Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
статья
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних времен. Связь функции кисти рук и речи настолько тесны и значительны, что тренировку пальцев рук считают, как мощный физиологический стимул развития речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних времен. Связь функции кисти рук и речи настолько тесны и значительны, что тренировку пальцев рук считают, как мощный физиологический стимул развития речи детей.
Как в детстве проверяют малыша, если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если отстает, то и развитие речи отстает, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движение пальцев рук.
Давайте вспомним, когда ваш ребенок только появляется на свет, у него появляется и развивается сосательный рефлекс, потом хватательные движения (сжимание, разжимание), потом появляется возможность брать, перекладывать предмет из руки в руку и вот это активное манипулирование приобретает главную роль в деятельности человека и остается главным на протяжении всей жизни. С рождения, мы своему ребенку помогаем развиваться: согреваем ему ручки, делаем легкий массаж, затем играем в пальчиковые игры, игры сказки, физкультминутки, покупаем развивающие мелкую моторику игры, все наши действие направлены на развитие ручек нашего ребенка. И вот наступает долгожданный детский сад…
В садике он знакомится и учится рисовать карандашами, восковыми мелками, красками, кисточкой, пластилином, ножницами, продолжает делать пальчиковую зарядку и физкультминутки. Каждый ребенок осваивает все эти действия по мере своего развития. Отдавая , детей в садик, очень многие родители перекладывают ответственность за дальнейшее развитие своего ребенка на дошкольное и школьное учреждения.
Как часто можно слышать от педагогов, интеллект ребенка развит хорошо, понимает причинно-следственные связи простых явлений, немало знает об окружающем мире. Вот только рука не развита и проблемы с развитием речи.
Так давайте не будем забывать, что истоки способностей и дарований детей в кончиках их пальцев.. И будем продолжать помогать, своим деткам
Развивающие факторы в рисовании песком:
- Осознание схемы тела (концентрация на ощущениях, внимание внутри). Осознание границ тела (горячо/холодное, знакомство с осязанием).
- Межполушарное взаимодействие.
- Моторика и Профилактика сколиоза.
- Развитие сферы восприятия.
- Фантазия как основа успешного обучения.
- Внимательность, усидчивость. Поле зрения.
- Арт-терапевтический эффект (Тревожность и страхи, травмы).
Основные развивающие факторы в занятиях по рисованию песком для детей.
- Световой стол размером 50*70см захватывает стандартное поле зрения, при котором одним взглядом можно увидеть всю картину. Таким образом взгляд ребёнка сосредоточен на столе, и даже когда ребёнок отвлекается, светящийся стол "автоматически" уводит ребёнка назад. Так вырабатывается усидчивость.
- Рисование двумя руками развивает межполушарное взаимодействие и расширяет поле зрения. Межполушарное взаимодействие является важной частью развития мозга, которое обеспечивает синхронную работу всех систем организма, включая системы гуморальной и нейронной регуляции, лежащие в основе реагирования, в том числе эмоционального. Широкое поле зрения позволяет ребёнку быть более внимательным, а также является одним из факторов быстрого и лёгкого чтения. К примеру, процесс чтения слова "мама" при узком поле выглядит примерно так: м***-*а**-**м*-***а. Узкое поле внимания сосредотачивается на одной букве, в это время ребёнок вспоминает как звучит эта буква, затем называет звук, запоминает и двигается дальше к следующему звуку. И так на каждой букве в слове. При широком поле зрения и внимания, процесс чтения выглядит иначе: мам*-*ама. Тогда используя певучие свойства звуков ребёнок может плавно произнести "ма-ма", а в дальнейшем предугадать слово по первым буквам и контексту.
- При рисовании песком ребёнок использует свои кисти полностью: пальцы, ладони, тыльные и боковые стороны ладони, расширяя таким образом свой сенсорный опыт и знание о своих телесных границах. Сенсорный опыт обогащает детскую картину мира, позволяет видеть и чувствовать больше. А телесные границы, их осознание и чувствование лежат в основе уверенного поведения личности и понимании себя.
- В техниках рисования песком есть как "расслабленные" , так и "напряженные" движения. Так чередуя процессы напряжения-расслабления достигается снятие накопленного напряжения с мышц руки, причём не только кистей, но и всей руки. Это в свою очередь является профилактикой сколиозов. Так, известно, что сколиоз есть результат долговременного накопленного напряжения в каркасе спины, вследствие неправильной нагрузки. Снять это напряжение можно доведя напряжение до пика, после чего следует естественное расслабление.
- Песок имеет свойства воды: гибкость, текучесть. Он струится из кулака, шуршит при падении, создаёт на стекле волны. Этими качествами песок успокаивает. Настраивает на состоянии отдыха и медитации. В этом состоит релаксационный потенциал занятий с песком.
- Кляксы и каракули, монохромное изображение и сказочные истории стимулируют фантазию ребёнка. В занятиях есть целый цикл разминок, посвященных этой теме.
- Рисование песком предполагает создание песочной анимации, а это жанр, который не терпит шаблонов. Переходы из кадра в кадр должны быть удивительными и непредсказуемыми. Создавая такие сюжеты, дети развивают творческое мышление.
- Такого большого репертуара использования рук нет практически ни в одном виде творчества, поэтому очевидно развитие мелкой моторики, которая в свою очередь влияет на развитие интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/09/picture-264271-1370759547.jpg)
Практические занятия и рекомендации,которые способствуют развитию мелкой моторики,фонематического слуха,артикуляционной моторики в игровой форме по В. В. Цвынтарному."Играем,слушаем,подражаем- звуки получаем.
Уникальное по простоте и эффективности пособие для родителей,воспитателей,логопедов домов ребёнка и логопедических групп детских садов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-76081-1509265603.jpg)
Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка....
Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников
Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1079711-1541939611.jpg)
Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие мелкой моторики в домашних условиях
Документ содержит две памятки для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/20/picture-541014-1608484215.jpg)
Как развивать мелкую моторику у детей? Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до1г.)
В статье приведён список и описаны игры и упражнения для массажа и развития мышц рук для самых маленьких деток (до 1 года)в впроцессе игры. Также даны советы по подготовке и технике проведения для род...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/10/picture-1243930-1591822763.jpg)
Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста
Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-1242698-1587466073.jpg)
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...