Развитие фонематического восприятия(слуха) у детей с общим недоразвитием речи старшего и подготовительного возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Тригубова Екатерина Викторона

Формирование фонематического слуха на протяжении всех этапов коррекционной  работы с детьми ОНР | Дефектология Проф  

Проведённые мною исследования показали необходимость осуществления логопедической работы по преодолению недоразвития фонематического восприятия, построенной с учетом индивидуально-типологических особенностей  детей старшего и подготовительного возраста..

Перед тем, как ознакомиться с данной разработкой по развитию фонематического восприятия, хочется уточнить само понятие «фонематический слух».

Человеческая речь представляет собой сложную систему звуков, которые различаются по силе, высоте, длительности звучания и тембру. Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения (а в частности звуки речи, как наиболее звучащие комплексы) носит название фонематического слуха .

Иначе говоря, фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова 

. При разработке методики коррекции фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи были обобщены методические материалы, таких авторов, как Раисы Ивановны Лалаевой, Людмилы Владимировны Лопатинойи многих других известных авторов в коррекционной педагогике. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchee_nedorazvitie_rechi-metod_razrabotka.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

В коррекционном процессе общего недоразвития речи ведущее место отводят формированию фонематического восприятия. Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на основные элементы /фонемы/ различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

 

В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Исследование фонематических функций проводится по пяти основным направлениям:

1. Исследование слухового внимания.

2. Исследование простых форм фонематического восприятия.

3. Исследование сложных форм фонематического восприятия.

4. Исследование фонематического синтеза.

5. Исследование фонематических представлений,

Также исследование фонематических функций  позволило сделать следующие выводы: у   младших  школьников  с общим недоразвитием речи отмечается неполноценность развития слухового внимания: неустойчивость, быстрая истощаемость, трудности включения, переключения и распределения внимания; нарушение произвольного внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, теряют интерес к звучаниям.

 

Коррекционная работа основана на ряде принципов:

- Принцип дифференцированного подхода.

 Обусловлен разной степенью выраженности нарушений фонематических функций, особенностями симптоматики, индивидуально - психологическими особенностями детей.

- Онтогенетический принцип. 

Предлагает учет последовательности развития фонематических функций в онтогенезе. В связи с этим коррекционная работа строится в определенной последовательности.

- Принцип поэтапного формирования умственных действий. 

В процессе работы по развитию сложных форм фонематического восприятия нужно учитывать то, что каждое умственное действие проходит определенные этапы формирования: освоение действий с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос в умственный план. В соответствии с этим первоначально в работу включают вспомогательные средства, далее работа ведется в плане громкой речи, а затем во внутреннем плане.

- Принцип поэтапного усложнения заданий и речевого материала. 

Первоначально предлагается простой речевой материал, а его закрепление позволяет переходить к более сложному, а соответственно к более высокому уровню работы.

Наряду с вышеперечисленными принципами в коррекционной работе используются общедидактические принципы: принцип наглядности и доступности материала, принцип сознательного усвоения знаний, принцип активности обучающегося, принцип учета возрастных особенностей ребенка.

 

Так как ведущим видом деятельности у старших дошкольников  является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.

Работу по формированию фонетического восприятия рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие простых форм фонематического анализа.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа.

4. Развитие фонематического синтеза.

5. Развитие фонематических представлений.

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме в системе логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально - психологических особенностей детей.

СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

I. Развитие слухового внимания и памяти.

Так как ведущим видом деятельности у учащихся  начальных  классов  является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.

1. Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков.

- Игра «Отгадай, что я делаю?»

Процедура:     Дети сидят полукругом, логопед за ширмой совершает

различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду,.....

- Игра «Парад звуков»

Необходимый материал:         

            -картинки (пылесос, текущая вода, будильник, пила, молоток, ...),

-звучание этих предметов (магнитофонная запись),

-контуры этих предметов, вырезанные на картоне. 

Процедура:     Ребенок, услышав определенный звук, должен выбрать соответствующую                                     картинку и поместить ее на место (на вырезанный контур).

- Игра «Сделай так же»

Необходимый материал:    

                         -ритмичные музыкальные  инструменты: 2 барабана, 2 дудочки, 2 бубна,... Процедура:     Логопед за ширмой бьет в барабан определенное колво раз. Ребенок должен взять свои барабанные палочки и ударить в ответ на то, что он слышит.

- Игра «Колокольчик»

Процедура:     Дети встают в круг, логопед передвигает за спиной

колокольчик. Входящий должен показать за спиной, у какого ребенка зазвенел колокольчик.

- Игра «Что говорят животные?»

Необходимый материал:    а) лист картона размером 30х50 см. Картон нужно разделить на ячейки 10 х 10 см и раскрасить их в два цвета в шахматном порядке;

                                              б) фигурки животных. 

Процедура:     Логопед имитирует голос какого-либо животного, а

ребенок в ответ передвигает соответствующую фигурку на новый квадратик.

 

- Игра «Кто тебя позвал?»

Процедура:     Упражнение направлено па различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

- Игра «Тихо — громко»

Ход игры:      Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). 

Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). 

Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

- Игра «Сделай также».

                                                 Ход игры:  Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.                                     А - плачет, кричит девочка

 А - показывают горло врачу

   А - поет певица

   А - качаем малыша

  А - девочка укололась иголкой

  О - удивилась мама 

  О - стонет бабушка

  О - поет певица 

  О - потягивается папа 

  О - кричит охотник в лесу

  У - гудит пароход 

  У - звучит дудочка

              У - плачет мальчик

Ход игры:   Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе.

Взрослый предлагает ребенку сказать, например: МЯУ

громко (кот рядом и просит, есть), тихо (кот за дверью), высоким голосом (маленький котенок), низким голосом (старый кот). 

Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, ИА, КУ-КУ и т п.

2. Развитие слухового внимания и памяти на базе речевого материала.

- Игра в лото.

                                   Ход игры:    У детей картинки. Логопед называет слова, дети должны услышать слово, обозначающее изображенный предмет на картинке и закрыть ее карточкой.

- Игра «Запомни и назови».

Процедура:     Логопед называет 3-4 слова. Дети слушают и запоминают слова, названные логопедом. Затем каждый ребенок называет по одному слову. Последовательность называния должна соблюдаться.

- Игра «Запомни и покажи».

Процедура:     На полотне выставлены картинки. Дети закрывают глаза. Логопед называет 3-4 картинки, после чего ведущий подходит к доске и выбирает названные картинки.

- Игра «Подбери слово».

               Ход игры:      а) Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя  голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

 Сказки разные ... (перина, подушка, рубашка).

Ой. Ребята, верь, не верь -

От меня сбежала ... (кошка, дверь, стенка).

 

Сказала дверь: «Мой дорогой!

 Не открывай меня ...» (плечом, коленом, ногой).

От грязнули даже стол

Поздним вечером ... (сбежал, ушел, ускакал).

 

Две лисички, две сестрички 

Отыскали где-то ... (спички, щетку, ножик).

Опустела мостовая. 

И уехали ... (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке –

 До чего люблю я ... (сыр, мясо, книжки).

Сел в машину верный пес. 

У него в чернилах ... (лапа, шея, нос).

 

В выходной пошли куда-то 

Мама, папа и ... (детишки, ребята, малыши).

 

Катя Лену просит дать 

Краски, карандаш, ... (ручку, тетрадь, книгу).

При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.

б) Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук. 

Такой большой на ветке ... (жук).

Шел по лесу шустрый мишка

На него свалилась ... (шишка).

Здесь в лесу есть злые звери. 

Запирайте на ночь ... (двери).

Тише, Танечка, не плачь. 

Не утонет в речке ... (мяч).

Как-то вечером две мышки Унесли у Пети …(книжки).

Не полезет Влад на ель, 

У него в руках ... (портфель).

«Я трудится, не привык! "-

Отвечает ... (грузовик).

 

Мы собрали васильки, 

На головах у нас ... (венки).

Пес козе принес букет, 

Сытый будет ей ... (обед).

Ветер, ветер, ты могуч 

Ты гоняешь стаи ... (туч).

То назад, то вперед 

Может плавать ... (пароход).

Не дрожи Сережка, 

Это ж наша ... (кошка).

II. Развитие простых форм фонематического анализа.

1. Фонематический анализ ряда гласных.

А) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.

Речевой материал:    сочетания из 2-5 гласных.

Ход игры:     Логопед диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением на            заданный звук.

Инструкция:    Послушай и подними руку, если услышишь звук...

Б) определение кол-ва и последовательности звукового ряда гласных.

Речевой материал:    ряд из гласных звуков (2-3).

Ход игры:       Логопед произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку. 

Инструкция:    Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их .

2. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.

Речевой материал:    сначала открытые слоги, затем закрытые

(примечание:  щелевые звуки легче выделяются из открытых слогов, 

взрывные - в закрытых слогах).

  • Определение наличия гласного звука.
  • Определение наличия согласного звука.

На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный», «согласный», «слог», «слово». Дети усваивают основные характеристики согласных звуков (твердый - мягкий, звонкий - глухой), слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный - гласный звук, синий - твердый согласный звук, зеленый - мягкий согласный звук.

Согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные.

