Игровые технологии способствующие развитию речи ребенка
консультация по логопедии (средняя группа)

Чистякова Валентина Викторовна

Развитие ребенка , в том числе и речевое. полностью зависит от от мелкой мускулатуры рук, от кончиков его пальцев. Чем лучше развиты ручки, тем более успешным и сообразительным становится малыш. В данной работе рассказываю о том, как стимулировать развитие речи детей, применяя различные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                       Доклад по теме :

 «Игровые технологии,способствующие развитию речи детей» 

                             Выступление перед педагогами –коллегами в рамках проекта «Педагог и наставник» декабрь 2020 года Климатинская СОШ

                                  Подготовила и провела Чистякова В.В.


Содержание.

Введение___________________________________________стр.

Основная часть.

Глава 1. Виды игровых технологий______________________

Глава 2 .Развитие мелкой моторики - залог успешного

 овладения речью______________________________________.

Глава 3. Применение ЛЕГО технологий.______________________ Заключение ________________________________________-.

Список литературы

Приложение

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в средней группе на тему «Как ребята Защитников спасали» с использованием лего технологий.__________________

                                       Введение.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» (В. Сухомлинский).

                  Глава 1. Виды игровых технологий

Применение игровых технологий в работе учителя-логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

Игровые  технологии, способствующие развитию речи:
- Артикуляционная гимнастика; 
- Дыхательная гимнастика; 
- Музыкотерапия, звукотерапия; 
- Логоритмика (действия, сопряженные с речью и музыкой); 
- Разнообразные вопросы, планы, схемы, изображения; 
- Разнообразные речевые игры и упражнения («Один-много», «Скажи ласково», «Исправь ошибку», «Цепочка слов», «Продолжи рассказ» и др., направленные на развитие определенных компонентов речи; 
- Куклотерапия , сказкотерапия; 
- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж и взаимомассаж кистей рук и др.) сопряженно с речью. 

Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) .на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. 
Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания. 
Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать. 
Мнемотаблицы - схемы составления рассказа - служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. 
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. 
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. 

 Глава 2 .Развитие мелкой моторики - залог успешного овладения речью.

Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развитияразвивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитием мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. 

ИГРЫ«Моя семья»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка, попеременно массируем пальцы руки,

Этот пальчик – дедушка, на последней строке сжимаем и разжимаем

Этот пальчик – бабушка, кулачки.

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим… (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

Игры с сыпучими материалами - при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;

развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;

с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

1. Насыпаем в кружку сухую фасоль. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую чашку. Одной рукой, потом другой рукой.

«Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ – топ – топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ.

Вот как мы умеем: топ - топ-топ».

 Игра с карандашом (лучше использовать карандаш - шестигранник).

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Подвижно – речевые игры. Они научат малыша слышать у себя и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивать артикуляционный аппарат

Глава 3. Применение ЛЕГО технологий.

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе.При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

• С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

• В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.

• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

• Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

ЛЕГО – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Фирмой ЛЕГО предлагается широкий выбор наборов, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР .

Конструкторы ЛЕГО позволяют учитывать гендерные особенности детей. Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

• развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;

• формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);

• формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.

• постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);

• формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;

• овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

• формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;

• развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

• тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речевых  зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

 Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов позволяет усилить коррекционно-обучающий эффект при проведении занятий по обобщению сенсорного опыта. Дают возможность различать и классифицировать предметы по форме, размеру и окраске.

При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике).

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право»«лево»«сзади»«спереди»«под»«над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, 

                                    Глава 4. Заключение .

Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Список литературы.

  1. Играем вместе с ЛЕГО: Образовательная программа по ЛЕГО- конструированию для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО /М. Н. Кузнецова, И. В. Николаева, О. С. Кедровских. –Челябинск: «Край Ра», 2016. – 168 с.
  2.  Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С. А. Миронова – М.: Просвещение, 1991.– 208с
  3. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. – 2013
  4. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду» // из-во «Сфера», Москва, 2012г.

Приложение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в средней группе на тему «Как ребята Защитников спасали» с использованием лего технологий.

Цель: закрепить начальные знания об армии, военных профессиях и военной технике. Сформировать у них первые представления о защитниках Отечества.

Образовательные задачи:

1.Закреплять представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину 

2.Уточнять словарь по теме: армия, Отечество, профессия, танкист, пограничник, летчик, моряк, защищать, охранять, служить, управлять, работать.

3.Развивать внимание, память и мышление.

4.Развитие связной речи, речевого слуха, артикуляционной и мелкой моторики, координация речи с движением.

5.Развивать умение преобразовать существительные единственного числа во множественное.

6. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных российских воинов.

Оборудование: картинки с изображениями военных, конверт, мяч, магнитная доска, конструктор лего ,раскраски «23 февраля».

