Использование игровых технологий, способствующих развитию неречевого и речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Окунева Татьяна Андреевна

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире.

Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как символы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении автомашины. Иными словами, сознательно воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься на слух или с опорой на зрение - слухозрительно, что значительно и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

Развитие речевого же слуха у детей с тяжелым нарушением речи и нарушением опорно-двигательного       аппарата происходит с отклонением, что сказывается на развитии собственной речи.

В данном материале представлены игры, способствующие развитию слуховой памяти, речевого слуха, слухового внимания и понимания словесных инструкций, умения систематизировать и умения перекодировать информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 44 компенсирующего вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Использование игровых технологий, способствующих развитию неречевого и речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата

автор: учитель-логопед

Окунева Татьяна Андреевна

Развитие неречевого слуха

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире.

Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как символы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении автомашины. Иными словами, сознательно воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься на слух или с опорой на зрение -слухозрительно, что значительно и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

Дети с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата в большинстве испытывают трудности не только в дифференциации звуков, но и их осмыслении.

Работу по развитию восприятия неречевых звуков начала от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению. Это игры «Тук-тук-тук», «Что гудит?», «На чем играл зайка?» и так далее. Мною были разработаны следующие игры.

Посидим в тишине.

Цель: учить прислушиваться к неречевым звукам, развивать слуховое внимание.

Оборудование: ложки, тарелки, металлические крышки, коробка.

Ход игры: перед детьми на столе различные предметы: дети рассматривают их. Слушают, как они звучат. Затем логопед предлагает детям собрать в коробку предметы, которые при прикосновении звенят. Логопед приглашает одного ребенка, а остальным предлагает закрыть глаза и слушать, а затем сказать, какие же предметы положил ребенок в коробку.

Разведчик.

Цель: та же.

Оборудование: стакан, бокал, бутылочка, миска, банка полиэтиленовая, пластмассовые ложки.

Ход игры: на столе перед детьми лежат различные предметы. Логопед предлагает рассмотреть их, назвать, послушать, как они звучат. Затем говорит детям, что они будут разведчиками, будут переносить звонкие предметы, лежащие на столе, на маленький столик, стоящий на противоположной стороне. Переносить надо тихо, чтобы пол и обувь не скрипели. Один ребенок переносит, а остальные дети слушают и называют предметы в той последовательности, в которой их переносил ребенок.

Веселый оркестр.

Цель: различать более близкие по звучанию предметы, осуществляя выбор из двух- трех. Развивать слуховое восприятие.

Оборудование: полиэстироловые бутылки из под напитков разного цвета, наполненные водой, деревянные палочки, письмо от «Звукознайкина».

Ход игры: дети сидят на ковре. Раздается стук в дверь, передается конверт с письмом. Логопед читает адрес и называет отправителя. Открывает конверт, достает письмо, читает его, «Звукознайкин» пишет в письме, что он прислал в подарок четыре бутылки разного цвета и  хочет, чтобы дети научились различать разные по высоте звуки, ударяя палочкой по бутылкам. Затем логопед предлагает детям отвернуться, послушать и догадаться, от какой бутылки происходит звук, воспроизвести этот звук. Затем логопед предлагает поиграть на бутылках четырем детям одновременно.

Какая дощечка прозвучала?

Цель: та же

Оборудование: дощечки разной длины, соединенные вместе.

Ход игры: Игра проводится аналогично игре «Веселый оркестр».

В страну шумов и звуков.

Цель: учить различать неречевые звуки, развивать слуховую память, творческое воображение.

Оборудование: стихотворение Р.Сеф «Тишина», повязки, кисточки, цветные карандаши, пластинка музыки Э. Артемьева «Вокализ».

Ход игры: логопед читает детям стихотворение «Тишина» Р.Сеф.

Слушай,

Что это звенит?

Может быть,

Ползет в зенит

Реактивный самолет?

Сам летит

И сам поет.

Может быть,

Мохнатый жук

Только что

Покинул сук?

Жук ничем не знаменит;

Скучно -

Вот он и звенит?

Нет ни мухи,

Ни жука

Нет ни грома,

Ни гудка…

Логопед: «Скажите, что же так может звенеть?». После ответов детей, читает окончание стихотворения.

Вслушайся: звенит одна

В нашем мире тишина.

Логопед: «Послушайте, наверное, мы попали в страну Тишины? Потемнело вдруг».

Предлагает детям надеть повязки. Логопед: «Тишину нарушали разные звуки и шумы. Угадайте, что же это за звуки и шумы?»

Дети с закрытыми глазами должны определить характер шумов и звуков, уже знакомых детям (ударять мячом об пол, царапанье по·стеклу, шуршание пакета и так далее).

Логопед: «Вслушайтесь, теперь закапал дождь (услышали) и резко отъехала машина. Скажите, какой звук для вас приятнее и почему?».

Вдруг, постепенно, стало светлеть. Можно снять повязки.

Прошел дождь, и выглянуло         солнышко. А вокруг столько разных звуков! Зарисуйте в своих альбомах нежный и грубый звук.

