Статья "Взаимосвязь мелкой моторики и развитие речи детей дошкольного возраста"
статья по логопедии

Аношина Анастасия Николаевна

Статья "Взаимосвязь мелкой моторики и развитие речи детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь мелкой моторики и развитие речи детей

дошкольного возраста.

Речь – это важнейшая психическая функция человека. На основе речи в процессе социального взаимодействия формируются высшие формы познавательной деятельности. Л.С. Выготский указывает, что речь является не только «высшим регулятором человеческого поведения», но и ведущим средством всестороннего развития личности ребенка        .

Одним из факторов развития речи ребенка является уровень развития мелкой моторики. Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как ―орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Корковая проекция чувствительности и двигательной системы

(По Пенфилду)

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

По мнению специалистов, развитие моторики у детей 3-4 лет должно соответствовать следующим нормативным требованиям:

  • Стучит предметом о предмет;
  • Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный;
  • Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок;
  • Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки;
  • По аналогии строит мостик из 3 кубиков;
  • Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков;
  • Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°;
  • Перерисовывает крестик, круг, квадрат;
  • Рисует человечка с не менее чем 3 элементами.

Процесс развития мелкой моторики не должен быть механической тренировкой. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребёнка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.

К сожалению, в последние годы у большинства детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь малыша малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.

Развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с задержкой речевого развития и с общим недоразвитием речи.

Мелкую моторику рук развивают:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Рисование, раскрашивание
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
  • Лепка из пластилина, глины и соленого теста
  • Шнуровки, скручивание лент, игры с прищепками, откручивание и закручивание крышек и др.
  • Аппликации
  • Упражнения с массажным мячом
  • Пальчиковый театр
  • Игры с конструктором, мозаикой, пазлами
  • Игры с песком и водой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре для воспитателей:«Значение мелкой моторики в развитииречи детей дошкольного возраста»Цель семинара: повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей ...

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук...

Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста.

Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...