Образовательные потребности, характерные для всех обучающихся с ОВЗ
статья по логопедии

Наталья Сергеевна Гайворонская

Как выстраивать коррекционно-развивающий процесс, на что опираться, что он должен учитывать? Первое, что мы должны учитывать при выстраивании учебного процесса для обучающихся с ОВЗ, это их особые образовательные потребности. Я думаю, вы слышали формулировку «ученики с особыми образовательными потребностями», т.е., давая такое определение, мы подразумеваем, что их потребности будет отличаться от учебно-развивающих потребностей их нормотипичных сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_potrebnosti.docx13.45 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные потребности, характерные для всех

обучающихся с ОВЗ.

Как выстраивать коррекционно-развивающий процесс, на что опираться, что он должен учитывать? Первое, что мы должны учитывать при выстраивании учебного процесса для обучающихся с ОВЗ, это их особые образовательные потребности. Я думаю, вы слышали формулировку «ученики с особыми образовательными потребностями», т.е., давая такое определение, мы подразумеваем, что их потребности будет отличаться от учебно-развивающих потребностей их нормотипичных сверстников.

В свою очередь особые образовательные потребности подразделяются на:

- общие – характерные для всех групп учеников с ОВЗ;

- специфические - потребности, характерные на определенных групп обучающихся.

К общим потребностям относятся:

● получение специальной помощи средствами образования;

Сюда можно отнести коррекционно-развивающие занятия со специалистами службы сопровождения.

● психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и сверстниками;

● психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

Два пункта, которые не нуждаются в пояснении – выстраивание полноценного взаимодействия всех участников образовательных отношений.

● использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

Сюда можно отнести ассистивные технологии, ресурсы альтернативной коммуникации, даже мультимедийные установки с демонстрируемыми заданиями и наглядными материалами.

● индивидуализация обучения;

Этот пункт подразумевает использование различных методов и приемов, актуальных для конкретного ребенка, а также адаптацию заданий.

● обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

Действительно, всем категориям обучающихся с ОВЗ необходимо предоставить возможность уединиться, чтобы снять сенсорное напряжение, а может наоборот – двигательную зону, где они смогут разрядиться. Многим потребуется специально оборудованное рабочее место и это необязательно особый стул или парта. Это может быть наклеенное визуальное расписание, вспомогательные карточки.

Не все ребята с ОВЗ могут сразу полноценно включиться в учебный процесс, кому-то потребуется более длительный период адаптации, сокращенный график посещения занятий. А для выполнения диагностической работы потребуется большее количество времени, которое мы можем предоставить нашему ученику с особыми образовательными потребностями (не забывая включать эти особенности в индивидуальный образовательный маршрут ребенка).

● максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

Тему инклюзии никто не отменял. Дети с ОВЗ не могут быть сегрегированы и не взаимодействовать с обществом, через него они учатся коммуникации, речевым, познавательным навыкам. И мы должны обеспечить им эту возможность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Составление денотатного графа «Анализ и отбор парциальных программ в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов»

Составление денотатного графа «Анализ и отбор парциальных программ в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов»Все програ...

Представление опыта работы «Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой самообразования»

В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности в своей практике я применяю различные инновационные технологии. Наиболее эффективными...

Специфические образовательные потребности, характерные для слепых обучающихся

Помимо общих потребностей, существуют специфическиепотребности, которые напрямую связаны с компенсацией того или иногонарушения развития....

Специфические образовательные потребности, характерные для обучающихся с ТНР

Помимо общих потребностей, существуют специфические потребности, которые напрямую связаны с компенсацией того или иного нарушения развития....

Сборник материалов конференции "Многогранность образовательных потребностей. Разнообразие психолого-педагогических условий и практик в социализации и развитии всех участников образовательных отношений"

В сборнике представлена статья Батаниной О.А, Шипушиной И.Ю, Кошевых И.Г. "Практика организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и УО в условиях детского сада комбинированног...

Совершенствование методов обучения и продуктивное использование современных образовательных технологий, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, методической работы с педагогами

Совершенствование методов обучения и продуктивное использование современных образовательных технологий, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательным...