Конспект НОД "Спешим на помощь к гласным звукам и буквам"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Комарова Наталья Владимировна

Конспект НОД  по обучению детей грамоте    включает в себя интеграцию образовательных  областей: познание, коммуникацию, музыку, чтение художественной литературы, конструирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.integrirovannoe_zanyatie.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №30 «Белочка» город Набережные Челны Республика Татарстан.

                                                              Комарова Наталья Владимировна. 

                                         Конспект  НОД

Тема:   СПЕШИМ НА ПОМОЩЬ К ГЛАСНЫМ ЗВУКАМ И БУКВАМ.

                                            Старшая группа

Задачи:

      Образовательные:   обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках и буквах. Закрепить понятия звук, буква. Упражнять в нахождении места звука  в словах (в начале, середине, конце). Упражнять в подборе  прилагательных, антонимов. Совершенствовать  умение слушать  и слышать, давать обоснованные ответы на вопросы воспитателя.

     Развивающие: формировать у детей навыки связной речи, самостоятельной умственной и практической деятельности, направленной на достижение определенной цели. Развивать  фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память. Развивать логическое мышление и сообразительность.  Поощрять речевую активность детей в словесных играх.

     Воспитательные:  воспитывать  нравственные качества  и умение анализировать мнение и высказывания сверстников.

     Материалы и оборудование к занятию:  SIDI проигрыватель, диск, ноутбук, диктофон, интерактивная доска, проектор.

 Музыкальный материал: пьесы «Октябрь», «Осенняя песнь» П.И. Чайковского. Большие  набивные кубы.

     Демонстрационный  материал: изображение  паровозика, картинки изображающие звук. Изобразительный материал: Картины «Рябинушка»

(И. Гробарь), «Задумчивые дни осени» (В. Бялыницкий - Бируля).

     Раздаточный материал: шнурки, счетные палочки,  линейки для определения места звука,  кружочки красного цвета, призы.

     Методы обучения: игра, дискуссия, логическое рассуждение, ТРИЗ, РТВ,

     Предварительная работа с детьми: разучивание стихов о гласных буквах.

    Подготовка воспитателя: украшение группы осенними листьями, картинами художников - живописцев  (И. Гробарь «Рябинушка» и  В.  Бялыницкий-Бируля «Задумчивые дни осени), на одной части группы изображен лес, расставлены скамеечки для детей, на другой части группы  изготовлено «болото» для черепахи Тартиллы. На третьей части группы поставлены воротики для входа в каморку папы Карло, сложены большие набивные кубы. На четвертой части группы расставлены столы для детей.

      Планируемые результаты уровня интегративных качеств. Принимает активное участие  в ходе занятия; проявляет интерес к новым знаниям и умениям, активно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач,  умеет формировать ответы на вопросы педагога, владеет диалогической формой речи, эмоционально реагирует на музыкальные произведения, произведения литературы и живописи. Умеет двигаться под музыку выразительно и ритмично в соответствии с музыкальным образом. Умеет  находить  место звука  в словах (в начале, середине, конце). Умеет подбирать  прилагательные,  антонимы.     Умеет анализировать мнение и высказывания сверстников.

      Интегрирование образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы, конструирование.

     Организованная образовательная деятельность.

1.Коммуникативная. Введение игрового момента: дети получают звуковое письмо, в котором сообщается,  что страна Азбука в опасности. Дети предлагают свои варианты, как можно спасти  страну Азбуку от злого волшебника Буквоешки. Беседа об осени, встреча со сказочными героями.

2. Музыкальная. Дети слушают пьесы П. И. Чайковского  «Октябрь», «Осенняя песнь».

3.Двигательная. Дети выполняют движения листьев, капель дождя ветра. Подлезание в воротики, упражнения на равновесие.

4.Игровая. Словесные игры «Кто это, что это?», «Найди место  звука», «Скажи наоборот»

5. Чтение художественной литературы. Чтение стихов об осени                                     Ф. Тютчева,  А. Жемчужникова.                            

6.Продуктивная. Конструирование. Дети строят теремок для Азбуки.

7. Коммуникативная. Итог занятия.

     Ход.

     I часть. Организационный момент.  Дети заходят в группу, встают полукругом.

     Воспитатель. - Дети, какое у вас настроение? (ответы детей).

Воспитатель. - Сегодня у нас  занятие по дороге к Азбуке. Мы отправимся в гости к гласным звукам и буквам, вспомним все, что мы знаем о гласных звуках и буквах. Ждут нас сегодня необычные приключения.

     II часть. Повторение пройденного материала. Раздается стук в дверь, поступило  звуковое  письмо от ёжика и лисенка. Воспитатель включает диктофон. « В  стране Азбуке   случилось несчастье. Злой волшебник - Буквоешка, заколдовал все буквы и  все звуки, страну  накрыла тьма. Ребята помогите спасти Азбуку».

       Воспитатель. - Ребята, что будем делать? Как мы сможем спасти нашу Азбуку? (ответы детей). Давайте посмотрим в нашу волшебную книгу (смотрят в ноутбук). На экране  изображение черной  планеты.

      Воспитатель. - Ёжик и Лисенок  детский сад  «Белочка» вызывает вас на связь. Ответьте нам ( тишина). Ребятки видно и в  правду в стране Азбуке  случилась беда. Пора отправляться в путешествие, а помогут нам спасти Азбуку ваши знания. (Дети идут по кругу, произносят чистоговорки).

Ём- ём- ём –ём – спасать Азбуку идём.

Ны- ны- ны- ны – нам преграды не страшны.

Им – им – им - им – колдуна мы победим. Останавливаются.

       Воспитатель. - Перед нами волшебный лес полон сказок и чудес. Дети, какое сейчас время года? (ответы детей). 

Расскажите, какая бывает осень? (ответы детей).

       Дети. Золотая, красивая, унылая, разноцветная, ласковая, печальная, солнечная, ранняя, поздняя, дождливая, прекрасная, задумчивая.

       Воспитатель.- Дети давайте спросим у волшебного леса, как найти дорогу в страну Азбуку.

      Дети.- Волшебный лес  подскажи дорожку в страну Азбуку.

      Лес ( воспитатель изменяет голос). - Я подскажу вам дорогу в страну Азбуку, если вы послушаете звуки волшебного леса.( дети садятся на скамеечки). Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Осень». Послушайте, какая волшебная музыка звучит. Как П.И. Чайковский с помощью музыкальных инструментов смог передать  всю красоту  осени.

       Воспитатель. - Какой характер осени передает эта пьеса? (дети отвечают). Правильно, пьеса задумчивая, печальная, грустная,  тоскливая, немного взволнованная, беспокойная. В музыке можно услышать порывы ветра, как падают листья. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, наполненными вздохами.  Представьте себя  осенними листочками, деревьями, капельками дождя. (Дети импровизируют в движении).

       Воспитатель. -Посмотрите внимательно на картины художников –живописцев.( И. Гробарь «Рябинушка» и  В.  Бялыницкий-Бируля «Задумчивые дни осени») Какая из этих картин больше всего подходит по настроению к пьесе П.И. Чайковского. «Осень». Почему? (Дети отвечают).

      Воспитатель.- Послушайте стихи об осени и скажите, какое  из них подходит  по настроению к картине И.Грабаря. Почему?

Небо холодное - в тучах,

Хмуры лужайки и чащи;

Слышен в березах плакучих

Ветер, уныло гудящий…

                                               А. Жемчужников.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

                                     Ф. Тютчев

      Воспитатель. - Нам пора спешить на помощь.( Дети идут по «лесу» перешагивая через импровизированные пенечки).На пути детям встречается Пьеро (театральная кукла)

       Дети.- Дорогой Пьеро покажи  нам  дорогу к Азбуке.

       Пьеро. - Вот отгадаете мои загадки,  тогда покажу, только отгадывать надо  быстро.

Проводится игра  «Кто это, что это?»

Желтые, красные, осенние- ….

Бурый, косолапый, неуклюжий -…

Аккуратная, послушная, веселая -…

Красное, спелое, сладкое -….

Новая, интересная, библиотечная -…

Старый,  кирпичный, четырехэтажный -…

Маленькая, серая,  пугливая  -…

Зеленый, продолговатый, сочный -…

Холодный, белый, пушистый -…

Ветвистая, зеленая, колючая-…

Пьеро  показывает детям дорогу. ( Дети идут  на  «болото», перепрыгивая с кочки на кочку, попадают в гости к черепахе Тартилле (театральная кукла).

      Черепаха Тартилла.  -Чтобы спасти Азбуку надо выполнить следующие задания.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Война –…                                                Полный – …

Твердый –…                                            Тихо –…

Утро –…                                                  Сухой –…

Тишина –...                                              Быстрый – …

Твердый –…                                            Холодный – …

    Поиграем в игру «Отвечай быстро»

Ваза из стекла  – ….                                     Варежки из шерсти – …

Перчатки из кожи   -….                               Шапка из меха –….

Сапоги из резины –….                                 Коробка из картона – …

Серьги из серебра –….                                 Шляпа из соломы – …

Кольцо из золота –….                                  Сок из томатов –…

Горшок из глины –…                                   Дом из кирпича –….

Черепаха Тартилла показывает детям дорогу. (Дети пролезают в  воротики, попадают в каморку к папе Карло,  их встречает Буратино (театральная кукла).

     Буратино. -Ребята, помогите мне вспомнить, что такое звук? (ответы детей)

-Какие бывают звуки? (музыкальные, бытовые, звуки природы, речевые звуки)

-Какие гласные звуки вы знаете?  ( ответы детей)

-Почему эти звуки называются гласными? (ответы детей)

-Что такое буква? (ответы детей)

-Чем отличается звук от буквы? (ответы детей).

 Появляется  Мальвина  (театральная кукла). Работа за столами.

       Мальвина. - Чтобы спасти Азбуку, надо написать  буквы на листочках.

(Карандаши  и листочки исчезли, это проделки Лисы Алисы и кота Базилио).

       Буратино. - В каморке папы Карло всегда найдутся палочки и веревочки.

      Мальвина.1-е задание.- Выложите с помощью палочек и веревочек, букву самую главную в алфавите.

-Переложите  палочки так , чтобы получилась буква  И

-Переложите палочки так, чтобы получилась буква, которая тянет ушки из хвоста (У)

-Выложите букву с открытым ртом и языком. (Э)

-Выложите букву без улов ( О)

-Выложите букву, которая ходит с палочкой. (Ы) ( Дети выкладывают буквы из палочек и веревочек).

2-е задание. Проводится дидактическая  игра «Найди место  звука»

Дети определяют место звука в словах, используя схемы – линейки для определения места звука ( в начале, середине, конце)

 Находят место звука [А] в словах: (аист, сад, рама).  Используются картинки.

 Находят место звука  [О] в словах (осень, сом, окно). Используются картинки.

Находят место звука  [У] в словах (утка, шуба, уксус). Используются картинки.

Работа детей с большими  кубами.  Мальвина предлагает детям навести порядок в каморке папы Карло построить  из кубов теремок. Дети из больших кубов строят теремок, находят на кубах гласные буквы.

     III часть. Итог занятия. Издается звук из ноутбука. Воспитатель обращается к волшебной книге (ноутбук).

     Воспитатель. Ёжик и Лисёнок  вас вызывает на связь дети из детского сада. На экране   появляется изображение.

1-й слайд. Изображение  буквы А,1-й  ребенок читает стихотворение  о букве.

2-й слайд.  Изображение  буквы О, 2-й ребенок читает стихотворение о букве.

3-й слайд. Изображение  буквы Э, 3-й   ребенок читает стихотворение о букве.

4-й слайд. Изображение  буквы Ы,4-й ребенок читает стихотворение о букве.

5-слайд. Теремок, в теремке изображение азбуки.

6-й слайд. Ёжик и лисёнок машут детям с экрана.

    Воспитатель. - Вот и вернулась к нам наша Азбука, вернулись и гласные буквы. Молодцы ребята вы смогли расколдовать Азбуку, справились со всеми заданиями и помогли вам в этом ваши знания. Тьма исчезла, Азбука спасена. Запомните ребята пословицу. «Ученье свет, а не ученье – тьма».  Наше путешествие заканчивается. На следующем занятии мы снова встретимся с нашими звуками и буквами. До свидания ребята.

Занятие окончено.

Список литературы

1. Арушанова  А.Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения-М.: Мозаика – Синтез  2004

2. Ладыгина Т.Б. Стихи к осенним праздникам. - М.: ТЦ Сфера, 2012.- 96с

3.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «Мир открытий»// Научный руководитель Л.Г. Петерсон  / Под общей редакцией  Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М -.: Цветной мир, 2012.-320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логоритмике "Звук и буква С"

Интгерированное  занятие для детей подготовительного возраста, чтобы совершенствовать нормализацию речи и двигательные функции в упражнениях под музыку и слово; развивать фонемати...

Конспект совместной образовательной деятельности "Звук и буква «Ч»".

Занятие в старшей группе.В занятии используются технологии В.Ф. Базарнова(экологическое пано,коромысла)        Цель занятия:Воспитывать доброжелательность к сказочным персонажам.Ут...

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....

Конспект фронтального занятия Тема: «Звук и буква М».

Конспект фронтального занятия  Тема: «Звук и буква М». Цели:1.        Познакомить с буквой «М».2.        Закреплять...