"Гласные звуки и буквы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_zvuki_i_bukvy_starsh.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 50 города Ставрополя

Конспект итогового занятия по обучению грамоте

в старшей группе

«Гласные звуки и буквы»

Подготовила и провела:

                                                                                                    учитель – логопед

                                                                                              О.Н. Малышко

Цели:

  • Обобщить знания детей о гласных звуках и буквах
  • Закрепить умения:

- классифицировать гласные звуки по твердости - мягкости;

         - определять место звуки в слове,

         - выделять начальный звук из слова,

         - соотносить зрительный образ буквы со звуком

         - проводить звуковой анализ синтез коротких слов,

  • Развивать фонематический слух.

Оборудование: Игра «Звукоморье» (см.приложение), предметные картинки, набор

                          букв, сигнальные карточки, звуковые кубики и полоски, разрезная

                          азбука («собери букву»).

Ход:

I. Организационный момент: сядет тот, кто назовет свою любимую сказку.

II. Игра «Звукоморье»:

Логопед: «Ребята, я вижу, вы очень любите сказки. А хотели бы вы сами побывать в сказке?

Дети: «да»

Логопед: «Тогда, я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в сказочную страну - «Звукоморье». Это необычная страна, морская. В ней живут звуки. А на чем же мы отправимся в плавание.

Дети: «на корабле»

Логопед: «Верно. А вот и наш кораблик. Ой, да тут пассажиры. Кто это, Узнаете?

Дети узнают себя на фотографиях в окошках корабля.

Логопед: «Действительно! Случилось чудо, и вы на самом деле очутились на

борту сказочного корабля. Ну, что, вперед! К приключениям! Только будьте

осторожны и внимательны, в сказке всякое может»

Кораблик продвигается вперед и останавливается.

Логопед: «Что такое! Не успели отплыть, а кораблик уже остановился и не двигается. Да тут какая-то помеха! (открывает первую картинку игры- АКУЛА)

 Ребята - это Акулья скала! Она так называется потому, что здесь живут  

 акулы. Место опасное! Чтобы проплыть его надо правильно ответить на

 вопросы.

Будьте внимательны, а то акула кого - нибудь съест.

Вопросы:

  1. с какого звука начинается название этой скалы Дети :- со звука «А»
  2. А что такое звук?

Дети: - то что мы слышим

  1. Какие звуки называются гласными и почему?

Дети :- звуки, которые поются голосом - гласные.

  1. Какие бывают гласные звуки?

Дети: - твердыми и мягкими

  1. А звук «А» - какой?

Дети : - твердый

  1. Придумайте слова, начинающиеся с твердого гласного звука: Дети называют

Логопед: « Молодцы! Такие умные дети акуле не по зубам. Отправляемся дальше».

                 Кораблик плывет и останавливается у второй картинки игры.

Логопед: «Что случилось! Опять кораблик остановился (открывает картинку- ЯКОРЬ)

Ой, ребята, у нас оторвался якорь и упал на дно. Чтобы его достать, надо выполнить задания:

Вопросы и задания:

        1 .Какой первый звук в слове «якорь», твердый он или мягкий    

Дети: «звук «Я», он мягкий».

2.  «У  вас  на  столах  красные  кубики.  Поднимите  кубик, если услышите мягкий гласный звук :

са -се - лё - ре - му - ми - зи - фа - до - рё - кп - бо -ге - ты - те - л а

З.Что такое буква?

 Дети : «значок, обозначающий звук»

«У вас на столах - карточки с буквами. Они перемешались от толчка, когда упал якорь. Разложите карточки так, чтобы наверху оказались буквы твердых звуков, а внизу - мягких.

Дети выполняют. На доске выставляется правильный вариант.

Дети проверяют свой результат.

Логопед : Все в порядке. Поломку устранили, можно двигаться дальше.

Раздаётся звук « о -е - ей»,

«Что это ребята (открывается 3-я картинка- ПАРУСНИК).

Логопед: Да это же парусник «Полет» Мы чуть не столкнулись с ним.

Чтобы побежать аварии, надо потрудиться :

Задания:

1. Посмотрите на название парусника и назовите буквы гласных

звуков, которые есть в названии. Дети : «звуки О- ё».

  1. «У вас на столах картинки, в названиях которых есть звук «О».Найдите его в слове и под картинкой выложите звуковую полоску.

Демонстрация: - если звук «О» - в начале слова, то

Эту -  

Если в середине -  

                Если в конце –

 Картинки: «овощи, дом, автобус, снеговик, колесо, иголки, слон, цветок, ножницы.

Дети объясняют выполненное задание .

  1. Поднимите букву, соответствующую гласному звуку :

пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, жук, дочь, сад, пол, мыл, рис, эхо

Логопед: «Ну вот и справились. Полный вперед! И снова остановка. Кого мы еще встретим?

Ой, да это уточка. Что случилось? (открыта 4-я картинка- УТКА). Ребята, уточка говорит , что ее братья и сестры улетели на Юг, а она отстала от стаи. Не знает, где их искать. Надо ей помочь.

          Задания и вопросы :

1 .Скажите, с какого звука начинается слово «уточка». Дети : со звука «У». А «Юг»?

Дети: со звука «Ю».

Логопед: Ребята, так это же звуки - братья. Только «У»какой?

Дети: «Твердый». А «Ю»?

Дети: «мягкий».

Логопед: Давайте все буквы разложим по парам: соединим твердых и мягких братиков. Может тогда и уточка пай дет своих родственников?

Дети выполняют задания.

Логопед: Молодцы, ребята! Теперь уточка полетит искать свою стаю, а мы отправимся дальше. В путь!.

Кораблик останавливается у следующей картинки.

Что-то опять случилось. Да это же пираты.(открывается картинка- ПИРАТЫ) От них так просто не уйдешь! Надо выполнить 3 задания.

Задания:

Назовите буквы красного цвета в слове «пираты» на картинке.

Дети :буквы И—Ы

2.Отгадайте загадки о буквах: Посмотри на колесо и  увидишь букву... дети «О»

Чтобы «О» по укатилось

         Крепко к столбику прибью.

         Ой, смотри-ка. что случилось          

         Получилась буква ... дети «Ю».

Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь, а

Перед тобою буква ... дети «А».

3. Дорисуйте буквы:

Кораблик   отправляется   дальше   и   останавливается  у последней

картинки препятствия (Матрос).

Логопед: Внимание! Человек за бортом! Это место заколдовано. Кораблик не сможет подплыть к человеку, пока мы не узнаем пароль.

Задания:

1. Выложите столько красных карточек, сколько звуков я назову

А У

  • Какой первый звук (второй)
  • Поменяйте местами и прочитайте, что получилось?

 Дети «УА»

  • Уберите карточку «а», что осталось?  

   Дети: «У»

  • Добавьте синий  квадратик,  означающий звук «М»,  прочитайте, что получилось.

Дети: «УМ».

Хором читают пароль - «УМ»

Логопед: Наше путешествие завершилось в замке короля звуков. Мы никого не потеряли в пути. Преодолели все препятствия. Теперь можно отдохнуть.

Итоги: Встанет тот, кто придумает имя королю звуков. В его имени должны быть гласные звуки (любые). Назовите их в ответе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Гласные звуки и буквы"

Цель: обобщение знаний о гласных звуках и буквах....

Путешествие в Страну гласных звуков и букв.

Занятие по подготовке детей  к обучению грамоте....

Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

Домашние логопедические задания (гласные звуки и буквы)

Предлагается материал, который может быть использован для домашних заданий  при знакомстве с гласными звуками и буквами (а, у, о, и, ы, э)...

Конспект НОД "Спешим на помощь к гласным звукам и буквам"

Конспект НОД  по обучению детей грамоте    включает в себя интеграцию образовательных  областей: познание, коммуникацию, музыку, чтение художественной литературы, конструирование....