Сейчас в этой необыкновенной стране звуков зазвучит музыка. Закройте глаза, вслушайтесь в нее, а затем нарисуйте все то, что услышите в ней. После прослушивания музыки Э. Артемьева «Вокализ» дети рисуют: Потом автор рисунка рассказывает о его содержании, и дают ему название.

Снова стало тихо, пришло время проститься со страной звуков и шумов. Попрощаемся тихо.

Развитие речевого слуха

Развитие речевого слуха у детей с тяжелым нарушением речи и нарушением опорно-двигательного        аппарата происходит с отклонением, что сказывается на развитии собственной речи.

Игры и упражнения по развитию речевого слуха подбирала и разрабатывала также от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к чисто слуховому восприятию.

Мурзик прислал письмо.

Цель: учить прислушиваться к речевым звукам, учить различать их.

Оборудование: картинка с изображением деревни, фотография котенка, конверт с письмом, кассета.

Ход игры: стук в дверь, логопед прислушивается и просит детей послушать. Выходит посмотреть. Возвращается с конвертом в руке. Открывает его, из него выпадает фотография котенка Мурзика. Читает письмо, в котором написано, что котенок уехал в гости в деревню и нашел там много добрых друзей. Мурзик хочет, чтобы и вы узнали его замечательных друзей. Для этого необходимо послушать кассету, которую он прислал. Ставит кассету. Дети слушают и говорят с кем подружился Мурзик в деревне.

Что слышал Мурзик в квартире?

Цель: учить различать речевые звуки. Развивать слуховую память.

Оборудование: игрушка (котенок), картинки-символы с изображением звучащих предметов (течет вода - т-с-с, звенит будильник - д-р-р, звенит телефон - д-з-н, кипит чайник - б-б-б).

Ход игры: приход в гости котенка Мурзика, который предлагает детям послушать и догадаться, что происходит у него в квартире. Он предлагает детям закрыть глаза и послушать (т-с-с, р-р-р, д-з-н, б-б­б). Дети отвечают. Затем котенок предлагает найти картинки - символы к этим звукоподражаниям и положить их в той последовательности, в которой они прозвучали.

Мурзик вернулся из леса.

Цель: развивать речевой слух, слуховую память.

Оборудование: игрушка (котенок), картинка с изображением леса, ширма.

Ход игры: раздается сигнал клаксона. Логопед предлагает детям прислушаться, выходит посмотреть, кто это сигналит. Входит с котенком. У него в лапах еловая веточка. Он сообщает, что вернулся из леса, и хочет детям загадать звуковые загадки.

Мурзик прячется за ширму. Закрыв лицо экраном, логопед произносит звукоподражания: «ква-ква», «пых», «ж-ж-ж-ж», «кар», «д-д-д», «фью», «ш-ш-ш». После каждого  произнесенного звукоподражания котенок появляется из-за ширмы.

Затем Мурзик предлагает детям воспроизвести звукоподражания в той последовательности, в которой они прозвучали.

Мурзик в спортивном зале.

Цель: развивать речевой слух, слуховое внимание, понимание словесных инструкций.

Оборудование: картинки с изображений различных движений, мелкие игрушки.

Ход игры: звонок в дверь. Логопед выходит посмотреть - кто там. Входит с телеграммой, читает ее содержание: «Я, Мурзик, нахожусь в спортивном зале. Тренер показывает различные упражнения, но я их не могу выполнить. Помогите мне, ребята!» (Упражнения описаны в - телеграмме). Читает несколько различных движений (2-5), не показывая их. Детям нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется. Во время выполнения упражнения логопед фотографирует детей. Эти фотографии - картинки предлагает посылать Мурзику.

Оживи значки.

Цель: развивать слуховую память, умение анализировать, вычленять части, умение систематизировать, умение перекодировать информацию.

Оборудование: мнемотаблицы.

Ход игры: логопед: «Я получила письмо от Мурзика. Он пишет, что сейчас совершает космическое путешествие, в космосе Мурзик услышал много разных звуков, которые он закодировал и прислал вам». Логопед предлагает детям мнемотаблицу. Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

1. Детям показывается таблица и разбирается то, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации.

Логопед предлагает послушать, как она будет оживлять ее: «Я смотрю на значок и представляю грозу, слышу гром, как дождь барабанит по стеклу: «кап-кап-кап». А этот значок превращается в книгу, и я слышу шелест страниц «ш-ш-ш». Далее предлагает детям пофантазировать самим. Предлагает не только увидеть, на что похожи эти значки, но и услышать их звучание, воспроизвести голосом эти звуки или звукокомплексы.

Вариант II.

Цель: та же

Ход игры: как и в первом варианте. В конце игры логопед предлагает детям проверить себя - как запомнили таблицу. Предлагает вспомнить звуки, которые они слышали при «оживлении» значков в этой игре. Логопед предлагает нарисовать в пустых клетках значки, которые соответствовали этим звукам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Основной целью логопедического воздействия является формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.Сущность логопедического воздействия заключается в умении слушать, слышать и дифференциро...

Особенности развития связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи и ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности...

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ФОТОГРАФИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Правильный выбор наглядности при обучении связной речи в значительной степени предопределяет успех всего процесса обучения, помогает активизировать речь ребенка, Делает ее более эмоциональной и вырази...