Игры для развития речи у неговорящих детей
методическая разработка по логопедии

Практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей старше 3 лет посредством игр и игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya.docx749.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Березовского  «Детский сад №1 «Звездочка»

Методическая разработка

Игры для развития

    речи у неговорящих детей

Подготовила:учитель-логопед

Полевода Мария Анатольевна

                                                 

Пояснительная записка

 

          Цель разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей старше 3 лет посредством игр и игрушек.

          С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.

           Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе или это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

          - обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности

           Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.

           На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.

           Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

                                                               

                                                      323.jpg

                                             

                                           

                                                    Игра «Солнце-дождик».

Цель: формирование речевой активности, активизация повторения звукоподражаний.

Задачи: развитие слухового внимания, сенсорных ощущений, развитие общения.

Ход игры: Занятие проводится с группой детей. Логопед предлагает детям погулять по лесу, греясь на солнышке, поясняя, что может начаться дождик, показывая большой зонт, сообщая, что скрываться от дождика необходимо, прячась под зонт. Дети вместе с логопедом изображают прогулку по лесу (можно использовать фоновую магнитофонную запись с шумом леса): перешагивают через буреломы, оглядываются по сторонам, нюхают воображаемые цветы. Логопед в это время постоянно произносит: «Солнце светит ярко. Уф, как жарко!», стимулируя детей к повторению междометия «Уф!». В определенный момент логопед эмоционально восклицает: «Дождик! Дождик! Все прячемся под зонтик»; раскрывает зонт, детей не спрятавшихся под зонтик, логопед слегка опрыскивает из пульверизатора. Когда дети спрячутся под зонт, логопед барабанит по зонту пальцами и эмоционально произносит звукоподражание «кап-кап. Как дождик капает: кап-кап». Затем снова логопед произносит: «Солнце вышло, уф, как жарко!». Игра повторяется несколько раз.

                                     a6568aa8ac7beb8bb47512ec44bd9df1.jpeg

                                           

                         

                                                 Игра «Выжимаем губки».

Цель: формировать навык речевого подражания, стимулировать произнесение звукоподражания «кап-кап».

Задачи: развитие зрительного и кинестетического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, пассивного словаря.

Оборудование: две тарелки, губки разных цветов.

Ход игры. Логопед ставит на стол две тарелки, в одной из них – вода, раскладывает на столе губки разных цветов. Он опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом эмоционально звукоподражание «кап-кап». Затем логопед предлагает ребенку выполнить это действие по инструкции: «Возьми желтую (красную, синюю и т.д.) губку». Детям нравится эта игра, на таком эмоциональном фоне ребенок произносит звукоподражание. Движение повторяется по несколько раз правой и левой рукой. Когда ребенок сможет по подражанию воспроизводить слова определенной слоговой структуры, можно повторять эту игру, стимулируя ребенка к произнесению слов: «вода», «губка», «капает».

                                                   6c506522d3e148eb176cd4693456fd07.jpg

                                               Сенсорные альбомы

 Цель: формирование атрибутивного словаря (пассивного или активного в зависимости от этапа работы).

Задачи: развитие тактильного, кинестетического восприятия.

Оборудование: в альбом для рисования вклеиваются одинаковые кусочки различных материалов: вата, мех, шелк, шерсть, наждачная бумага, фольга.

Ход игры: Логопед показывает ребенку альбом, побуждает ребенка провести рукой по разным материалам, обращает внимание ребенка на их качества: пушистый, мягкий, скользкий, колючий, шершавый, гладкий. Некоторые материалы, название которых просто по слоговой структуре можно назвать: мех, вата, фольга. Затем ребенку предлагается показать по инструкции: Что гладкое? А что шершавое? А что мягкое? и т.п. А затем поочередно с ребенком угадывать на ощупь лоскутки в альбоме. Если уровень речевого развития уже достаточно высокий, то можно попросить ребенка назвать качества материалов.

                                 item_1674.jpg

                   

                    Игрушки для развития речевого дыхания

Развитие речевого дыхания у ребенка, очень важная составляющая его правильной и красивой речи. Умение правильно, громко и четко произносить звуки необходимо тренировать с самых ранних лет жизни ребенка. В этом поможет дыхательный тренажер  «Аэробол».

Суть игры в том, чтобы поднять шарик как можно выше и плавно опустить его на место. А еще можно попробовать добиться эффекта «зависания» шарика в воздухе. Игры на дыхание развивают легкие, носоглотку, речевое дыхание, постановку речи, голос.

В процессе игры  ребенок научится плавному дыханию, что способствует правильному звукообразованию и развитию его речи. Тренажёр помогает удерживать внимание и сосредотачиваться. Перед применением тщательно протрите аэробол. Тренируйтесь ежедневно и увеличивайте интенсивность занятий.

Любимые игры среди детей:

«Высоко-низко». Попробуйте регулировать силу и продолжительность выдоха, управляя шариком и заставляя его взлетать выше или ниже.

«Кто дольше?». Тренируйте длинный выдох, соревнуясь с ребенком, кто дольше продержит парящий шарик.

Занятия всего по 5 минут, но каждый день, принесут очень хорошие результаты.

                                                22706.jpg

                        Игрушки  для  формирования предметно-игровых действий

Матрешки сформируют  у ребенка интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.

Взрослый показывает ребенку матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Показывает, как матрешка "топает" до тележки, ("топ-топ"), сажает ее в тележку, катает, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: "А твоя матрешка хочет покататься?" Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее.

"Сделаем мебель для матрешки"

 Цель: формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому.

Оборудование: кубики, кирпичики, матрешка. Ход игры: взрослый предлагает ребенку сделать мебель - стол, стул для куклы. Затем он сооружает перед ребенком стол - кирпичик кладет на кубик, стул - кирпичик ставится на ребро рядом с кубиком, просит ребенка повторить эти действия. После этого мебель обыгрывается.

                                             matrioshka-suvenir-igrushka-makro-boke.jpg

Сортер –прекрасная игрушка для развития , где нужно сортировать предметы по разным признакам. Даже небольшое число отверстий в сортере поможет ребенку различать и соотносить форму и размер фигур с их изображением на плоскости. Сортер развивает логику , зрительную память и мелкую моторику. Ребенку постарше лучше выбрать более сложный по количеству отверстий и форм сортер.

                                          0ce701aaf64fc7bec855d4fec2bf9225.jpg

Посуда. Игры с посудой занимательны и познавательны.Здесь огромное поле для создания сюжетов, что стимулирует развитие речи . Детская посуда задействует мелкую моторику , развивает сенсорные ощущения.

                               6359961461.jpg

Игрушки-шнуровки

Предназначены для развития мелкой моторики и памяти .Шнурок продевается через определенный предмет с дырками (фигурка,пуговица, ботинок ).Иногда для удобства присутствует пластмассовая игла. Получается своеобразная модификация пирамидки. Игрушки –шнуровки –это разные сюжетные игры. Например, инсценировка «Репки». Мама читает сказку , а ребенок сцепляет шнурком поочередно всех участников событий (бабку , дедку и т.д.)

                                       6199.970.jpg

Список игр и игрушек может быть огромным. Выбирать нужно, исходя из конкретной ситуации. Интуиция и помощь специалиста обеспечат успех в развитии речи у вашего ребенка.

                   

                                                Веселых Вам игр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для неговорящих детей

Если  ребёнок не говорит,  а ему уже 2 года и больше, значит,  малышу нужно помочь, а не ждать чудо…...

Игры для неговорящих детей

Игры для неговорящих детей...

Игры для неговорящих детей. (1)

Игры для неговорящих детей. (1)...

Игры для неговорящих детей. (2)

Игры для неговорящих детей (2)...

Игры для запуска речи неговорящих детей

В материале представлены игры, способствующие вызыванию и развитию речи...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...

Игры для активизации речи неговорящих детей дошкольного возраста.

Простые логопедические игры для активизации речи неговорящих детей дошкольного возраста....