3. Фонематический анализ слов.

            Фонематический анализ слов дается на материале все более усложняющейся звукослоговой структуры слов.

Речевой материал дается в следующей последовательности:

односложные слова, типа: ус, дом, рис;

 двухсложные слова из открытых слогов, типа: рука, река;

 двухсложные слова из открытого и закрытого слогов: топор, сахар;

двухсложные слова со стечением: кошка, ослик, карман;

односложные слова со стечением в начале слова: стул; 

односложные слова со стечением в конце слова: волк, тигр; 

двухсложные слова со стечением в начале слова: трава, дрова; 

двухсложные слова со стечением в начале и середине слова: клумба, крышка;         трехсложные слова в той же последовательности, что и двухсложные.

В начальной стадии обучения фонематический анализ проводится с использованием наглядно-предметных вспомогательных средств: схем, фишек, рисунков, счетных линеек и т.п.

  • Выделение звука на фоне слова.

Речевой материал:    с учетом вышеизложенной последовательности.

Ход игры:      Предлагаются для выделения, как гласные, так и согласные звуки.

Подними руку, если в слове есть звук ...

- назови и отбери картинки, в названии которых есть заданный звук;

- отложи столько фишек, сколько слов с заданным звуком я назвала.

  •  Выделение первого ударного гласного из слова.

Речевой материал:    в описанной последовательности.

Ход игры:  Слова предлагаются с интонированием, вразброс, возможно применение картинок.

  • Назови первый гласный звук слова:

- (при обучении грамоте /с 6 лет/, возможно буквенное обозначение гласного звука)    напиши гласную букву, стоящую в начале слова

- подбери и назови (или картинки), начинающиеся с ударного гласного

и т.д.

  • Вычленение первого согласного звука из слова.

Речевой материал:    в описанной последовательности.

Ход игры:  Слова предлагаются с интонированием, а затем без него.

Назови первый согласный звук:

- подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий;

- обозначь на схемах слов первый согласный звук цветом: синим или зеленым, назови его;

- (для обучения грамоте) обозначь буквой первый согласный звук в слове, назови звук, букву.

  •  Определение конечного согласного в слове.

Речевой материал:    сначала в словах, типа: ас, ус, нос; затем более сложные звукослоговые структуры. 

Логопед произносит слова или показывает картинки, в названии которых ребенок называет и характеризует последний звук. 

Ход игры:     Назови последний звук в слове:

- подними руку, если последний звук в слове мягкий (твердый, глухой, звонкий), назови его;

- обозначь в словах последний звук на схемах цветными карандашами;

- отобрать картинки с заданным звуком в конце слова.

  • Выделение ударного гласного из середины слова. 

Речевой материал:    в описанной последовательности  (сначала слова,

  • типа: сок, дом, рис). 

Ход игры:      Сначала слова даются с длительным произнесением гласного, затем приближение к обычному произнесению в более сложных конструкциях слов. Инструкция:    Назови ударный («сильный») гласный звук слова:

- подними руку, если в слове «сильный» звук ...

- (для обучения грамоте) обозначь «ударный» гласный звук в слове соответственной буквой (кроме слов, в которых произношение не расходится с написанием).

4. Развитие фонематического синтеза.

Речевой материал: Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке».

Ход игры: :     Дети составляют и называют слова из предъявленных логопедом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом, например: ......, потом......., затем.......).

Инструкция:    Назови слово, которое я загадала.

 

5. Развитие фонематических представлений

Речевой материал:    в зависимости от этапа развития фонематического восприятия.

   Логопед задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задание. 

Ход игры:  Придумай слово со звуком ... :

- придумай слово с 3, 4, 5 звуками;

- отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;

- подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа

1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.

2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик).

3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса).

4. Преобразовать слова:

- добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов);

- убирая звук: плуг-луг; угол-гол;

- изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп-сох-сор-...;

- переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка;...

- составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.

5. Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот-,... (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах).

6. Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.

7. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток.

8. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й), получается слово-отгадка.

9. Решение кроссвордов, ребусов, схем.

10. Нахождение общего звука в словах, например: луна-молоток. 

11. Подбор слов к графическим схемам.

12. Работа (с 6 лет) по звуко - буквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...

Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусм...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

Методические рекомендации для педагогов по развитию фонематической подсистемы языка у детей с общим недоразвитием речи

Одним из важнейших условий эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. В работе по развитию фонематических процессов можно выделит...

Статья "Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи старше-подготовительного возраста"

Профилактика оптической дисграфии в дошкольном возрасте позволит предотвратить большое количество ошибок при письме школьников, связанных с неустойчивостью зрительных представлений. Повысить уровень г...