Ход занятия

- Здравствуйте ребята. А кто из вас знает, какой у нас скоро праздник?  Правильно, День Защитника Отечества.

        - Ребята, сегодня я получила сигнал о помощи! Четверо друзей - летчик, моряк, пограничник и танкист очень торопились на свой праздник, День защитника отечества. Они плыли на корабле, но на пути у них оказался огромный айсберг! Давайте им поможем, отправим за ними спасителей на самолете. Но самолет может перевезти только по одному человеку за один раз и только после выполнения нами задания. Давайте поможем солдатам!

Основная часть.

- Прежде чем выполнять задания, давайте покажем, какие мы сильные и смелые. Выполним зарядку для язычка.

Машем флагом - «Часики» (язык вправо-влево)
Покажем границу, которую охраняют пограничники – «Заборчик» (зубки друг на друга поставить).

Покажем, какая военная техника у нас есть:

• “Танк”. Многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне с произнесением звука {д}: д-д-д…
• “Гудит пароход”. Рот открыт, губы в улыбке, кончик языка опустить вниз, длительно произносит звук {ы}.

• “Стрельба”. Четко произносить чередование звуков {к}, {г}.

- Молодцы! Первое задание. (достает из конверта листок).

- Ребята, а сколько военных надо, чтобы защищать нашу Родину?

Игра «Один – много»

Один танкист – много танкистов

Один летчик – много летчиков

Один моряк – много моряков

Один пограничник – много пограничников

Один защитник – много защитников

А сколько надо военной техники?

Один танк – много танков

Один самолет – много самолетов

Один корабль – много кораблей

Одна подводная лодка – много подводных лодок

- Молодцы! Справились с первым заданием! (на магнитную доску ставится изображение моряка)

- Второе задание (достает листок из конверта).

Игра «Кто что делает?»

Что делает летчик? (летчик управляет самолетом) . Попросить детей построить из лего-конструктора самолет.

Что делает танкист? (танкист управляет танком)-строим из лего танк.

Что делает пограничник? (охраняет границу)-ставим лего в виде заборчика

Что делает моряк? (моряк управляет кораблем)-строим корабль.

Во время постройки продолжаем:

Кто охраняет границу? (пограничники)

Кто охраняет море? (моряки)

Кто охраняет небо? (летчики)

Кто охраняет землю? (танкисты)

- Вы справились и с этим заданием (вывешивает на доску картинку - летчик).

- Я вижу, вы устали, давайте отдохнем.

Игра «Самолеты»

Руки в стороны – в полет       (Дети бегут на носочках по кругу, расставив      

Отправляем самолет.              руки в стороны.)

Правое крыло вперед,            (Поворот через правое плечо.)

Левое крыло вперед,              (Поворот через левое плечо.)

Полетел наш самолет.            (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)

- Мы с вами спасли моряка и летчика, нам нужно спасти других защитников! Вот наше третье задание.

Игра «Исправь ошибку»

Храбрый летчик управляет кораблем.
Большой танк плывет по морю.
Моряки с собаками охраняют границу.
Пограничники охраняют небо.

- Молодцы! (вывешивается картинка с танкистом).

- И последнее задание (достает из конверта листок).  Надо отгадать загадки.

Я – на войне боевая машина,

Сильная, смелая, несокрушимая. (Танк)

В самолете он летает,
Страну нашу охраняет.
Выполняет он приказ:
Защищая с неба нас. (Летчик)

На границе он стоит,
Враг не лезет к нам, дрожит.
В поле, иль на берегу,
Преграждает путь врагу. (Пограничник)

Итог занятия.

        Все загадки отгадали (на доску вывешивается последний листок, там картинка – пограничник)

        Какие молодцы (показывает на доску), всех Защитников Отечества спасли! Давайте перечислим все профессии военных на доске и вспомнил, как мы помогли их спасти.  (Дети вспоминают, что мы делали на занятии). Теперь солдаты успеют на праздник! Спасибо! А вот вам и подарки от Защитников! (детям раздают раскраски).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка....

Использование игровых технологий, способствующих развитию неречевого и речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире.Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как символы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных п...

Игровая деятельность, способствующая развитию речи малышей.

В данном материале представленны  несложные игры, которые обязательно понравятся малышам и будут способствовать развитию речи....

Игры и игровые средства, способствующие развитию рук ребенка

Материал для родителей на тему "Игры и игровые средства, способствующие развитию рук ребенка"...

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних времен. Связь функции кисти рук и речи настолько тесны и значительны, что тренировку пальцев рук считают, как мощный физиологический стимул развити...

Консультация для молодых педагогов "Как игровая деятельность способствует развитию речи у детей дошкольного возраста"

Развитие речи является одной из важнейших задач в дошкольном образовании, так как оно влияет на все аспекты развития ребенка. Игровая деятельность играет ключевую роль в этом процессе, поскольку она п...