентация на компьютере «Осенние листья»

 - Алёна, наш Язычок очень любит смотреть картинки, а ты? (Да.)

- Сейчас мы тоже будем смотреть картинки и играть в игру «С какого дерева листик?»

На экране появляются картинки кленового листа и разных деревьев. Алёна должна образовать пару. Например: клён – кленовый лист и т.д.

        III. Итог занятия. 

        Задание на дом: обязательно выполнять артикуляционные упражнения, поиграть в игру «С какого дерева листик?» (по индивидуальным предметным картинкам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО КОРРЕКЦИИ ЗУВУКОПРОИЗНОШЕНИЯТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ»ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л» в прямых слогах и слов...

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация звука Р".

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р в слогах,  словах, предложениях, чистоговорках с использованием игрового сюжета....

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Логопедическая тема: автоматизация звука «р»  в слогах и словах....

"Конспекты индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения".

предлагаются конспекты индивидуальных занятий по коррекции звуков "Р", "Л","Ш", "Ж"....

Конспекты индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения

предлагаются конспекты индивидуальных занятий по коррекции звуков "Р", "РЬ","Л","Ш"....

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения "Прогулка в осенний лес"

Цель: автоматизация звуков  [Р],  [Р`] в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему: Автоматизация звука [Ш]. «Путешествие в страну «Правильной речи».

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему:Автоматизация звука [Ш].«Путешествие в страну «Правильной речи».Цель: автоматизация звука [Ш].Задачи:1 .Коррекционно-образовател...