Краткосрочный проект на тему "Веселый ветерок" на 2023-2024 учебный год
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи  для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Краткосрочный проект6.17 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект учителя – логопеда

«Веселый ветерок»

 

«Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи  для детей с ТНР».

 

Актуальность.

 

Дети с ТНР плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержки плавности речи и интонационной выразительности.

 

Цель дыхательных упражнений: увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

 

Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

 

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при сопутствующих движениях губ, мягкого неба.

Речевой выдох – необходимое условие для произношения звуков.

 

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка выработке правильной воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

 

Полученные в ходе работы над проектом  умения и навыки планируется применять в течение всего процесса коррекции речевого развития детей.

 

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

 

Образовательная область – «Речевое развитие».

Тип проекта – игровой.

По числу участников – индивидуальный, подгрупповой.

По времени продолжения – краткосрочный 3 недели (1.12.23 – 23.12.24г.).

По характеру контактов – в контакте с семьей.

 

Участники проекта:

1.      Дети с ТНР.

2.      Учитель – логопед

3.      Родители.

 

 

Цель проекта: создание условий для формирования у детей умения управлять органами дыхания, развитие нижнедиафрагмального дыхания.

 

Задачи проекта:

Коррекционно – образовательные:

познакомить с органами дыхательного аппарата, правильностью и точностью выполнения дыхательных упражнений. Учить и закреплять умения в выполнении дыхательной гимнастики. Познакомить с игровыми приемами развития дыхательного аппарата.

 

Коррекционно – развивающие:

развивать старательность и точность при выполнении упражнений, развивать сильный, плавный, направленный выдох без участия речи, формировать и закреплять нижнедиафрагмальное дыхание.

 

Коррекционно – воспитательные:

воспитывать интерес к достижению результатов.

 

Ожидаемые результаты:

Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более четкой и разборчивой.

 

Итогом проекта будут являться:

                  Устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

                  Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с         речевыми нарушениями, оказание им поддержки и помощи в коррекционном процессе.

 

Этапы реализации проекта

 

Работа с детьми:

Выработка длительного плавного выдоха.

Дифференциация носового и ротового выдоха.

Выработка глубокого выдоха.

Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков.

 

Работа с родителями:

Буклеты для родителей: «Упражнения для развития речевого дыхания».

Индивидуальные консультации для родителей.

 

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания:

 

« Горячий чай».

Логопед предлагает ребенку подуть на горячий чай в чашке, чтобы он быстрее остыл. (Чашка вырезана из цветного картона, ламинируется, пар изображается плотным целлофаном).

Ребенок дует на пар. Если правильно дует, то пар отклоняется от чашки.

 

«Ветер подует, насекомых (снежинку, мышонка) сдует».

Сдуть насекомых, вырезанных из бумаги.

 

«Подуем на снежинку»

Сдуть с варежки снежинку на веревочке.

 

«Игрушка – вертушка»

Логопед предлагает подуть на предмет, обращая внимание, что скорость вращения предмета будет зависеть от силы выдыхаемой воздушной струи».

 

Упражнения, направленные на формирование

нижнедиафрагмального дыхания.

 

 

Вывод: Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.

Работу по выработке правильной воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, и речи в целом.

Работа, направленная на развитие выработки воздушной струи дает положительный эффект во время коррекционно – логопедического процесса.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект для родителей детей с ОВЗ "Мы вместе" на 2023-2024 учебный год

Цель проекта : помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые помогут в процессе воспитания ребёнка с ОВЗ, содействовать в обеспечении своевременной социально...

Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию тема : " Ребята, давайте жить дружно" на 2023-2024 учебный год

День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка и не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Общение со сверстниками играе...

Краткосрочный проект на тему: "Говорим правильно, красиво" на 2023-2024 учебный год

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим в дошкольных учреждениях, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу...

Долгосрочный проект взаимодействие с дефектологом и логопедом инструктора по физической культуре 2023-2024 учебный год

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инстру...

Диагностический блок. Сводный мониторинг за 2019 – 2023 учебные годы и I полугодие 2023 - 2024 учебного года

Содержание1. Сводные диаграммы структуры речевых дефектов за 2019 - 2023 учебные годы, и 1 полугодие 2023 - 2024 учебного года.2. Психолого - педагогические особенности воспитанников старшего дош...

Проекты 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебного года

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА "Необычные мячики".Проектная работа "Домашние животные".Проектная работа "Разнообразие аппликаций"....